Психологические границы личности, их определение и установление

Содержание

Психологические границы личности

Психологические границы личности, их определение и установление

Каждый из нас может столкнуться с различными ситуациями, которые повторяются неоднократно и не дают получать радость и удовольствие от жизни.

Это могут быть конфликты в семье или в коллективе, с друзьями или с незнакомыми людьми. Работа, которая не приносит удовольствия, или неудовлетворенность собой, своей внешностью, своим здоровьем.

Одни из-за таких ситуаций могут испытывать патологическое чувство стыда и вины. Другие же — злость, страх, гнев, агрессию.

Почему же с нами возникают эти ситуации? Заставляют нас отказываться от новых действий и проектов.

Вызывают труднопереносимые чувства, которые приводят к соматическим заболеваниям, депрессии, фобиям, паническим атакам, ОКР или апатии! Где же зарыт корень проблемы?

Оказывается, проблема в том, что мы не умеем устанавливать свои личные границы. И сегодня я хочу поговорить именно об этом.

Итак, сегодня я расскажу:

  • Что же такое границы личности?
  • На что они подразделяются?
  • Какие типы личных границ существуют?
  • Личные границы — это понимание собственного «Я» как отдельного от других. Благодаря чему человек чувствует себя отдельным и автономным.

    Личные границы человека можно разделить на физические и психологические.

    • Физическая граница определяется контуром тела и заканчивается кожным покровом.
    • Психологическая граница невидима, ее нельзя пощупать, можно только ощутить. Как правило, это то, что внутри нас: возможности, желания, мысли, ценности, потребности, цели, ощущения, мировоззрение и отношение с другими людьми.

    Выделяют несколько типов личных границ

    Здоровые — когда человек может сказать «нет», если это ему не подходит, и «да», если это соответствует его желаниям

    Какой же он, какими качествами обладает?
    В первую очередь — это человек, который очень хорошо знаком с собой, имеет здоровое «Я». Прекрасно понимает, кто он, кем является, что может, что нет. Какие у него желания, ценности, потребности, интересы, цели.

    Имеет свою точку зрения на ту или иную ситуацию и при этом с уважением относится к мнению других людей. Не пытается быть хорошим, удобным, правильным в глазах других. Берет ответственность за свою жизнь в свои руки. Является автором своей судьбы. Обладает хорошим чувством юмора, гибкостью в отношениях.

    Если что-то идет не по плану, умеет находить новые решения. Может менять свои взгляды в процессе саморазвития. Соблюдает общественные нормы и правила из уважения к другим людям, а не из-за чувства стыда, вины, страха. Может свободно выражать свои чувства, делает это экологично без нанесения ущерба другому.

    Мягкие — когда человеку сложно сказать «нет» и он не всегда осознает свои чувства, желания и потребности.

    Чаще люди со слабыми границами живут не своей жизнью, думают и действуют чужими желаниями и потребностями, склонны к слиянию с другими, испытывают стыд, вину, страх. В их лексиконе отсутствует слово «нет».

    Им сложно отстаивать свое мнение из-за страха разрушить отношения, стать неугодным, отвергнутым и ненужным. Чтобы этого не произошло, они готовы на все условия, предложенные оппонентом. Молча переносят и копят в своем теле негативные чувства.

    Вы не ошиблись — именно копят. Когда переполняется накопительный резервуар, происходит сбой. Что проявляется в виде соматических заболеваний, отвращения к жизни, депрессии, апатии, агрессии.

    Первый опыт выстраивания личных границ мы получаем в детстве, поэтому причинами, которые способствуют развитию слабых границ, могут быть:

    • детские травмы — психологическое и физическое насилие, страх отвержения, чувство вины и стыда;
    • убеждения и установки родителей и общества, которые приводят к неуверенности в себе, отсутствию своего «я».

    Родителям очень важно уметь правильно выстраивать свои отношения с детьми.

    Жесткие — имеют четкий контур. Человек с такими границами не подпускает к себе близко, что может говорить о его внутренних страхах, неуверенности в себе и потребности защититься.

    Я думаю, многие из вас смотрели фильм «Служебный роман». И каждый помнит главную героиню – Людмилу Прокофьевну. Ну, а кто не видел и не понимает, о ком идет речь – посмотрите фильм! Это классика советского кино, и время не будет потрачено зря.

    Жесткие границы Людмилы Прокофьевны…

    Людмила Прокофьевна — неженственна, сурова и холодна. За это коллеги дают ей прозвище «наша мымра». Она редко смотрит людям в глаза, потому что боится. Боится, что кто-нибудь увидит, как на самом деле ей плохо и тоскливо от своего одиночества и своей ненужности. Людмила Прокофьевна –яркий пример человека с жесткими границами.

    У таких людей мало друзей или нет совсем. Как говорила наша героиня: «Я ликвидировала всех своих подруг, я их просто уничтожила».

    У них нет доверия к окружающему миру и четко проведена черта между собой и другими. Нарушение их личного пространства расценивается как вторжение на их безопасную территорию. И за этим часто стоит печальная история предательства.

    Человеку с жесткими психологическими границами сложно говорить «да». Он боится получить оценку своего внутреннего мира. В своих убеждениях и поведении ригиден, категоричен во взглядах.

    Нечувствительность к собственным границам приводит к тому, что человек часто нарушает чужие. В качестве примера можно привести начальника, который манипулирует подчинёнными, заставляя их потакать своей воле и желаниям.

    Важно отметить, что у каждого человека своя «степень жесткости». Кто-то лишь прикрывает дверь, а кто-то возводит вокруг себя неприступную стену. Но абсолютно все нуждаются в понимании, защите, любви и заботе.

    И только окружив этим человека, можно за маской неприступности увидеть его истинное «я». Точно так же, как главный герой «Служебного романа» за «нашей мымрой» разглядел очаровательную женщину, в которую влюбился.

    Хочу отметить, что большинство людей имеют границы смешанного типа. Например, у кого-то могут быть слабые границы в семье, но здоровые границы на работе. Или смесь всех трех типов.

    Также в зависимости от культуры, традиций разных народностей могут быть отличия. В одних культурах считается неприличным выражать эмоции на публике, в других — приветствуется.

    Знание своих границ дает человеку внутреннюю свободу быть собой, спокойствие, целостность, уверенность в себе. Способствует здоровым и гармоничным отношениям.

    В заключение хочу сказать, что в любом возрасте не поздно формировать у себя здоровые границы, чтобы получать удовольствие от жизни и быть в гармонии с собой и окружающим миром.

    Источник

    Психологические границы личности: выстраиваем и рушим стены. 6 простых способов научить ребёнка тому, как важны его личные границы

    Психологические границы личности, их определение и установление

    Психологические границы раннего возраста: детские кризисы

    Очень распространено мнение, что все психологические проблемы тянутся из детства. Психологи подтверждают, что это на самом деле так. Если в детском возрасте родители пытались искусственно навязать вам свое мнение, ущемляли ваши интересы, руководили вашими поступками, то во взрослой жизни у вас могут появиться проблемы с выстраиванием личных границ.

    Проработкой проблем детства нужно заниматься только с квалифицированным психологом. Родителям можно посоветовать начинать поощрять независимость ребенка с самого раннего возраста.

    Одна из первых детских «перестроек», влияющая на формирование личности, — кризис прямохождения. Этот период начинается в то время, когда малыш учится уверенно ходить на двух ногах, он капризничает, пытается отстоять свою независимость.

    Психологические границы раннего возраста: детские кризисы

    Взрослым стоит оставаться рядом, но при этом дать своему отпрыску возможность сделать первые шаги самому, а затем — набить свои первые шишки. Как бы вам ни было тяжело, постарайтесь признать, что ребенок уже перестает быть полностью зависимым от вас.

    Дальше — больше. От кризиса трех, а затем семи лет вам тоже никуда не деться. Изменчивость в поведении младшего школьника также относится к кризисам. Старайтесь быть внимательны к своему ребенку, не давите на него, дайте возможно отстоять личное пространство, наладить контакт с окружающим миром, иначе рискуете потерять его доверие.

    Территориальные границы личности

    Незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица, — наказывается штрафом в размере…., либо обязательными работами на срок до …, либо исправительными работами на срок до …., либо арестом на срок до ….. То же деяние, совершенное с применением насилия или с угрозой его применения, — наказывается ….. (ст. 139 УК РФ).

    Все просто и понятно: никто не имеет права безнаказанно нарушать чужие территориальные границы.  Вот только интересно: можно ли считать отдельную комнату в квартире чьей-то собственностью? И карается ли как-нибудь проникновение без разрешения владельца на эту территорию?

    Рассмотрим две ситуации.

    Первая: ребенок без стука входит в спальню родителей. Это нарушение? С точки зрения большинства взрослых – да, это нарушение, потому что «он же ребенок!»

    Вторая: родители без стука входят в комнату подростка. Является ли это нарушением границ? Увы, очень многие родители не видят в этом ничего недозволенного, причем по той же самой причине: «он же ребенок!»

    Но для родителей их дочь или сын всегда остаются детьми, вне зависимости от возраста обеих сторон. И тогда уже мама входит без стука в комнату 20, 30, 40-летнего сына…  Выглядит странно, не правда ли?

    Казалось бы, выход очевиден: можно врезать дверной замок, и проблема будет решена. Но люди, чьи территориальные границы постоянно нарушались в детстве (в некоторых семьях практикуется запрет на закрытую дверь в любое время суток, в т.ч. на замки в туалете и ванной комнате), обычно даже став взрослыми, не могут решиться отстоять их.

    Его тело – важно

    Если туфли жмут и трут – это не “потерпи, зато красиво”. Это повод принять меры или хотя бы посожалеть, что эти меры прямо сейчас приняты быть не могут и придётся героически претерпевать дискомфорт.

    Если ребёнок говорит на сладкую дыню, отлично получившиеся опята или сладковатую брокколи, что они – горькие или “жгутся”, не надо прикрикивать, чтобы не выдумывал, и убеждать, что всё не так.

    Надо прислушаться и проверить ребёнка на аллергию или, как минимум, просто не кормить тем, что вызывает такую неприязнь.

    Ребёнок должен чувствовать постоянно, что физический дискомфорт, особенно бесцельный – это ненормально, и правильнее всего его избегать.

    Передумать можно!

    Нам запрещали, и это понятно. Нет ничего приятного в том, чтобы уже всё подготовить к совместному просмотру диафильма на веранде и самой настроиться и услышать вдруг, что это больше никому не нужно. Разве что ты теперь куклам все диафильмы прочитаешь, рассадив их по стульчикам.

    Но понимать, что “да” ты имеешь право в любой момент сменить на “нет” – важно. Право пойти на попятный – важный элемент воспитания умения оставаться в безопасности и чувствовать свои личные границы.

    Хотел кашу и перехотел. Ребёнок имеет право передумать. Ты имеешь право немного огорчиться по этому поводу (и рассказать, почему – про затраченные силы, их ты тоже не из воздуха берёшь), но катастрофы всё равно тут нет и быть не должно. Просто мелкая житейская неприятность, право.

    Чужое пространство – тоже важно

    Нельзя гладить чужих собачек и котиков без разрешения. И тебе не стоит предлагать просто пойти погладить котика, самой не спросив об этом разрешения у хозяина или хозяйки.

    Не надо поощрять физический контакт с другим ребёнком просто ради “дружелюбия” – невежливо набрасываться на малознакомого или вовсе незнакомого сверстника не только с щипками, но и с объятьями ли, с поцелуями ли или с троганием волос.

    Не надо теребить посторонних взрослых и заглядывать им в глаза.

    Чужие границы помогают осознавать свои границы. Ну, и их осознавание уменьшает шанс на то, что твой ребёнок станет агрессором в будущем.

    Размытые психологические границы во взаимоотношениях

    Размытые или нечеткие психологические границы между личностями возникают тогда, когда каждая отдельная личность вступающая во взаимоотношениях имеет несформированные границы личности.

    Отношения такого рода в психологии называют нездоровым слиянием или созависимостью.

    Есть только один пример здоровых отношений с размытыми психологическими границами — это слияние первого рода между младенцем (до 2-3 лет) и его мамой.

    Примеры нездоровых размытых границ: 

    • Слияние между взрослым сыном и мамой, когда мама говорит о 20 летнем сыне: «Мы в армию пошли», «Мы заболели».
    • «Отношения» Жертвы и Преследователя, Спасителя и Жертвы.
    • Отношения между мужем и женой, когда, например желания мужа воспринимаются женой как собственные. Вспомните героиню Джулии Робертс из фильма «Сбежавшая невеста».
    • Неумение сказать «да» или «нет» в коммуникациях между людьми.

    Непроницаемые психологические границы во взаимоотношениях

    Если в случае размытых границ бывает непонятно «где я и мои желания, а где ты и твои», то непроницаемые психологические барьеры, напротив, настолько непробиваемы, что личности просто не могут нормально общаться между собой.

    Психологические границы. Личностные границы. Нарушение личных границ

    Психологические границы личности, их определение и установление

    Психологические границы – условное понятие, которое было введено для определения пределов такой психологической категории, как «Я», и отделения ее от других.

    Знание собственных границ помогает ограждать себя от других людей, и если в контексте физического мира этот процесс знаком, и как происходит разграничение – понятно, то психологическая категория у многих вызывает трудности.

    Тело человека ограничено физическими параметрами, судить  о нарушении которых он может благодаря органам чувств. Взаимодействие, затрагивающее личностные границы, осуществляется посредством чувств и эмоций.

    Точно так же, как человек чувствует физическое прикосновение и его интенсивность (приятную или угрожающую), так же и личность может ощущать прикосновение к границам своего внутреннего мира, испытывая различные эмоции, связанные с другими людьми.

    Вопрос определения личностных границ проявляется в способности выстраивать правила взаимодействия с окружающими, обозначать приемлемое и неприемлемое поведение по отношению к себе. То есть те, у кого нет возможности рассказать окружающим о желательном поведении по отношению к себе, обычно подвергают свою личность постоянной фрустрации и потере самоуважения и самоценности.

    Меняются ли психологические границы личности?

    Психологические границы не являются врожденной и неизменной категорией. Они трансформируются с возрастом, изменяются в зависимости от приобретенного опыта и текущей ситуации, а также от того, с кем именно сейчас взаимодействует личность.

    Характерное возрастное изменение проходит путь постепенной сепарации. Первоначально ребенок чувствует себя неделимым с окружающим миром: если что-то болит, то болит вся Вселенная, а если происходит какое-то радостное событие, то все испытывают радость.

    Потом слияние ощущается только с родителями как основными фигурами, от которых зависит выживание. Также есть понятие «детский эгоцентризм», когда ребенок уверен, что может своими действиями вызывать глобальные изменения окружающего мира: «Я сейчас глаза закрою, и вы все исчезнете!».

    Такое поведение является нормой до определенного возраста, в дальнейшем требует коррекции специалистами.

    По мере взросления ребенок учится отделять свои чувства и переживания от эмоций значимых взрослых, у него появляется четко обозначенное чувство своих потребностей.

    К подростковому периоду начинается крайнее противопоставление себя миру, проявляющееся довольно жесткими границами (требования, скандалы, нежелание уступать). Такая стадия также является нормальной, как и фаза, противоположная полному слиянию.

    Если личность успешно прошла все периоды, то научается находиться как в слиянии, так и в противопоставлении, умело регулируя свои внутренние границы в зависимости от ситуации.

    В итоге с разными людьми выстраиваются различные системы взаимодействия. Психологические границы влияют и на пространственные. Более близкие люди, к примеру, имеют доступ к квартире, личным вещам и право задавать интимные вопросы. Для малознакомых правила общения могут быть более жесткими, включать в себя определенные типы приветствия и соблюдения ритуалов.

    Наибольшая путаница в отношениях начинается тогда, когда у человека еще с детского возраста было нарушено чувствование собственного внутреннего мира. В таких ситуациях не только личность страдает от того, что другие могут постоянно позволять себе неприемлемые вещи, но также и сам человек начинает нарушать чужие границы.

    Что происходит, если границы нарушены?

    Нарушение в сфере личностных границ чаще всего приносит дискомфорт, когда они размыты или вовсе отсутствуют. Это проявляется следующими вариантами:

    • Неумение выражать недовольство и конструктивные замечания относительно непозволительного поведения, а также боязнь отказать.
    • Построение отношений по зависимому типу, когда эмоциональное состояние партнера может определять эмоциональное состояние самой личности.
    • Нарушение чужих физических границ (приход в гости без приглашения, пользование чужими вещами, хватание за руки).
    • Позволение нарушать собственные физические границы, считая это нормальным. То есть человек полностью снимает с себя ответственность за свое же самоощущение, а потом страдает от того, что не запретил другим звонить поздно ночью или трогать свои вещи.
    • Стремление выполнить советы окружающих относительно собственной жизни, воспитания детей и прочих моментов, которые должны решаться самостоятельно.
    • Присвоение себе ответственности за переживания других людей. Несмотря на то, что каждый человек сам выбирает, как ему реагировать в каждой ситуации, тот, у кого нарушены собственные границы, будет винить себя в обидах другого.

    Есть еще одна разновидность нарушения границ, когда они чрезмерно жесткие.

    В этих ситуациях человек не будет нарушать чужое физическое и эмоциональное пространство, но предпочтет действовать в рамках приличия, при этом отстаивая собственную позицию.

    Проблема заключается в том, что при жестких рамках разделения невозможна близость, и, как следствие, человек страдает от одиночества и отсутствия близких отношений.

    Как научиться выстраивать границы в отношениях?

    Хронические проблемы в межличностных отношениях, характеризующиеся нарушением своих собственных и/или чужих границ, проявляются при аддикции, невротических нарушениях, социопатии, акцентуациях характера и в иных случаях.

    У обычных (как говорят психологи, «условно здоровых») людей также часто встречаются трудности с границами, возникающие в силу менталитета, детских психотравм, особенностей воспитания и так далее. В подобных ситуациях помогает психотерапевт (психолог).

    Поскольку границы – это часть личности, то меняя личность в процессе психотерапии, «оздоравливаются» и границы. Например, человек, который привык жертвовать своими интересами и комфортом ради других, начинает заботиться о себе, учится взвешивать свои выгоды и затраты в том или ином вопросе; учится говорить «нет».

    И наоборот, клиент, который был как будто за «защитной броней», никого не подпускал к себе близко, страдал в то же время от изоляции, становится более мягким, открытым, гибким, постепенно начинает доверять миру, учится впускать людей на свою территорию.

    Психотерапия – это пространство, где можно безопасно экспериментировать с новыми формами поведения. Психолог не обидится на твердое «нет», слово, сказанное сгоряча, и напомнит о ваших интересах, если вы сами о них забудете.

    Если хотите научиться выстраивать границы в отношениях с людьми, запишитесь на консультацию психолога по телефону (812) 642-47-02.

    Понятие границ личности, виды и функции – Наркологическая клиника «Первый Шаг»

    Психологические границы личности, их определение и установление

    Вопрос аудитории: Знаете ли вы что-либо о личностных границах? Как вы понимаете это определение?

    Итак, что представляют собой личностные границы, какие их виды существуют, для каких целей используются. По сути, границы представляют собой элементы, отделяющие человека от окружающего его мира.

    Они существуют не на материально-физическом уровне, а являются условными и обеспечивают психологическую, биологическую, духовную защиту.

    Природа биологических границ ясна, они заключаются в человеческом теле, что касается остальных границ – они представлены тонкими чертами, проведенными образно и условно. Они касаются ощущения человеком себя как отдельного индивидуума, личности. Они невидимы, но ощутимы.

    Что отделяется посредством границ? Каждый человек – личность, обладающая собственной физической и психологической средой. Физическая территория не вызывает вопросов: в данном случае личностные границы относятся к телу, физической территории (квартире), вещественным ценностям и предметам (личным вещам).

    Территория психологического характера носит совершенно иной характер, она представляет собой сочетание набора факторов, систему представлений человека о себе самом, своем статусе и позиции в обществе, вариантов его взаимодействия с окружающим миром и людьми, потребностей и целей, традиций и установок.

    Именно эти факторы и защищаются границами личности.

    По итогу можно сделать вывод о существовании двух видов границ – внешних и внутренних. К числу первых относится физическое тело, вторая группа включает в себя нематериальные субстанции – чувства и мысли, ценности и установки.

    Физиологическая природа границ хоть и примитивна, но умна. Мудрость тела позволяет ему ясно понимать необходимость некоей изоляции. Каждый клеточный элемент имеет свои стенки, которые отделяют его от мира.

    Если происходит утрата оболочки клеткой, она погибает достаточно быстро.

    Именно благодаря стенкам-границам клетка является обособленной, и в ней могут происходить различные физиологические и биологические процессы, она наделена защитой от «захватчиков» в форме вирусов, бактерий и т. д. В чем состоит суть данного процесса?

    Основной смысл таков: нет границ – нет жизни. Но клеточные стенки также оснащены собственными «окнами», ведущими во внешний мир. Если клетка понимает, что такое «окно» в тот или иной момент времени будет для нее полезным, она его открывает и начинает взаимодействовать с внешней средой.

    Если посторонний посетитель таит угрозу и опасность, «окно» не откроется. Если рассматривать ситуацию на уровне клетки, полезными внешними факторами выступают питательные элементы, кислород, необходимые для обеспечения жизнедеятельности.

    На данном уровне тело является мудрым и интуитивным, поэтому может самостоятельно устанавливать границы.

    Область психологии предполагает существование идентичных принципов. Получается, что есть люди, которые делают нашу жизнь лучше и являются желанными гостями, в то время как другие только вредят.

    Основной задачей для поддержания духовного здоровья является умение различать опасных и неопасных гостей и вовремя обеспечить себе фактор защиты. Получается, что пока тело естественным образом ограничивает себя от внешних возбудителей, ум и подсознание должны создавать эти границы самостоятельно.

    Многие взрослые люди до сих пор не научились правильно ставить границы, что влечет существование серьезных проблем в ежедневных делах, взаимоотношениях с социумом.

    Если бы психологические границы у каждого человека были бы здоровыми, многих проблем можно было бы избежать. В этом случае отпала бы нужда в создании дополнительных защит в виде лишнего веса, недостаточно хорошего зрения и слабого слуха.

    Человечество могло бы обзавестись стойким иммунитетом к вампирам и прочим паразитирующим особям. Начало формирования границ приходится на младенческий период.

    Сначала малыш не может ощутить себя как отдельную личность, но по мере его взросления он начинает процесс самосознания и понимания того, что он – самостоятельное существо.

    Формирование различных аспектов личности происходит в разное время, поэтому если в определенном возрасте ребенок попадает в нехорошие ситуации, могут произойти нарушения в формировании данных границ.

    Например, если формирование происходит в неполноценной семье, то могут происходить глобальные психологические нарушения. Если «здоровые» личностные границы отсутствуют еще и у родителей, есть все шансы того, что они передадут эти трудности детям, и модели поведения будут искажены.

    Отсюда напрашивается вывод, что установление здоровых личностных границ является залогом успешного взаимодействия с окружающим миром.

    Личностные границы и созависимость

    Тема личностных границ касается каждого человека, для людей, страдающих от созависимости, именно их установление выступает в качестве первостепенной задачи. Ведь одной из главенствующих характеристик этого феномена является нарушение личностных границ.

    При отсутствии этих границ человек может обрекать себя на постоянное недовольство качеством жизни, стрессы и обиды, разочарования, подмену ценностей. Данный список может стать бесконечным.

    Ситуация усугублена еще и тем, что при отсутствующих «здоровых» границах созависимый индивид часто выступает в качестве невольного пособника в плане развития пагубного пристрастия близкого родственника.

    Когда мать или жена наркомана должны твердо отказать ему в чем-то и проявить любовь жесткого характера, они не в состоянии сделать это, причиной тому – неадекватно установленные психологические границы.

    Особенность заболевания наркоманией заключается в том, что зависимый человек, пребывающий на стадии активного употребления алкоголя, обретает негативные качества, становится лживым, индифферентным.

    Для достижения своей цели зависимый больной продолжает манипулирование своими родственниками, оказывая психологическое давление посредством давления на совесть, угроз.

    Родственники такого человека, у которых отсутствуют «здоровые» личностные границы, не могут оказать мощного противостояния прогрессирующему заболеванию, поэтому часто оказываются на поводу у болезни и манипуляций, которыми она сопровождается.

    Такое поведение всех сторон непростительно, ибо способствует осложнению ситуации и усугубление физического и психологического здоровья алкоголика/наркомана. Получается, что в результате он еще глубже погружается в собственную болезнь. Желая помочь, созависимые люди нарушают отношения и границы.

    Если есть искреннее стремление оказать помощь, нужно акцентировать внимание на создании «здоровых» границ.

    Формирование границ личности представляет собой постепенный процесс, начинающий происходить с самого раннего возраста. Это лишь явное свидетельство того, что возникновение «нездоровых» границ – это не явление одного момента, а результат годовых действий и проблематики.

    Это значит, что границы были нарушены еще до момента возникновения проблемы в семье.

    Разумеется, зависимость химического характера оказывает наихудшее влияние на всех членов семьи и влечет за собой нарушение всех личностных границ, поэтому человеку, страдающему от изначальных проблем, приходится столкнуться с множеством трудностей в ходе преодоления болезни.

    Таким образом, границы обеспечивают защиту нашей территории – пространства, в котором наше самоощущение является наилучшим, и мы испытываем комфорт на физическом и психологическом уровне.

    Внешние границы личности

    Запишитесь на консультацию к наркологу прямо сейчас. Это бесплатно и анонимно. 8 (800) 775-06-62 Оставить заявку

    Внешние границы являются физиологическими и способствуют определению физической территории, где заканчивается наше «Я», и начинается внешний мир. Есть несколько факторов и признаков того, что имеет место быть нарушение личных границ:

    • рукоприкладство, избиение других людей по причине и без нее;
    • желание вторгнуться в личное пространство, порой непроизвольное (например, стоять или сидеть чрезмерно близко);
    • пользование чужими вещами без разрешения, перекладывание их с места на место;
    • навязывание своего общества без предоставления другому человеку возможности побыть с самим собой;
    • нежелание стучаться при появлении в помещении, кабинете, комнате;
    • стремление читать чужие личные переписки и дневники, копаться в телефоне;
    • постоянное подслушивание и подглядывание за другими людьми;
    • стремление заставить человека делать то, чего он не хочет, это явление часто проявляется по отношению к детям;
    • сексуальное насилие.

    О том, что есть нарушение, могут свидетельствовать определенные признаки, например, они касаются того, что человек не имеет способности отказать в физическом контакте, позволяет стоять другим людям прямо перед собой, позволяет себя оскорблять и манипулировать собой.

    Внутренние границы личности

    Внутренние факторы являются физическими и предполагают соблюдение нескольких базовых принципов, касающихся недопущения касаться индивидуума, контролировать его и брать его вещи.

    Вопрос аудитории: Наблюдалось ли в Вашей семье нарушение физических границ? Какими способами вы нарушали границы зависимого больного человека? Как он делал это? Какие чувства и ощущения возникали тогда? Что осталось сейчас? Как бы вы поступили, будь у вас возможность повернуть время вспять?

    Виды внутренних границ

    Внутренние границы классифицируются на эмоциональные, духовные и психологические. Разделение их является весьма условным и используется для лучшего понимания картины.

    • Эмоциональные границы обеспечивают детальное определение общего эмоционального фона и среды. На их уровне происходит определение того, какие из эмоций являются для индивидуума приемлемыми, а какие – нет, это помогает защититься от агрессии со стороны других людей и обеспечить гармонию своему внутреннему миру.
    • Психологические границы предполагают факт наличия у каждого человека персонального пространства, в котором фигурируют исключительно собственные потребности и желания, правила и традиции. Этот вид границ способствует обереганию интересов личностных границ и выполнению дипломатических опций.
    • Духовные границы обеспечивают полное оберегание наших личностных ценностей, веры, идеалов и моральных принципов. Они являются совокупностью своеобразных рецепторов, посредством которых происходит проверка соответствия внутреннего состояния и внешних воздействий.

    Личностная территория человека – зона его комфорта, поэтому он стремится к бережной обороне своего суверенитета. Происходит самостоятельное решение, о чем стоит мечтать, что необходимо планировать, и кому об этом рассказывать, какие жизненные ценности избрать в качестве приоритетных идеалов, от чего вовсе отказаться.

    Люди являются чрезмерно чувствительными по отношению к любым проникновениям в их личное поле, поэтому каждый раз при попытке отодвигания границ они пытаются их восстановить. В качестве явного индикатора нарушения границ выступают чувства.

    Если в ходе взаимодействия с людьми чувствуется дискомфорт, это явный признак дисфункции границ.

    Помимо этого, есть несколько других признаков проблем данного плана

    • постоянный скептицизм, недоверие даже самым близким людям;
    • выкладывание всех «козырей» сразу же;
    • постоянное оправдание собственных действий и поведения;
    • принятие на себя вины за чувства других людей;
    • предположение о видении других личностей «насквозь»;
    • безоговорочное принятие власти другого человека;
    • манипулирование другими людьми;
    • ожидание одобрения от других людей;
    • трата времени на решение проблем других людей;
    • опасение за демонстрацию своей личности и сущности, желание соответствовать;
    • неспособность в определении истинных желаний и целей;
    • невозможность отказать другим людям.

    Если у «нападающего» человека нарушены границы, об этом свидетельствует несколько факторов: он начинает проявлять агрессию и орать на свою жертву, стыдит и унижает его, нецензурно бранится, лжет, ведет себя лицемерно и высокомерно, нарушает политику конфиденциальности, непристойно шутит, критикует и судит по внешности, осуждает любые поступки, ставит ложные установки.

    6 точных критериев ваших психологических границ

    Психологические границы личности, их определение и установление

    ✅Элинор Гринберг в своем исследовании пограничной личности выделила 6 критериев нарушенных границ. Вы легко заметите, что эти критерии в психологии известны и описаны. С ними мы работаем в психотерапии.

    В предлагаемой модели эти критерии красиво объединены – их первые буквы образуют слово «MISERY». В буквальном переводе это означает «ничтожество».

    Какие же 6 критериев сигнализируют нам, что у человека есть проблемы с границами?

    Многие люди жалуются на то, что другие постоянно нарушают их границы. Партнер делает то, что хочется ему, не учитывая ваши желания. Начальник на работе сваливает всю самую «черную» работу на вас. Родители могут без предупреждения прийти в гости. Все это примеры нарушения границ.

    6 критериев нарушенных границ (MISERY)

    У такого явления есть психологическая причина. Если вы неоднократно наблюдаете нарушение своих интересов, скорее всего, ваши границы изначально не до конца сформированы. Другие люди нарушают границы там, где эти границы слабые, незаметные. Вы не умеете их обозначать и отстаивать. Но в этом нет вашей вины.

    Откуда у вас и у меня появляются границы. Сначала их нет – ни психологических, ни физических. Мы появляемся в этом мире буквально внутри другого существа – матери. Мы питаемся через ее тело, формируем свое тело из ее клеток, и без нее существовать не можем.

    Чтобы существовать отдельно, мы рождаемся. Тогда мы уже начинаем жить физически отдельно, но все еще сильно зависим от взрослого. Эмоциональная пуповина пока еще сохраняется, хотя физическая уже перерезана.

    Психологически отделиться сложнее. Это не задано биологией и может вообще не произойти. Мы можем повзрослеть, уехать, завести семью, но оставаться связанными эмоциональной пуповиной с матерью (или другим взрослым, ее заменяющим).

    Это и называется нарушением границ: человек не отделился от матери и его личные границы не сформировались.

    Происходит это из-за того, что мама не могла обеспечить достаточной опоры для отделения (например, физически часто отсутствовала или оставляла ребенка, была эмоционально холодной, страдала депрессией или психическим заболеванием, была сверхопекающей и контролирующей и т.д).

    Такой любопытный и грустный парадокс: чем сложнее отношения с матерью, тем труднее отделиться от нее и завершить сепарацию. Чем теплее отношения и больше в них доверия, безопасности – тем проще пройти сепарацию и стать отдельным, психологически зрелым человеческим существом.

    Элинор Гринберг в своем исследовании пограничной личности выделила 6 критериев нарушенных границ. Вы легко заметите, что эти критерии в психологии известны и описаны. С ними мы работаем в психотерапии.

    В предлагаемой модели эти критерии красиво объединены – их первые буквы образуют слово «MISERY». В буквальном переводе это означает «ничтожество».

    Ведь человек с нарушенными границами делает себя как будто ничтожным перед значимыми другими в своей жизни. Часто это происходит совершенно бессознательно: человек только замечает последствия, но как происходит, ему непонятно.

    Какие же 6 критериев сигнализируют нам, что у человека есть проблемы с границами? Далее я буду использовать местоимение «вы», чтобы проще было сопоставить это со своим опытом. Но, конечно, мы имеем в виду некоторый общий случай, и «вы» здесь – это не вы лично, а абстрактный человек. Итак,

    1 критерий:

    М (Mother) – проблемы с матерью. Вы все еще слишком вовлечены эмоционально в попытки отделиться от родителя. Мать здесь обозначает значимого другого, это может быть и мать, и отец, и любой взрослый, который в детстве растил вас.

     Вы можете бессознательно все еще надеяться получить ее(его) одобрение. Вступая в отношения, вы невольно и неосознанно выбираете партнеров, которые несут в себе какие-то черты, сходные с чертами вашего родителя.

    2 критерий:

    I (identity) – проблемы идентичности. Про этот критерий я писала в других статьях (в частности, в статье «Как тебя душит фальшивое Я»). Этот феномен появляется в детстве, если мы не чувствуем, что нас любят и принимают такими, какие мы есть – со всеми нашими «тараканами». Со всеми слабостями и уязвимыми местами.

    А ведь пока мы дети любовь родителей нам необходима, как воздух. Чтобы ее добиться, мы искажаем свое истинное Я, свою сущность, и изо всех сил приспосабливаемся. Формируется фальшивое, или ложное Я. Наша идентичность, целостность страдает.

    Это такая внешняя маска – она помогает адаптироваться к внешнему миру, как-то приспособиться к требованиям окружающих.

    Но такой устойчивый внешний образ не дает проявляться настоящим нашим чувствам и желаниям. Мы становимся как будто отрезаны от них.

    В этом случае внутренне человек часто ощущает отсутствие единого, целостного Я, как будто его личность состоит из отдельных фрагментов и качеств.

    Человек также может испытывать страх утраты себя, когда он тесно общается с другим. Как будто в этот момент он больше чувствует другого и частично теряет себя.

    Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!

    3 критерий:

    S (Splitting) – расщепление. Это мы можем часто наблюдать в психотерапии. Такое явление, когда человеку сложно воспринимать хорошие и плохие качества одновременно в одном объекте. Поэтому и себя, и других он постоянно классифицирует на «плохих» и «хороших» людей.

    Весь мир делится на черное и белое, на правильное и неправильное. Происходит расщепление целостного восприятие на два противоположных полюса. И объединить их, интегрировать самостоятельно такому человеку сложно. Часто это получается сделать как раз в процессе психотерапии. Тогда события и люди начинают восприниматься как более цельные – те, в которых есть и плюсы, и минусы.

    4 критерий:

    E (Engulfment) – страх заброшенности или поглощения. Оба этих страха проявляются в сфере отношений. В случае наличия данного критерия вам сложно найти комфортную межличностную дистанцию с людьми.

    Если побеждает страх заброшенности, вы можете как будто «прилипать» к партнеру. Вам все время требуется больше любви и поддержки, вы настойчиво требуете от партнера больше внимания. Ведь когда-то вы недополучили всего этого от своего родителя.

    Ясно, что партнер  – это не родитель, и такого количества принятия, чаще всего, он предоставить не может. Сам он начинает чувствовать, что от него ждут слишком многого, и отдаляется. Чем еще больше усиливает страх заброшенности. В конце-концов, если этот страх не прорабатывается, то отношения чаще всего разрушаются.

    Если же проявляется страх поглощения, человек неосознанно избегает близких отношений, поскольку в раннем опыте такие отношения грозили разочарованием и болью. Как только в отношениях появляется чуть больше близости, такой человек стремится отдалиться или отношения завершить. Поэтому ни с кем у него не складываются близкие длительные отношения, которые бы его удовлетворяли.

    Многие узнали в описании этих страхов феномены созависимости и контрзависимости. Действительно, эмоциональная зависимость – это модель, при которой личностные границы сильно нарушены.

    Интересно, что обычно человек неосознанно выбирает одну из моделей отношений – основанную на страхе заброшенности, или на страхе поглощения. Но иногда они сменяют друг друга в жизни одного и того же человека.

     5 критерий:

    R (Rage) – ярость. При нарушенных границах у личности внутри скапливается очень много злости. Эта злость подавляется, не находит выхода, и переплавляется в ярость.

    Почему подавляется злость? Потому что в детстве человек усваивает правило, согласно которому злость выражать опасно. Это бывает, например, если в семье не было способов выражать злость конструктивно. Или ребенка наказывали, винили, когда он злился.

    Причины могут быть разными, но суть у них одна: человек боится своего гнева. Он чувствует, что если его злости дать волю, то это будет разрушительно.

    Подавленный гнев может сопровождаться застенчивым поведением, очень вежливым и деликатным. Человек может быть очень милым с посторонними людьми, а дома, в безопасной обстановке давать себе волю, и его злость прорывается наружу.

    Семья недоумевает: с чужими людьми такой замечательный, а дома – такой монстр. Да, это довольно типичный способ обойтись с подавленным гневом: выплеснуть на близких.

    А еще гнев может перенаправляться на самого себя, тогда мы «грызем» и ругаем себя, критикуем, обвиняем. Тоже, как вы понимаете, ничего хорошего для нас это не несет.

    6 критерий:

    Y (Yearning) – тоска. Если границы нарушены, внутри не сформирован любящий внутренний объект. И мы тоскуем по совершенному Другому. Который даст поддержку и утешение. Который будет любить и не предаст. Это то, что когда-то не удалось получить в самых ранних отношениях – в отношениях с родителем.

    Поскольку потребность не была удовлетворена в детстве, она сопровождает человека на протяжении его жизни. Счастье связывается с ожиданием настоящей любви, которая в психологическом смысле является бессознательной тоской по любящему родителю, которого у человека не было.

    На этом критерии основана вера в «принца на белом коне», который прискачет, полюбит и все сразу станет хорошо. Вся жизнь изменится. Конечно, в реальности другой человек просто не способен выполнить такую важную родительскую роль. Но есть и хорошая новость – от этой тоски можно избавиться, если внутренний объект у себя сформировать.

    Подписывайтесь на наш канал VIBER!

    Как вы уже догадались, я сейчас скажу о психотерапии. Да, в этом и есть ее смысл и один из основных векторов работы. Помочь человеку распутать «паутину психологических защит», сформировать внутреннюю опору и собственные психологические границы.

    Если такая задача у клиента есть, то, вероятнее всего, в терапии будет происходить работа со всеми перечисленными выше 6 критериями.опубликовано econet.ru.

    Литература по теме:

    • Гринберг Э. Лечение пограничной личности. М., 2011
    • Балинт М. Базисный дефект. Терапевтические аспекты регрессии. М., 2019

    Автор Марина Семилеткина

    Задайте вопрос по теме статьи здесь

    P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.