Воспитание ребенка от 0 до года: как правильно воспитывать детей с рождения (психология)

Содержание

☀ Базовые принципы и психология ☀ ребенка от рождения до года ☀

Воспитание ребенка от 0 до года: как правильно воспитывать детей с рождения (психология)

С какого возраста лучше всего начинать воспитание ребенка? Большинство современных воспитателей и психологов единодушны во мнении: этот процесс начинается задолго до рождения ребенка. Именно поэтому задача родителей – с самого раннего возраста внимательно следить за ходом его процесса. Психология ребенка от момента рождения до года и будет предметом нашего сегодняшнего изучения.

Ребенок до года проходит грандиозный путь развития

Не является исключением и ранний возраст. Несмотря на то, что согласно распространенному заблуждению, младенцы еще плохо понимают и не осознают происходящие вокруг события, на самом деле они очень активны в познании окружающего мира и адаптации к его условиям.

Уже к первому году жизни он прекрасно различает голоса людей и даже дает понять, кто ему более приятен. Он чувствует настроение своих близких и уже может откликаться и реагировать на него.

происходит начальное формирование свойств его характера и индивидуальных личностных качеств.

Именно поэтому воспитание ребенка до одного года является задачей не менее важной, чем соблюдение режима питания, соблюдение правил гигиены и т.д.

Календарь развития малыша от 0 до 12 месяцев

Возрастной период от рождения до года психология условно подразделяет на четыре основных периода.

Воспитание ребенка от рождения до трех месяцев

Основную роль в этом периоде играет развитие сенсорного (то есть, чувственного) восприятия ребенком мира, а также заложение у него полезных привычек и предупреждение вредных. Ребенок постепенно начинает привыкать к режиму и распорядку дня.

Новорожденный малыш большую часть времени спит

Развитие коммуникативных навыков детей в период от рождения до года осуществляется ненавязчиво и, главным образом, при помощи включения ребенка в простейшие формы игровой деятельности. Для этого нужно все время разговаривать с ребенком, улыбаться ему, наблюдая за его реакцией.

Это не только подготовит ребенка к восприятию речи, но также формирует у него правильную культуру общения. Полезно также сопровождать простейшие, совершаемые ежедневно действия (одевание, умывание и т.д.

) детскими песенками и потешками, а также давать ребенку музыку для прослушивания (хорошо для развития ребенка подойдут натуральные звуки природы или классика в специальной аранжировке).

Приобщение ребенка к культуре и внимание к раннему эстетическому развитию – вот условие, на котором должно строиться воспитание детей от рождения до года. Психология знает немало примеров того, как именно в этом возрасте у многих раскрывались таланты и склонности.

Ребенок в 3 месяца узнает родных и пробует отвечать

Приучение детей к режимным моментам выражается, главным образом в том, что их приучают спать, просыпаться, принимать пищу в специально отведенное для этого время.

Несмотря на то, что в этот период ребенок все еще очень привязан к родителям, важно чтобы он хотя бы некоторое время мог спать в одиночестве, не нуждаясь в присутствии кого-то из близких.

Не забывая о важной роли игры в этом возрасте, необходимо также уделить внимание правильному выбору игрушек для детей. Желательно, чтобы они имели не только развлекательную функцию, но также эффективно развивали сенсорику и моторику ребенка.

Для развития слуха, зрения, осязания, прекрасно подойдут музыкальные погремушки, яркие мобили, развешиваемые над кроватью, браслеты с колокольчиками.

Игрушки для младенца должны быть безопасными

К числу навыков, необходимых для развития от рождения до трех месяцев, психология относит:

  1. Способность держать головку.
  2. Проводить некоторое время в кровати, не беспокоя окружающих и самостоятельно находя для себя занятие.
  3. Активно реагировать на свет, звук.
  4. Проявлять признаки удовлетворения или недовольства.
  5. Засыпать самостоятельно и без пустышки.

Воспитание ребенка с третьего месяца до полугода

Какова психология развития полугодовалого ребенка? На втором этапе, который продлится с третьего до шестого месяцев, у ребенка также активно продолжится сенсорное развитие, а также он будет готовиться к началу приобретения навыков речи. Он открывает для себя окружающий мир и стремится как можно активнее включаться в его жизнь, познавать его. Задача родителей – поддержать в нем интерес и стимулировать его по мере возможного.

Малыш в 4 месяца активно проявляет эмоции

Например, выводя ребенка на прогулку, нужно акцентировать его внимание на пении птиц, звук журчащего ручья или шелест листьев и трав. А дома – включать ему музыку различных стилей и жанров.

Игровая деятельность детей в этом возрасте также приобретает новые черты. В первую очередь, ребенок уже не играет самостоятельно; все более важную роль в его играх начинают играть родители, а чуть позже и сверстники. Именно общение с ними сыграет решающую роль в интеллектуальном развитии ребенка.

Лучше всего играть с ребенком в те периоды, когда он как следует отдохнул, его ничего не беспокоит и не тревожит.

Приручение к аккуратности надо начинать с младенчества

К уже используемым в этот период игрушкам можно добавить:

  1. Всевозможные игрушки для жевания и сосания (необходимо обращать особое внимание на состав таких игрушек!).
  2. Мягкие кубики и мячики, удобные для захвата.
  3. Фигурки животных, растений и т.д.
  4. Пальчиковые краски, мягкий пластилин.

Воспитание ребенка от полугода до девяти месяцев

Воспитание ребенка от девяти месяцев до года имеет свои отличительные особенности. Психология этого периода такова, что к этому возрасту ребенок становится особенно любознательным и непоседливым.

Дети уже умеют ползать, свободно садятся на пол и даже пробуют вставать. Это дает им возможность обретать все большую независимость и проявлять еще большую активность в познании окружающего мира.

В это время, помимо всего прочего, нужно уделить максимум внимания физическому развитию и воспитанию ребенка.

Ребенок в 7 месяцев активно осваивает пространство дома

Когда интерес детей к окружающему миру растет, очень важно сделать все возможное, чтобы познавательная активность не угасала, а лишь возрастала со временем.

Для полноценного развития ему нужно подготовить пространство для активного исследования: на первых порах его роль будет выполнять квартира. Конечно же, все помещения необходимо максимально обезопасить, спрятав провода и убрав подальше все острые и бьющиеся предметы. Но препятствовать свободному перемещению детей по дому все-таки не стоит.

Малыш 8 месяцев интересуется всем кругом

На этом этапе как никогда лучше ввести в повседневную жизнь ребенка массаж, развивающие подвижные игры, гимнастику и физические упражнения. В это же время ребенка крайне желательно приучить к горшку и другим санитарно-гигиеническим процедурам.

Ребенка приучают к аккуратности во время приема пищи, одевания, засыпания и т.д.

В возрасте от полугода ребенок уже достаточно восприимчив к речи и может запоминать простейшие инструкции, ему можно предлагать простейшие пальчиковые игры.

Поскольку к окончанию периода запас представлений ребенка об окружающем мире значительно возрастет, ему уже можно предлагать те игры, которые позволят ему продемонстрировать их на практике.

Хорошо также поощрять первые попытки детей говорить, но ни в коем случае не искажая слова и произношение звуков.

В 9-10 месяцев малыш начинает осваивать окружающий мир

Приучение ребенка к ограничениям и запретам – еще один важный воспитательный момент, который предполагает психология этого возраста.

Поощряя правильные поступки, не нужно забывать о порицании негативных. Но при этом ребенок должен четко понимать, что именно он сделал неправильно и за что именно он получил наказание. На замечания и любые ограничивающие его действия слова, ребенок должен реагировать с первого раза.

Для развития слуховой памяти, внимания, а также координации движений как нельзя лучше подходят музыкальные игрушки и развивающие центры. Научившись нажимать на кнопки и запомнив, за что они отвечают, ребенок быстро найдет игрушке применение.

Развивающие игрушки для малышей

Развивающие игровые комплексы позволяют не только как следует развить навыки мелкой моторики, но также позволяют ребенку запомнить, а позднее и применять на практике формы ролевого поведения.

Воспитание ребенка от девяти месяцев до года

Четвертый период развития ребенка от рождения до года психология характеризует наиболее интенсивным развитием всех сторон его психики.

Ребенок начинает ходить или, по крайней мере, вставать без поддержки взрослого. Необходимо поощрять эти попытки ни в коем случае не пресекая и, по мере необходимости, оказывать ему поддержку и помощь.

Развивать координацию движений также можно при помощи специальных игрушек-качалок.

Ключевым моментом интеллектуального развития ребенка является психология манипуляции с различными видами предметов. Именно тогда ребенок открывает для себя то, что каждый предмет имеет свою форму, текстуру, цвет и размер. А также понимает функцию предметов и учится применять их по назначению.

Малыш 11 месяцев может длительное время играть один

Когда ребенок усваивает даже простейшие функции и свойства предметов, можно приступать к развитию способностей выделять ключевые признаки предметов и классифицировать их по тем или иным свойствам.

В возрасте одного года ребенок уже начинает не только присматриваться к манерам поведения окружающих его людей, но и неосознанно подражать им.

Поэтому родителям как никогда важно строго следить за своим поведением, на личном примере показывая пример уважительного, доброжелательного отношения друг к другу и окружающим людям.

Атмосфера, царящая в доме, должна быть максимально комфортной и доброжелательной.

Уже к году ребенок должен обладать достаточным уровнем представлением о себе и об окружающем мире. Например, правильно показывать части своего тела, различать чистые цвета, знать назначение игрушек и других предметов.

Ребенок в 12 месяцев уже пробует самостоятельно изучать окружающий мир
Для этих целей ребенка нужно вовлекать во всевозможные игры, направленные на развитие всех видов и аспектов памяти. Большую помощь в этом родителям окажут также чтение стихов, пение песенок, прослушивание сказок.

Для развития мышления, формирования представлений детей о части и целом, можно предложить собирать и разбирать конструкции из кубиков, пирамидки, подбирая элементы по размеру, цвету и форме.

Базовые принципы воспитания ребенка на первом году жизни

Психология эмоционального и умственного развития ребенка от рождения до года довольно проста для понимания. Что же нужно учитывать для эффективного воспитания новорожденного?

Тесный контакт с мамой – главное условие полноценного развития

  1. Тесный контакт с мамой и возможность беспрепятственно общаться с ней через прикосновения, беседы сразу после рождения – залог спокойствия и морального благополучия ребенка. Но нельзя не отметить, что воспитание – дело обоих родителей и роль отца ничуть не менее важна, чем роль матери!
  2. Атмосфера в доме должна быть спокойной и доброжелательной. Родителям недопустимо громко выяснять отношения и повышать друг на друга голос в присутствии ребенка.
  3. Ключевыми аспектами полноценного развития ребенка являются здоровый сон, правильное питание, регулярные прогулки на свежем воздухе.
  4. Решающую роль в формировании и закреплении полезных привычек у детей играет личный пример родителя.
  5. Во время развивающих занятий подсказки со стороны взрослых должны быть сведены к минимуму.

Каковы особенности воспитания ребенка до года?

Воспитание ребенка от 0 до года: как правильно воспитывать детей с рождения (психология)

› Развитие ›

Молодые родители все свое время и все свои мысли посвящают своим малышам. Их силы направлены на соблюдение правильного режима дня и питания детей, на сохранение их здоровья, привитие необходимых двигательных навыков и развитие мышления. Но не менее важным будет воспитание ребенка до года.

Малыш кажется вам несмышленым и ничего не понимающим, но уже на ранних этапах у него происходит закладка привычек, личностных особенностей и склонностей.

Воспитание ребенка до года так же важно и первоочередно, как и умственно-физическое развитие крохи.

Психологи выделяют 4 специфических этапа взросления грудничка, ведь в зависимости от возраста малыша, отличаются цели и методики, определяющие, как воспитывать ребенка до года.

От 0 до 3 месяцев

Воспитание ребенка до года должно начинаться с первых дней жизни крохи. В период до 3 месяцев вы уже можете начинать формировать у дитя положительные стороны и оберегать его от возникновения вредных привычек, которые могут усложнить его и вашу жизнь. Психология детей на этом этапе очень подвижна, и поэтому вы можете изначально задать «правила игры».

  • Вы можете приучить младенца до трех месяцев засыпать без груди или пустышки;
  • будет удобно, если кроха сможет успокаиваться и засыпать без укачивания;
  • начинайте приучать малыша к самостоятельности, оставляя его в кроватке одного на некоторое время так, чтобы вы были вне поля его зрения;
  • когда малыш научится управлять своими ручками, не позволяйте ему сосать пальчики и кулачки;
  • будет хорошо, если младенец научится показывать своим недовольством необходимость смены подгузника, так вы сможете вовремя его переодевать, а грудничок усвоит способ общения с вами.

Утро у детей должно начинаться с гигиенических процедур. Когда малыш проснется, отправляйтесь в ванную, чтобы умыть его глазки, ручки и освежить половые органы после подгузника. Такие ежедневные процедуры приучат кроху заниматься своей гигиеной по утрам. Вечерние купания детей преследуют эту же цель.

Ребенок, которого регулярно умывают по утрам и вечерам, привыкает к такому режиму и, повзрослев, не будет забывать о гигиене.

В период до 3 месяцев помимо любви к собственной чистоте следует формировать у детей привычку к физическим упражнениям. На этом этапе зарядка будет заключаться в выкладываниях на животик.

В таком положении у грудничка укрепляются мышцы шеи, спинки и плечевого пояса.

Кроме развития физических навыков подобные тренировки привьют младенцу стремление заниматься упражнениями каждый день, и впоследствии он будет делать зарядку.

В этот же период происходит закладка основ общения. Вы должны очень мягко разговаривать с малышом, с улыбкой комментировать свои действия и чаще обнимать кроху.

От 3 месяцев до полугода

  1. В этот период должна идти активная подготовка младенца к речи. Закладка этого навыка начинается еще с рождения, малыш слушает вас, улавливает интонации и звуки. Сейчас грудничок начинает гулить, и ваша задача — поддержать его в этом и направить развитие его речевых навыков в нужное русло.

    Мягко, чтобы малыш не злился и не капризничал, учите его произносить определенные звуки, стимулируйте его подражательные стремления, «передразнивайте» вместе с ним шум двигателей автомобилей, писк птичек, лай собачек.

  2. Учите ребенка видеть прекрасное вокруг себя. Он еще не умеет говорить, но вполне способен понять, что вы ему рассказываете.

    Обращайте его внимание на красоту природы, зданий.

  3. Поскольку ребенок перенимает особенности общения в основном от нас самих, следите в первую очередь за собой. Недопустимо разговаривать с людьми на повышенных тонах, откровенно злиться на кого-то за глаза. Малыш все видит и слышит и может посчитать, что подобное поведение — норма.

  4. Физические занятия с малышом на этом этапе должны подготавливать его мышцы к переворачиванию и ползанию.
  5. У некоторых детей уже с 4 месяцев могут появляться зубы, и за ними нужно ухаживать. Даже если во рту у ребенка выросло всего ползубика, во избежание стоматологических проблем нужно его чистить.

    Поберите для крохи ароматную зубную пасту и покажите ему, как правильно нужно ухаживать за зубами. У одних детей этот процесс вызывает восторг, а у других малышей — резкое неприятие.

От 6 до 9 месяцев

Физическая и познавательная активность детей на этом этапе возрастает. Ваша кроха уже ползает, встает с поддержкой и без нее, садится. Наступает время приучения младенца к большей самостоятельности, но не стоит забывать и о разумных ограничениях. При воспитании малыша вы должны учитывать эти особенности.

  1. Одним из самых важных воспитательных процессов в этот период становится приучение крохи к горшку.
  2. Поскольку малыш активно ползает, и руки его при этом пачкаются, важно приучать его мыть руки перед едой. Детям очень нравится самостоятельно намыливать ручки и смывать мыло под струей воды.
  3. Приучение к аккуратности начинается, когда ребенку вводится прикорм, и он пробует держать ложку самостоятельно. Надевайте на шею малыша специальный нагрудничек, который будет защищать его одежду на случай «аварий». Некоторым детям нравится помогать мамам стирать со стола после кормления. Дайте крохе в руку салфетку и попросите убрать за собой, обязательно нахваливая маленького помощника.
  4. Малыш вырастет аккуратным, если вы будете обращать внимание на запачканную одежду и незамедлительно ее менять на чистую. Конечно, так в разы возрастет объем стирки и глажки, но нужно чем-то жертвовать. Не нужно ругать малыша за испачканную одежду, ведь он еще плохо контролирует свои движения.
  5. К завершению этого этапа ребенок вполне готов усвоить и принять слова «нет» и «нельзя», при этом они должны быть подкреплены разумным объяснением. У запретов есть свои особенности, зачастую ребенку недостаточно рассказа об опасности горячей кружки на столе, ему нужно на собственном опыте прочувствовать, что такое «горячо» и «больно».

Но во избежание лишних капризов лучше убрать подальше от ребенка те объекты, которые ему нельзя трогать и брать. Психология малыша такова, что если он видит запретный предмет — он обязательно будет стремиться взять его.

От 9 до 12 месяцев

  1. Малыш в этом возрасте активно подражает взрослым, и реальная жизнь переносится на игрушки. Сейчас самое время показать ребенку на примере мягких любимцев, что такое любовь, забота и нежность. Игрушки могут «поругаться» или «подраться», а младенец должен их пожалеть.
  2. Прививайте крохе внимательное отношение и к окружающим людям.

    Просите годовалого ребенка вести себя потише в утро выходного дня или по ночам, когда все домашние спят. Говорите малышу, когда плохо себя чувствуете, он должен научиться принимать подобные «слабости» со стороны взрослых. Уважение и заботливое отношение к близким закладывается в раннем возрасте.

  3. Приучайте младенца бережно относиться к игрушкам.

    Если малыш намеренно сломал что-то — отругайте его. Психология отношения к окружающим объектам и людям формируется именно в этом возрасте, поэтому вы должны твердо направлять поведение годовалого малыша в нужно русло и объяснять ему, что правильно, а что недопустимо.

  4. Ребенок уже вполне способен убирать за собой свои игрушки, и ваша задача — мягко просить его об этом, чтобы не вызвать протест и отторжение. Поначалу вы можете помогать малышу складывать их в коробки, но постепенно начинайте избегать этого занятия. Хвалите младенца и говорите, какой он хороший помощник.

  5. Поскольку малыш уже начинает ходить и контактировать с детьми на площадке, вы должны следить за его поведением и немедленно корректировать его. Если младенец ударил другого ребенка или взял чужие игрушки, — строго отругайте его и извинитесь перед «потерпевшим». Грудничок должен усвоить урок и осознать правила общения со сверстниками.

    Обязательно объясняйте малышу, почему вы его отругали и как следует себя вести. Психология ребенка уже достаточно зрелая, чтобы понять ваше требование поступать правильно и следовать вашим наставлениям.

Общие рекомендации

Ребенок во всем берет пример с нас — и в части ухода за собой, и в части поведения, и в части общения, поэтому в первую очередь для нормального развития малыша вам нужно поддерживать в семье спокойную доброжелательную атмосферу.

  • При общении с малышом сдерживайте свое раздражение;
  • разговаривайте с близкими и малышом спокойным голосом;
  • вы должны быть уверенны в себе, тогда любые ваши решения и запреты будут безоговорочно приниматься малышом;
  • важно, чтобы все ваши домочадцы придерживались избранной вами линии, как воспитывать ребенка в 1 год жизни, ведь если папа и бабушка дадут ребенку вещь, которую вы запрещаете ему брать, малыш поймет, что вы не авторитет, а близкими можно манипулировать;
  • в процессе воспитания учитывайте проявления возрастных кризисов, если вы приучили малыша спать в своей кроватке, но он неожиданно стал проситься к вам, возможно, нужно на время уступить крохе.

Каковы особенности воспитания ребенка до года? Ссылка на основную публикацию

Для больших успехов в будущем: как правильно воспитывать ребенка с самого рождения?

Воспитание ребенка от 0 до года: как правильно воспитывать детей с рождения (психология)

Чтобы малыш вырос послушным, добрым, чистоплотным и аккуратным человеком, его нужно воспитывать.

И начинать это делать рекомендуется с момента его появления на свет. Родители должны понимать, как правильно воспитывать ребенка с рождения.

Возрастные особенности и воспитание до года

Многие новоиспеченные родители задаются вопросом, как правильно воспитывать ребенка с рождения. Делать это необходимо с учетом его возраста, физиологических и психоэмоциональных особенностей.

Воспитание крохи до года можно условно поделить на 4 этапа:

В любом возрасте воспитанием ребенка должны заниматься оба родителя.

Первый период: от 0 до 3-х месяцев

Этот период считается одним из важных и ответственных. Родителям необходимо выработать у крохи хорошие привычки, предупредить появление вредных. Также на этой стадии происходит закладка основ общения. Нужно заниматься развитием сенсорного восприятия.

В этот период матери важно правильно организовать для младенца режим питания. Это необходимо для нормальной прибавки в весе, приучения малыша жить по графику.

Физиологические и психологические навыки трехмесячного ребенка:

В первые три месяца после появления крохи на свет требуется выработать у него такие привычки:

  • засыпать без пустышки на улице во время прогулки;
  • некоторое время развлекать себя самостоятельно, лежа в кроватке;
  • засыпать без укачивания.

Также надо приучать малыша к соблюдению гигиены. Каждое утро ребенка должно начинаться с умывания лица и рук, смены подгузника и подмывания. Так получится привить крохе любовь к чистоте. Важна гигиена и для поддержания хорошего состояния здоровья. Остатки испражнений, урины могут вызывать раздражение кожи.

Менять памперс рекомендуется каждые 3-4 часа, а также по мере загрязнения. Эпидермальные покровы маленьких детей очень нежные и чувствительные. Во избежание появления опрелостей, воспаления стоит обрабатывать кожу специальной присыпкой либо кремом.

Чтобы научить грудничка держать головку, следует ежедневно выкладывать его на живот. Делать это надо, даже если крохе не нравится такая поза.

Со временем он привыкнет и выкладывание на живот будет воспринимать спокойно, с интересом изучая окружающий мир под другим углом зрения. Нахождение в такой позе благотворно влияет на состояние мышц спины и шеи.

Также в этот период нужно активно общаться с ребенком. Чтобы грудничок начал агукать, с ним требуется играть, разговаривать. Полезно петь ему песни, читать стихи и сказки. Каждое действие, связанное с малышом, необходимо комментировать. Во время беседы с крохой родителям надо улыбаться. Так они будут закладывать культуру общения.

Второй период: от 3-х до 6-ти месяцев

Это этап активного совершенствования слуха, зрения, сенсорного восприятия. Родителям надо в этот период подготавливать ребенка к становлению речи. Рекомендуется включать мелодичную и легкую музыку.

Подойдут разные жанры и стили: детские песенки, классика, народные мотивы, аудиосказки. Чтобы кроха лепетал, гулил, следует обращать его внимание на разные звуки: например, на шелест листьев, шум струящейся воды, пение птиц, лай собак.

Игры для ребенка следует выбирать те, которые улучшают тактильное, зрительное и слуховое восприятие. Заниматься с крохой лучше в первой половине дня, во время его активного бодрствования.

Малыш должен получать удовольствие от игры. Поэтому не стоит его беспокоить, если он плохо себя чувствует, капризничает, болен. Важно проявлять в отношении ребенка любовь и заботу.

Так родители закладывают основы эстетического и нравственного воспитания.

В ежедневном графике малыша должны присутствовать зарядка, массаж. Это укрепит его мышцы, сформирует привычку здорового и активного образа жизни.

Третий период: от 6-ти до 9-ти месяцев

Дети 6-9-месячного возраста отличаются непоседливостью, любознательностью. Их активность увеличивается в несколько раз по сравнению с предыдущим периодом.

Многие груднички уже умеют садиться, ползать, совершают попытки вставать, некоторые уже начинают ходить.

Родителям нужно уделить в этот период большое внимание физической подготовке.

Стоит организовать для ребенка достаточное пространство для свободного перемещения по квартире.

Необходимо максимально обезопасить малыша: убрать бытовую технику, бьющиеся предметы, провода и другие вещи, которые могут навредить ребенку. Дети 6-9 месяцев стремятся открывать двери, ящики шкафов и тумбочек, изучать их содержимое. Родителям не стоит в этом им препятствовать, но только все должно быть безопасно и в пределах разумного.

Для поддержания хорошей физической формы и любви к спорту надо продолжать заниматься с крохой зарядкой. Полугодовалых детей не стоит усаживать в ходунки либо прыгунки. Их неокрепшему позвоночнику данные приспособления лишь навредят. Не пойдет на пользу и стульчик для кормления.

С 7 месяцев можно начинать приучать кроху мыть руки перед едой и после прогулки. Со временем ребенок привыкнет к такой процедуре и будет сам подставлять руки под струю воды.

Так у родителей получится воспитать в малыше чистоплотность. Перед каждым кормлением крохе надо надевать нагрудничек. Испачканную одежду следует сразу менять на чистую.

Каждое действие мама должна проговаривать, объяснять. Тогда ребенок вырастит аккуратным. Когда у малыша появятся зубы, нужно будет купить для него зубную щетку и начинать приучать его ею пользоваться.

Грудничка на этом этапе развития необходимо познакомить со словами «нельзя» и «нет». Это нужно для того, чтобы сразу пресекать плохие поступки. Например, если малыш во время игры начал драться или кусаться, стоит взять его на руки и сказать, что так делать нельзя, потому что это вызывает боль.

Чтение и рассматривание картинок благоприятно влияет на развитие речи

Следует продолжать развивать речевые навыки путем чтения стихов, сказок, потешек. Полезно рассматривать с малышом картинки. Стоит разыгрывать небольшие представления с игрушками. Общаться с крохой требуется спокойно, ласково, доброжелательно.

Четвертый период: от 9-ти до 12-ти месяцев

В это время ребенок активно общается, пробует самостоятельно ходить. Важно поощрять попытки ребенка встать на ноги. Для этого нужно водить его, поддерживая сначала за две, а потом за одну руку.

Нельзя запрещать малышу подниматься там, где неудобно: он может подумать, что вставать на ноги запрещено и перестанет развивать данный навык.

Следует совершенствовать интеллектуальные способности крохи. Для этого ему надо показать, с какими предметами какие действия можно совершать: например, дудеть в свистелку, бить в барабан, есть яблоко, катить машинку. Полезны на данном этапе пальчиковые игрушки. Они развивают память, воображение и речь.

Ближе к годовалому возрасту необходимо познакомить кроху с разными формами предметов, размерами материалов. Для этого стоит приобрести для него мячики, кубики, пластмассовые и деревянные игрушки.

Сюсюкать и повторять неправильно произнесенные малышом слова нельзя. Это может спровоцировать появление у ребенка дефекта речи. Разговаривать с грудничком надо много, правильно. Требуется ему объяснять, что к людям, животным, окружающему миру необходимо относиться с добром.

За хорошие поступки кроху следует поощрять. Негативные действия малыша нужно сразу же пресекать.

Советы психологов

Психологи советуют родителям воспитывать ребенка на собственном примере. Кроха не должен видеть грубое отношение, ссоры, слышать обидные слова. То, как ведут себя родители, является для любого малыша образцом.

Также специалисты настаивают на максимальной автономности детей от мамы с папой. У каждого ребенка должна быть своя кроватка.

Совместный сон может привести к тому, что кроха станет несамостоятельным, его будет сложно отлучить от груди.

Специалисты рекомендуют уделять малышу достаточное количество внимания, показывать ему свою любовь и заботу. В противном случае у крохи могут возникнуть серьезные психологические проблемы.

по теме

Доктор Комаровский о том, как нужно воспитывать детей:

Таким образом, воспитание грудничка – это сложный, но интересный процесс. Родителям важно с самого рождения вырабатывать у ребенка хорошие привычки и пресекать плохое поведение. Образцом должна стать семья.

Воспитание ребенка до года

Воспитание ребенка от 0 до года: как правильно воспитывать детей с рождения (психология)

Существует ли воспитание ребенка до года? Многие мамы и бабушки  отмахнутся и скажут — какое там воспитание, ел бы хорошо да в весе прибавлял, вот вам и все воспитание.

Незнание «основ детской психики», непонимание как формируется нервная система ребенка и его дальнейшее развитие впоследствии могут привести к сбоям в процессе роста и развития малыша.

Неумение и непонимание потребностей  ребенка до года также могут существенно осложнить его дальнее благополучие.

Что же хочет малыш? На что маме стоит обратить внимание, воспитывая ребенка до года?

Воспитание ребенка до года — как оно связано со взрослой уверенностью в себе?

Появившись на свет, малыш, пройдя адаптацию, привыкнув к температурную режиму, смене обстановки и т.д. начинает активно изучать окружающий мир.

Сделать это без помощи мамы он не может, мама для малыша является «всем миром», зеркалом — через маму малыш видит себя — если мама смотрит на малыша любящими глазами, готова  рассказать и показать все вокруг — малыш понимает — все в порядке, я в безопасности, я нужен, можно смело двигаться вперед, изучать этот  мир.

Во взрослой  жизни такой человек уверен в себе и в своих силах.

Если мама уставшая, ей никто не помогает, она не высыпается, ей трудно воспитывать ребенка до года.

Она, безусловно, будет его кормить, купать, гулять с ним, но в ее глазах будет усталость, и она будет думать — когда же закончится этот день.

Считывать в таком состоянии потребности малыша очень сложно и малыш  чувствует — то, что мне интересно — это не важно, во взрослой жизни такие люди неуверенны в себе, с трудом пробуют в своей жизни что-то новое.

Получается главное в воспитании ребенка до года — отдохнувшая мама, которая может удовлетворить потребности малыша.

Потребности ребенка до года

Самая главная потребность малыша первого года — общение со взрослыми людьми.

Воспитание ребенка до года — это прежде всего качественное общение мамы и малыша, чем больше мама будет разговаривать с малышом, рассказывать о том, что происходит вокруг — тем лучше малыш будет развиваться в дальнейшей жизни.

Комментируйте все свои действия, рассказывайте  малышу обо всем, что Вас окружает, это намного лучше, чем молча автоматически делать ежедневные  дела.

Как еще воспитывать ребенка до года

Чем активнее малыш,чем любознательнее — тем быстрее и интереснее он развивается.

Возможности  детского мозга безграничны, поэтому насколько интересной Вы сделаете окружающую среду, настолько малышу будет комфортно в ней.  

Как обустроена детская малыша? Какие игрушки его окружают? На что он смотрит? Чем играет?

Скучно просто лежать в кроватке, можно придумать, что подвесить к люстре (какой-нибудь блестящий предмет) — малыш будет наблюдать за ним.

Или возле кроватки повесить картины, он с удовольствием будет их разглядывать.

Воспитывая ребенка до года, заботясь об его окружающей среде, главное — не перестараться.

Слишком много стимулов — тоже плохо. Пусть  у ребенка  будет несколько погремушек, несколько картин, которые через время можно менять.  Перестимуляция также вредна в воспитании ребенка до года, как и недостимуляция.

Игры в воспитании ребенка до года

Дети очень любят слушать потешки, рассказывайте их с интонацией, комментируя свои действия — более благодарного слушателя Вы не найдете.

Главное, играя с потешками, делать это от души, а не потому что «так надо».

Маленькие дети очень чувствительны и если Вам это неинтересно, то и малыш не проявит никакого любопытства к народному фольклoру.

Месяцев с 7-8 дети очень любят играть в «ку-ку», накройте малыша платочком, комментируя — а где мой малыш? А вот мой малыш? После этого Вы можете сами спрятаться опять же комментируя — а где мама? А вот мама…

Что самое главное в воспитании ребенка до года

В начале статьи я писала, что мама является для ребенка до года «всем миром, вселенной» через которую он познает окружающий мир.

Поэтому самое главное в воспитании ребенка до года — это отношения, которые складываются между мамой и малышом, способность мамы слышать, что на самом деле сейчас хочет малыш — почему он кричит — он голодный, или может быть ему скучно и он требует новых впечатлений, или просто хочет, чтобы мама взяла его на ручки?

Если мама «читает» и отвечает на потребности малыша — я могу с уверенностью сказать, что в воспитании ребенка до года мама настоящий профи!

Мама и взрослая дочь. Три шага к исцелению — скачать бесплатно чек-лист

Марафон «4 сезона денег», первые пять дней бесплатно

«Марафон Желаний. Исполнено» — первые пять дней бесплатно

Мультики для детей 1 годаЗанятия с ребенком 1 годаРазвивающие игры для ребенка 1 годаСказки для самых маленьких

Воспитание детей от 0 до года. На что обращать внимание

Воспитание ребенка от 0 до года: как правильно воспитывать детей с рождения (психология)

Когда в доме появляется малыш, дом наполняется не только счастьем и радостью, но и некоторой тревогой — что делать с этим маленьким чудом, как не навредить, почему он плачет и что с этим делать. Данная статья как раз для того, чтобы снять это напряжение и тревогу и рассказать, что происходит с малышом, и как его воспитывать в первый год жизни.

Первые три месяца жизни — адаптация

Итак, счастливые родители держат в руках маленькое существо, которое не умеет ещё говорить, держать голову, есть, управлять своими конечностями и т. д. Что с ним делать?

Представьте, что вы попали в ситуацию, когда вы не можете управлять своим телом, находитесь в абсолютно незнакомом вам месте, яркий свет режет глаза, и если вы хотите есть, то это чувство переживается настолько ярко, что вам кажется, если этого не произойдёт, то вы умрёте. А самое главное — вы не можете об этом сказать, единственный способ донести это до окружающих — крик.

Примерно это испытывает малыш в первые дни после рождения. Его чувства полярны: либо это неописуемый ужас и страх, либо наслаждение и любовь. Что могло бы вас успокоить в подобной ситуации? Конечно, близость родного человека: стук сердца, который вы слышали 9 месяцев, дыхание и голос, который был для вас всем.

В первую очередь малыш хочет снова ощутить безопасность в этом новом для него мире. Нужно помочь ему приспособиться, научиться жить здесь, не испытывая постоянный стресс.

Первые три месяца жизни ещё именуют периодом донашивания, поэтому ребёнка часто успокаивает, когда он лежит на маме, только уже не в животе, а снаружи.

Почему малыш плачет

Самым сложным в первые дни является понять, почему малыш плачет. Ответ на этот вопрос приближает нас к пониманию, как ему помочь.

Итак, у плача малыша может быть ряд причин, назовём самые распространённые:

1. Он хочет есть;

2. У него болит живот;

3. Он испытывает дискомфорт (мокрые пелёнки, холодно, жарко и т. п);

4. Ему хочется внимания;

5. Примерно с четырёх месяцев появляется ещё одна причина — у него режутся зубы!

В целом все эти причины говорят о том, что ему нужно внимание и забота. В первый год жизни взрослые дают малышу ответы на вопросы: «Безопасен ли этот мир?», и, самое главное, «Рады ли мне здесь?». Согласно теории Эрика Эриксона, в первый год жизни у ребёнка развивается доверие или недоверие к миру. То, как будут о нём заботиться, и будет ответом на эти вопросы.

Если малыш плачет, значит, его что-то беспокоит, и ему обязательно нужно уделить внимание: взять его на ручки, походить с ним, постараться понять, чего он хочет. Важно не паниковать, если малыш не успокаивается, и ни в коем случае не бросать его одного в этом состоянии только от того, что вы чувствуете свою беспомощность.

Не переживайте; первым делом попробуйте накормить, в первые месяцы ребёнок плачет из-за голода. Если не хочет, значит, у него болит животик, и здесь вы можете сделать ему массаж, поприжимать ножки коленями к животику; погладить животик по часовой стрелке.

Может быть ему что-то доставляет неудобство: мокрые ползунки или неудобная одежда. Ничего не помогает? Берите на руки и ходите, пойте, качайте, главное — делайте это с любовью, а не с чувством «ну когда же ты замолчишь».

Дети очень хорошо считывают эмоции, и часто причиной расстройства малыша является плохое состояние мамы.

До тех пор, пока ребенок находится на грудном вскармливании, его здоровье и состояние полностью зависит от питания мамы.

Питание мамы — здоровье малыша! Соблюдая диету, особенно в первый месяц жизни чада, мама уменьшает вероятность расстройства его пищеварения.

В любом случае нужно понимать, что «животики» длятся около месяца, зубы тоже режутся не вечность; через пару месяцев вы и не вспомните, как это было.

Не манипулирует ли ребенок

Многих волнует вопрос: если удовлетворять потребности ребенка по первому требованию, не будет ли он всегда манипулировать взрослыми?

Если бы вы физически не могли встать и принести себе воды, испытывая жажду, вы бы попросили того, кто рядом? Дети не умеют манипулировать, они просто ищут любой способ удовлетворить свои потребности, которые в первый год жизни сведены к еде и безопасности и являются жизненно необходимыми. Странно полагать, что ребёнку просто нравится наблюдать, как вокруг него бегают взрослые. Если ребёнок не успокаивается, мы либо не угадываем его нужду, либо это за пределами наших возможностей, и нам нужно просто побыть рядом с ребёнком в этом состоянии, разделить его с ним.

Раньше бытовало мнение, что не нужно бежать к грудничку по первому зову, «поорёт и успокоится». На самом деле даже животные так не поступают со своими детёнышами, а в первые месяцы жизни человеческий детёныш ещё более уязвим и нуждается в ещё большей защите и заботе.

Если из раза в раз не приходить к ребенку на его крик, у него сформируется недоверие к миру, к близким, и велика вероятность того, что и он будет транслировать к нуждам других безразличие.

Помимо этого, стресс, который испытывает ребёнок, может уйти в психосоматику, тормозить умственное развитие, а недоверие перейти в агрессию к недружелюбному окружающему миру.

Развитие психики и интеллекта в первый год

В период от 0 до года основное, что развивает психику ребенка, — эмоционально-личностное, или интимно-личностное, общение со значимыми взрослыми. Точнее, тот, кто заботится в этот период о ребёнке, и становится его значимым взрослым, то есть тем, с кем он ощущает себя в безопасности и кого считает своим.

В первый год жизни ребёнку нужно давать обратную связь именно в эмоциях и тактильных ощущениях, так как слов он не понимает. Поэтому любые слова при разговоре с малышом мы интуитивно раскрашиваем более яркой интонацией и выражаем в прикосновениях к нему: поглаживаем, носим на руках, целуем, обнимаем. Также для малыша в этом возрасте важно видеть глаза взрослого.

Важно подчеркнуть, что эмоции и тактильные ощущения для малыша в этом возрасте — не прихоть, а необходимость! Без этого у ребёнка развивается умственная отсталость. Помимо многочисленных экспериментов, доказательство этому — дети из детских домов, у которых нет возможности в первые годы жизни постоянно общаться со взрослыми. Восполнить этот пробел практически невозможно.

Мама устала

Если мама находится в подавленном, измотанном, уставшем состоянии, то ей обязательно нужно отдохнуть и восстановиться.

Малыш требует много внимания, но если научиться понимать его, то общение превращается в радость.

Когда мама находится в хорошем настроении и состоянии, оно обязательно передаётся ребёнку, с ним становится очень просто и легко, ведь, если вдуматься, нужно его лишь кормить, целовать и держать на руках.

Часто стрессом для мамы является тот факт, что она больше не принадлежит себе, что не может заниматься своими делами в привычном режиме.

Однако, с другой стороны, забота о маленьком — это колоссальный опыт, который раскрывает не только в маме, но и в обоих родителях новые важные альтруистичные качества.

Кроме того, год — это очень короткий период по сравнению с целой жизнью, и уже к двум годам малыш будет более автономным, если уделить ему должное внимание в самом начале.

Итак, мы выяснили, что:

1. В первый год ребёнок ищет ответы на вопросы «Рады ли мне тут?» и «Заслуживает ли этот мир моего доверия?»

2. Первые три месяца жизни — период донашивания и адаптации к жизни вне мамы, но рядом с ней.

3. Питание мамы — здоровье малыша! Чем легче для переваривания пища у мамы, тем проще справляться ребенку.

4. От 0 до года приходим на помощь по первому зову.

5. Малыш не умеет манипулировать, он просто выживает.

6. Эмоции и близость — залог успешного развития психики и интеллекта ребенка.

7. Если мама устала, ей нужно отдохнуть.

От 0 до 3 лет ребенок стремительно развивается, и здесь важно отметить, что стратегия поведения родителей должна меняться в зависимости от его роста и развития. Что подходит для младенца, не подходит для годовалого и уж тем более для трёхлетнего. И это мы разберём в следующей статье. А пока, главное, что нам нужно для воспитания малыша в первый год жизни — это любовь, внимание и забота.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.