Психокоррекция в психотерапии: формы и методы психологического воздействия, игровая и арт-терапия

Содержание

Игротерапия как метод психологической коррекции

Психокоррекция в психотерапии: формы и методы психологического воздействия, игровая и арт-терапия

Определение 1

Игровая терапия – это психотерапевтический метод воздействия на детей и взрослых посредством игры.

Психокоррекция означает исправление и представляет собой систему мероприятий, которые направлены на восстановление нарушенных функций психики. Это определенный вид психологической помощи.

Понятие психологическая коррекция дифференцируется с такими понятиями как педагогическая коррекция, психотерапия, коррекционно-развивающее обучение.

Что касается психологической коррекции, то она направлена на исправление поведения, эмоционального реагирования, межличностного взаимодействия.

Различные методики, описывающие это понятие, признают, что на развитие личности сильное влияние оказывает игровая деятельность.

На начальном этапе, как средство коррекции, игра использовалась в рамках психоаналитического подхода, затем в рамках гуманистически ориентированного.

Психокоррекция взрослых использует игру в групповой психотерапии и социально-психологическом тренинге. Проходит игра в виде специальных упражнений, заданий на невербальные коммуникации, различные ситуационные разыгрывания.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Для ребенка же игра является одной из форм самотерапии. В структуре детской игры есть свои составляющие:

  • роли играющих;
  • игровые действия, реализующие эти роли;
  • игровое использование предметов;
  • отношения между играющими.

Единицей игры является роль, сюжет игры – это воспроизводимая область действительности, а содержание – это то, что воспроизводится ребенком как главный момент деятельности и отношений между взрослыми.

Игра способствует формированию произвольного поведения ребенка и социализации.

В игровой терапии выделяются определенные направления, так, например, Г.Л. Лэндрет, выделяет:

  • родительскую терапию, в рамках структурированной программы родителей обучают навыкам для проведения её в домашних условиях;
  • игровую терапию со взрослыми;
  • приёмы игровой терапии в семейной терапии, когда в игру включаются все члены семьи;
  • групповую игровую терапию;
  • игровую терапию в больничных условиях.

Замечание 1

Как психокоррекционный метод в работе с детьми, имеющими нарушения психического развития, игра имеет специфические особенности.

В этих случаях важно использовать приемы налаживания контактов того уровня, который доступен детям для спонтанной игровой активности с дальнейшим переводом к более сложным способам общения и расширения сферы личностно-значимых предметов.

В ходе игровой терапии А.И. Захаров, например, дает определенную последовательность коррекционных методик – беседа, спонтанная игра, направленная игра, внушение.

Психокоррекционный эффект у детей в ходе игровых занятий достигается в результате установления положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Продолжительность игры не более 30 минут, при частоте занятий 2-3 раза в неделю при остром периоде невроза и 1раз в неделю при хроническом течении.

Программа рассчитана на срок от нескольких дней до нескольких месяцев.

Функции организации терапевтического игрового процесса

Терапевтический процесс игровой деятельности имеет свои функции, А.И. Захаров, например, выделяет диагностическую, терапевтическую, обучающую функции.

Диагностическая функция заключается в том, чтобы уточнить психопатологию, особенности характера ребенка, его взаимоотношения с окружающими. В ходе игры наблюдатель получает дополнительную информацию.

Что касается терапевтической функции, то она дает возможность ребенку эмоционального и моторного самовыражения. Безусловно, что ребенку совсем не важен результат, важным для него является процесс игры, когда он разыгрывает прошлые переживания, растворяя их в новых формах поведения.

Обучающая функция заключается в перестройке отношений. В ходе игры ребенок расширяет свой диапазон общения и кругозор, реадаптируется и социализируется.

Существует различие между «обучающей функцией игры» и «обучающими играми» – ребенка не надо учить играть, поскольку он играет спонтанно без всяких определенных целей.

В процессе игры разнообразный опыт приобретается постепенно и незаметно.

В игровой терапии А.И. Захаров выделяет 4 этапа:

  • на первом этапе происходит объединение детей в группу и происходит это с интересной для них деятельности, например, в ходе экскурсии или рассказа об увлечениях;
  • на втором этапе сочинение рассказов происходит в домашних условиях, а затем в группе они по очереди их рассказывают;
  • третий этап связан с игрой, тему которой предлагают дети и педагоги с последовательным воспроизводством рассказов, сказок, реальных и условных ситуаций;
  • четвертый последний этап является заключительным этапом игровой психотерапии.

Замечание 2

Формы и варианты игровой терапии, таким образом, определяются особенностями конкретного ребенка, а также группы детей, продолжительностью игры, специфическими задачами работы.

Цель игровых методов может заключаться в оказании первичной психологической помощи, интервьюировании, в краткосрочной психотерапии, в процессе долгосрочного реконструктивного психотерапевтического воздействия, реконструктивного лечебно-коррекционного воздействия при наличии поведенческих невротических нарушений.

В ряде других случаев выступает в качестве вспомогательного средства, который дает возможность стимулировать ребенка, развивать сенсомоторные навыки, снижать эмоциональное напряжение и степень социальной депривации.

Замечание 3

Игровая психотерапия, таким образом, является психотерапевтическим методом, основанием которого являются принципы динамики психического развития, облегчение эмоционального стресса с помощью игровых материалов, дающих пищу воображению.

Игры и формы игротерапии

Для игротерапии характерны определенные формы и виды, так, например, А.А. Осипова выделяет игры по теоретическим подходам, по форме организации, по характеру управления коррегирующими воздействиями, по степени структурированности материала.

По теоретическим подходам выделяют игротерапию в психоанализе, где игровые коррекционные возможности связаны с её символическим характером, игротерапию, центрированную на ребенке, где важное значение имеет практика реальных взаимоотношений взрослого и ребенка, игротерапию отреагирования, использующую игрушки для отреагирования конфликтной ситуации, игротерапию построения отношений.

Игротерапия как метод опирается на теорию психического развития ребенка и является ведущей деятельностью, разработанной в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др. отечественных ученых.

Как метод коррекции игра стала применяться в 1920 г. Её использовали А. Фрейд, М. Клайн, Г. Гут – терапевты психоаналитического направления.

Поскольку ребенок не может свое беспокойство выразить словами и не интересуется собственным прошлым и его исследованием, натолкнули ученых на мысль о возможности использования игры как замены метода свободных словесных ассоциаций.

Любое игровое действие, по мнению М. Клайн, имеет определенный символический смысл, который необходимо проинтерпретировать довести до сознания ребенка.

Именно она предложила термин «игровая терапия», а одной из первых начала применять его А. Фрейд, работая с детьми, которые пережили бомбежку Лондона во время Второй мировой войны.

Она считала, что ребенок освобождается от страха, когда имеет возможность в игровой форме выразить свои переживания и не получить психологическую травму.

Игра, по утверждению Г. Гута, является ответственным моментом в психоанализе ребенка. Дети, с которыми проводилась игровая психотерапия, использовали игрушки, предложенные Г. Гутом с той целью, чтобы они могли выразить себя.

Результатом психоанализа стали такие важные методики исследования психической сферы, как «Дом-дерево-человек», «Кинетический рисунок семьи» и др.

Арт-терапия как метод коррекции эмоциональных состояний. Виды арт-терапии

Психокоррекция в психотерапии: формы и методы психологического воздействия, игровая и арт-терапия

В психотерапии и психологии существуют различные техники устранения психологических проблем. Одной из самых интересных и действенных является арт-терапия. «Art» переводится как «творчество», «искусство». Следовательно, арт-терапия – лечение искусством, творчеством. Это альтернативный способ решения многих психических расстройств.

Также это способ разобраться с какими-либо проблемами при помощи творческого процесса, прийти в ресурсное состояние, повысить настроение, побороть хандру, осеннюю или зимнюю депрессию.

Появилось данное направление не так давно – в первой половине ХХ века, и благодаря своей доступности и быстрому положительному эффекту оно заняло важное место в психокоррекции.

Как работает арт-терапия

Очень часто при наличии подавленного состояния или неврологических заболеваниях, люди замыкаются в себе. Помочь им становится довольно-таки сложно. Арт-терапия же посредством творчества помогает выносить свое состояние в материальную реальность на бумагу или посредством любого другого материала. Благодаря этому и происходит некое облегчение — человек «выговорился».

Важно учесть, что необязательно будет «воплощаться» именно внутренне состояние. Возможно человек наоборот неосознанно захочет «рисовать» то, чего ему хочется, тем самым погружаясь в свои грезы, мечты. Таким способ он отвлекается от своей хандры или какой-либо проблемы.

Кроме того, рисуя какую-либо картину, у многих людей наблюдается смена внутреннего состояния: приходит расслабление, проходит головная боль (от тяжелых дум), повышается настроение.

Таким образом, суть лечения искусством заключается в трансформировании негативной энергии человека в позитивную посредством творческой деятельности.

Такой вид терапии широко применяется в разных социальных и возрастных группах: пользуется успехом в коррекции психологического состояния детей, подростков, пожилых людей, беременных женщин, зависимых и др.

Польза арт-терапии

Арт-терапия дает положительные результаты в лечении как психологических, так и физических недугов. Творчество помогает организму справиться с тяжелыми болезнями и быстрее восстановиться после полученных травм. Это объясняется тем фактом, что физическое состояние организма во многом определяется психологическим здоровьем, позитивным настроем. Об этом говорится и в психосоматике.

  • ускоряет лечение различных физических и психических заболеваний,
  • повышает интеграцию личности в общественную жизнь,
  • успокаивает нервную систему,
  • гармонизирует внутренний мир,
  • учит контролировать свои эмоции,
  • помогает осознать психологические проблемы,
  • снимает напряжение, раздражительность, агрессию,
  • повышает настроение, заряжает энергией,
  • помогает справиться с сонливостью, вялостью, унынием,
  • улучшает работу головного мозга,
  • развивает творческое мышление, фантазию.

Особенности применения арт-терапии

Одной из важных особенностей арт-терапии является полное отсутствие побочных эффектов и противопоказаний. Творчество никак не способно навредить человеку. Напротив – оно вносит гармонию в его психологическое состояние и дарит душевное равновесие.

Но при выборе метода арт-терапии следует учитывать тонкости характера и темперамента человека.

Так, стеснительному и зажатому пациенту не подойдет актерское мастерство или вокальные выступления на публике, а подвижному и активному – монотонный процесс рисования или шитья.

В первую очередь выбранный для лечения вид искусства должен приносить радость пациенту и ни в коем случае не вызывать негативных эмоций, чувство неловкости, скуки или раздражения. Если метод провоцирует подобные отрицательные реакции, следует незамедлительно изменить род занятий.

Методы и виды арт-терапии

Основные направления, применяемые в качестве терапии искусством:

  • живопись красками или песком,
  • раскраски мандал, рисование по номерам (цветотерапия),
  • лепка (работа с глиной, пластилином и т.д.),
  • фотоискусство,
  • плетение браслетов, декоративных узлов,
  • раскрашивание,
  • скрапбукинг,
  • декупаж,
  • составление коллажей,
  • вязание, шитье,
  • другие виды рукоделия,
  • занятия танцами,
  • музыкотерапия,
  • занятия вокалом (вокалотерапия),
  • моделирование,
  • игра на музыкальных инструментах,
  • пантомима, актерская деятельность,
  • чтение,
  • письмо (сочинение рассказов, стихов, очерков),
  • сказкотерапия.

Эти направления арт-техник наиболее широко применяются психологами в работе с клиентами. Такие занятия направлены на улучшение эмоционального состояния пациента. Они помогают снять напряжение, поднять жизненный тонус, избавиться от стресса, апатии, различных страхов, побороть агрессию. Практически всегда у пациентов отмечается стабилизация настроения, снижается уровень тревожности.

Выбрать направление можно самостоятельно и заниматься им в домашних условиях. Но в серьезных случаях совместная работа со специалистом намного улучшит результат.

Принципы арт-терапии

Начинать лечение нужно с чего-то легкого: задания ни в коем случае не должны вызывать затруднение у пациента. Если человек впоследствии сам изъявляет желание развиваться в выбранном направлении, целесообразно углубиться в тот или иной вид искусства, повышая уровень мастерства. Однако на начальном этапе чрезмерно замысловатые задания будут ошибкой и дадут лишь негативный эффект.

Так, для склонных к агрессивному поведению людей хорошо подходит рисование – оно успокаивает нервы, повышает концентрацию. Любительский театр поможет развить навыки социального общения и адаптации в новом окружении, а также научит выражать свои эмоции. Вязание и шитье развивает внимательность, усидчивость, положительно сказывается на мелкой моторике.

Выбрать направление арт-терапии можно самостоятельно, занимаясь дома. Но в серьезных случаях совместная работа с квалифицированным психотерапевтом значительно улучшит результат.

Примеры упражнений в арт-терапии

«Каляки-маляки». Надо рисовать бессмыслицу, то есть не думать какие цвета использовать, как они между собой сочетаются, что именно рисовать. По завершению следует оценить и осмыслить результат, возможно будет просматриваться какой-то персонаж, образ или сюжет. На основании этого рисунок можно дорисовать и затем уже описать.

Коллаж. Можно использовать вырезки из журналов, лепить и рисовать те или иные сюжеты, фигуры и т.п. Анализ результата проводится на основании размеров, цветов, сюжета и расположения «вырезок» относительно друг друга.

Сочинение. Особенно актуально для детей. Вместе со своим ребенком сочиняйте сказку. Начинаете вы.

Необходимо в завуалированном виде начать сочинять сказку, основанную на каком-нибудь домашнем бытовом случае, ситуации в садике или школе и т.п. Затем просите продолжить свое чадо.

Как правило, они не догадываются и говорят, что у них крутится в голове. Благодаря этому способу вы сможете узнать об его переживаниях.

Арт-терапия является прекрасным способом расслабиться и отвлечься от насущных проблем. Пение, рисование, рукоделие, цветотерапия и т.п. способны не только поднять жизненный тонус, но и познать себя, избавиться от многих болезней, посредством гармонизации внутреннего состояния. Ведь как известно, все болячки из головы.

А вы пробовали арт-терапию? Как она на вас повлияла? Какой вид использовали? 🙂

Арт-терапия. Раскраски-антистресс

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Все методы арт-терапии: что это за направление, какие виды бывают

Психокоррекция в психотерапии: формы и методы психологического воздействия, игровая и арт-терапия

Арт – терапия представляет собой специализированную форму психиатрии, основанную на изобразительном искусстве и творческой деятельности. Данное направление было основано в 30-е годы 20 века.

Сперва арт – терапия была создана с целью коррекции эмоционально – личностных проблем у детей, а позже стала использоваться в качестве эффективного средства развития межличностных коммуникаций. Различные методы арт-терапии помогают людям выявить прошлые и актуальные переживания, которые они не в состоянии по каким – либо причинам изложить в устной форме.

цель этого направления помочь в гармонизации развития личности путем формирования способностей самовыражаться и познавать свой внутренний мир.

Методы арт-терапии

Современная арт – терапия содержит в своем арсенале множественные методики. Именно поэтому из всевозможных методов и приемов легко подобрать определенный способ воздействия для каждого отдельного человека.

Существуют две основные методики этого направления развития личности: пассивная и активная. Пассивный подход заключается в потреблении человеком произведений творчества, созданными другими людьми.

Например, клиент может рассматривать созданные кем – то картины, вычитывать произведения различной художественной направленности, слушать музыкальные произведения.

Активный подход к творчеству основывается на создании данных объективных реальностей самостоятельно.
Важно! При активном способе участия в арт – терапевтической программе развития личности эстетическая ценность и красота конечных результатов во внимание не берется и никак не оценивается. Здесь важен сам процесс творческой деятельности, а не его итог.

Работа специалиста в области арт – терапии может строиться на нескольких ее видах. Рассмотрим каждый вид более подробно.

Музыкотерапия

Терапия музыкой является системой психологической коррекции не только психического, но и физического здоровья индивида путем музыкально – акустических вибраций. Музыка сама по себе несет множественные терапевтические эффекты и влияет на самочувствие человека.

Выделяют групповую и индивидуальную музыкотерапию. Сеансы могут проводиться как сидя, так и лежа, в зависимости от целей поставленных специалистом. Перед началом сеанса направляющий устанавливает психологический контакт с клиентом, объясняет цели, задачи и необходимый итоговый результат.

В некоторых случаях может применяться живое исполнение музыки.

Библиотерапия

С целью специального коррекционного воздействия на человека путем чтения подобранной литературы происходит нормализация и оптимизация его психологического состояния. С помощью книг можно воздействовать на мысли, характер действий и поведение людей. За счет этого происходит решение казалось бы не решимых проблем.

Драмотерапия

Основывается на театральных постановках различной тематической направленности.

Помогают воздействовать на все психические процессы клиента, улучшить память, развить воображение и чувственность, улучшить внимательность и мышление.

Драматические занятия также развивают логику и помогают владеть своим телом, не стесняться своего «я», убирают внутренние зажимы и показывают через игру пути выхода из сложившихся ситуаций.

Справка! Наиболее распространенными методами постановок являются коррекционные постановки для улучшения межличностных взаимоотношений: я и друзья, я и родители, друг и враг, сильный и слабый.

Игротерапия

С помощью игры прекрасно можно воздействовать на психическое поле, как детей, так и взрослых. Игры происходят с помощью специальных персонажей, в качестве которых выступают куклы и различные предметы.

Объекты игры обладают массой полезных свойств, с их помощью можно развить многие скрытые способности.

Происходит это путем того, что в ходе игры есть возможность применить не только тактильные ощущения, но и игрушки можно рассматривать, прослушивать, пообщаться с ними.

Игротерапия используется как в индивидуальной работе с клиентом, так и в групповой. Воздействие в игровой форме помогает не только избавиться от комплексов и побороть индивидуальные барьеры, но и помочь людям решить профессиональные и семейные проблемы.

Изотерапия

Изобразительное творчество, особенно в виде рисования, помогает выходу внутренним конфликтам вовне, позволяет оценить значимость своих чувств и пересмотреть подход к их развитию или угнетению, развивает собственную значимость людям с заниженной самооценкой. Кроме того, изотерапия прекрасно развивает творческий потенциал человека. Основными причинами, по которым специалисты используют изотерапию в своей практике, являются следующие проблемы клиентов:

  • невротические и психосоматические нарушения;
  • проблемы в социальной сфере, не умение найти свое место в социуме;
  • трудности общения в связи с низкой самооценкой;
  • серьезные внутрисемейные конфликты.

При помощи изотерапии замкнутые в общении дети становятся более раскрепощенными, а ребятишки с агрессивными проявлениями в психике становятся более уравновешенными.

В изотерапии самыми распространенными методами считаются:

  1. Рисование на мокрой бумаге. С помощью смешения красок происходит воздействия на образные чувства детей.
  2. Монотипия. Изображение сначала наносится на стекло, которое потом прикладывается к чистому листку бумаги.
  3. Техника раздувания краски. При помощи специальной трубочки полученный на листке бумаге рисунок раздувается. Полученное изображение подлежит изучению и оуенке.

Маскотерапия

Психологическая работа заключается в переводе глубинных комплексов и проблем клиента в неживую материю маски. Лицо является проекцией настроения и состояния психики человека, а также на нем отражаются следы настоящего и прошлого.

Метод основывается на избавлении от привычных и стереотипных ролей, освобождении от ненужных мыслей и догм.

В целом маскотерапия способна воздействовать на поступки человека в дальнейшем и изменить жизнь по тому сценарию, который пожелает сам человек.

Коллаж

Является техническим приемом в изобразительном искусстве. Суть его заключается на формировании на ватмане нужного рисунки или изображения. Для работы используются различные предметы и материалы, которые клеятся на бумагу. Они обязательно должны отличаться друг от друга по цвету и фактуре. Понадобятся также клей, скотч и ножницы.

Справочная информация! В коллажировании можно использовать любые подручные материалы: фантики от конфет, вырезки из газет и прочие материалы. Коллаж помогает раскрыть все потайные комплексы личности и проработать их с помощью изменения композиции: изменения цвета изображения, добавления к картине каких – либо дополнительных элементов и все что приходит в воображение клиента.

Песочная терапия

Общение со своим «я» и с окружающим миром происходит через песок. Он помогает справиться с внутренним напряжением и воплотить его бессознательно – символическом уровне.

Песочная терапия позволяет поднять свою внутреннюю самооценку и открыть новые пути развития сложных ситуаций.

Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым.

Цветотерапия

Лечение и восстановление психической травмы с помощью цвета. Специалист по цветотерапии производит цветовое воздействие на клиента в зависимости от поставленной задачи.

Каждый оттенок имеет свое лечебное действие.

Например, красно – оранжевый цвет воздействует на биение сердца, увеличивает частоту сердечного ритма и оказывает возбуждающее действие на человека, а темно – синий, наоборот, успокаивает и умиротворяет.

Сказкотерапия

Чтение сказок, былин, мифов и притч развивают у детей образное мышление, прививают им моральные нормы и правила поведения. Хорошо развивается воображение и логика. Разрешение любых проблем и трудностей происходит посредством чтения, разыгрывания ролей, придумывания продолжение сказки. Методика идеально помогает как детям, так и взрослым.

Фототерапия

Помогает развить и гармонизировать личностный потенциал. Работа происходит как с готовыми фотографиями, так и с авторскими снимками.

фототерапии заключается в том, что создается и воспринимается клиентом фотографические образы, которые дополняются в процессе сеанса их обсуждением и разными видами творческой деятельности (рисование, коллажирование, инсталлирование готовых снимков в пространство, изготовление из фотографий фигур и последующая игра с ними).

Глинотерапия

Глина позволяет клиенту мягко отреагировать, осознать и переработать печальный опыт своей деятельности. Подходит для тех клиентов, которые по каким – либо причинам затрудняются высказать свою проблему словесно.

Все смешанные чувства и переживания вылепляются из глины в определенную форму, которую легко видоизменить, скорректировать под желаемый образ. Это позволяет быстрее найти решение из сложившейся проблемы, понять методы дельнейших действий.

Лепка помогает человеку раскрыться и понять самого себя, справиться со страхами, агрессией и обидами.

Лепка из глины для детей — увлекательное и полезное занятие

Методы арт-терапии видео и книги

Копытин А.И. — «Методы арт-терапии в преодолении последствий травматического стресса» (скачать)  methods_art_therapy

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод о том, что все методы арт-терапии являются замечательным средством воздействия на многие сферы жизни человека.

Методика помогает не только справиться с личными душевными конфликтами, но и позволяет найти решение самой сложной и запутанной ситуации.

Уникальность арт – терапии состоит в многогранности ее воздействия: в процессе сеансов задействованы тактильные, зрительные и слуховые анализаторы.

Статью прочитали: 6 744

Расскажите друзьям:

Психологическая коррекция: это что такое, методы и средства

Психокоррекция в психотерапии: формы и методы психологического воздействия, игровая и арт-терапия

Человек постоянно стремится к психическому, физическому здоровью, гармонии, равновесию, но когда дело доходит до практики, возникают сложности, проблемы.

Справиться с моральными трудностями, психическими нарушениями, отклонениями только с помощью физических усилий невозможно, требуется психологическая коррекция — один из видов помощи, методики которой нужны для восстановления эмоционального состояния.

Понятие и задачи

Коррекция в психологии — направленное психологическое воздействие, которое может затрагивать различные структуры психики.

Приемы психокоррекции изменяются зависимо от состояния пациента.

Задача психологической коррекции — исправление психических нарушений, заторможенностей развития.

Методики должны помочь человеку переступить через трудности, дать надежду на лучшее будущее, помочь в развитии.

История изучения и исследователи

Направление психокоррекции строится на двух специализациях — дефектологии и психологии. Первым ученым, который предложил использовать комплексную терапию для работы с детьми, у которых наблюдаются задержки развития, ярко выражена умственная отсталость, был Э. Сеген. Следующий исследователь, который разработал оригинальные методики психологической коррекции, — Петр Трошин.

Основные теоретические понятия методики психокоррекции были предложены позже. На этот этапе прославился ученый М. Монтессори.

Она создала несколько коррекционных методик, которые были предназначены для развития познавательных процессов у детей. Еще один исследователь, который внес большой вклад в развитие психологической коррекции, — А. Н. Граборов.

Он предложил ряд методик, направленных на развитие памяти. В. П. Кащенко разработал систему методик педагогической коррекции.

Огромный вклад в развитие психокоррекции внес Л. С. Выготский.

Классификация

Ученые классифицируют способа психологических коррекций по различным критериям. Выбор метода зависит от состояния пациента, необходимого результата.

По типу задач

Классификация по типу задач:

  • игровые методики;
  • семейная коррекция;
  • способы для личного роста;
  • нейропсихологические методики.

По характеру направленности

Зависимо от характера направленности:

  1. Симптоматическая — один из видов психокоррекции, с помощью которой психологи снимают острые эмоциональные напряжения, помогают в периоды нервных срывов, острых отклонений от развития.
  2. Казуальная — психологическая коррекция, направленная на разрешение причин, основных проблем развития.

По методу воздействия

Зависимо от методов воздействия:

По форме организации

Виды психологической коррекции зависимо от формы организации:

  1. Специальные — комплекс приемов, для работы с одним ребенком или группой. Цель — разрешение одной или ряда психологических проблем.
  2. Частные — множество психолого-педагогических воздействий, применяющихся для улучшения образовательных процессов.
  3. Общие — методики общепедагогического порядка. Предназначены для регуляции эмоциональных нагрузок, социальной среды, в которой развивается ребенок.

Показания и противопоказания

Индивидуальная психологическая коррекция назначается при выявлении ряда проблем:

  • сильной заторможенности развития;
  • утрате целей, смысла жизни;
  • непонимании себя;
  • необоснованных, детских страхах, которые затормаживают развитие;
  • сильной тревожности;
  • отсутствии взаимодействия с социумом (человек не может работать в группе).

Психокоррекция нужна, когда пациенту назначены мощные методы психологического воздействия, его состояние постоянно изменяется, требует контроля.

Противопоказаний к психокоррекции мало. Прежде чем ее назначать специалисты должны провести диагностику пациента, чтобы выявить точные нарушения развития. Одно из противопоказаний — серьезные нарушения психики, которые должны исправляться комплексно.

Базовые принципы

Основные принципы психокоррекции:

  1. Нормативность развития. Прежде чем назначать методики психологической коррекции нужно изучить индивидуальные особенности личности, социальный статус, уровень развития основной деятельности.
  2. Единство коррекции, диагностики. Успех от применения психокоррекции зависит от глубины, тщательности проведения диагностических процедур.
  3. Коррекция сверху-вниз. Чтобы коррекционная деятельность была эффективной, психологи должны создать «зону ближнего комфорта».
  4. Принцип деятельности. Правильное коррекционное воздействие провоцирует человека на активную деятельность, направляет его энергию в необходимое русло. Это способствует положительным сдвигам в психике.

Требования к психологу и разработанной программе

Существует ряд требований, которым должен следовать психолог при разработке психокоррекционных методов:

  1. Теоретические знания психологического воздействия на людей.
  2. Практические навыки применения психокоррекционных методик.
  3. Личностная готовность. Прежде чем приступать к работе с пациентами специалисты должен разобраться с личными проблемами, тревогами.

Психолог не должен относится к пациенту предвзято. В противном случае результаты или не дадут необходимого эффекта или навредят ему.

Методики

Существуют разные методы коррекции. Каждый из них имеет определенные особенности, сильные, слабые стороны. При психологической работе с детьми все методики нужно превратить в игры, главный принцип которых — создание ведущей деятельности, ее познание.

Куклотерапия

С помощью этой методики можно:

  • снять эмоциональное напряжение;
  • ослабить негативных эмоций, агрессию;
  • активировать познавательные процессы;
  • развить моторику рук;
  • повысить уверенность в себе.

Этапы:

  1. Изготовление куклы из любых материалов. Размеры и форму пациент выбирает самостоятельно. Куклу можно украсить разными декоративными элементами.
  2. Оживление фигуры. Ребенок должен придумать имя кукле, рассказать, с кем она может дружить, чем занимается каждый день.
  3. Проигрывание жизненных ситуаций.

На 3 этапе можно узнать, что волнует ребенка, какие барьеры стоят перед ним, не давая активно развиваться.

Психодрама

Психокоррекционная методика, применяющаяся для работы с группой людей. Чтобы раскрыть внутренний мир участников, моделируются различные драматические ситуации. Задачи психодрамы:

  • формирование нового поведения, которое будет адекватным;
  • переосмысление проблем, внутренних конфликтов;
  • выработка адекватного самопонимания;
  • преодоление неправильных стереотипов поведения.

Процедура состоит из 5 элементов:

  1. Протагонист — первый игрок, который играет роль главного героя. Он исполняет драматические сцены.
  2. Режиссер — опытный психолог, которые выявляет нарушения, психические проблемы, помогает с ними разобраться. Он создает драматические сцены, отдает команды протагонисту.
  3. Вспомогательные Я — клиенты, которые усиливают функции психолога. Они могут играть роль людей, которые близки для главного героя.
  4. Зрители — члены подобранной заранее группы. Они анализируют сцену после ее завершения, обсуждают. Сами не участвуют в проводимом эксперименте.

Сцена — место, в котором разворачиваются основные действия.

Холдинг-терапия

Метод был разработан для психологической помощи детям. При проведении процедуры, психолог должен:

  • подбадривать, вдохновлять мать ребенка;
  • анализировать семейную ситуацию;
  • сдерживать отчаяние, гнев матери;
  • наблюдать за развитием ситуации, записывать или снимать на видео происходящее.

Принцип методики заключается в том, чтобы заставить мать привлечь к себе ребенка. После этого она должна его обнять и не отпускать при любых условиях. Мать должна стараться наладить контакт с ребенком, не обращать внимания на плач, удары, психи.

Имаго-метод

Эффективная методика психокоррекции, при которой пациент тренируется воспроизводить разные образы, чтобы избавиться от внутренних барьеров, страхов.

На первом этапе человек выступает в роли слушателя или рассказчика, на втором — включается драматизация истории, на третьем перед пациентом разыгрываются драматические спектакли.

Психогимнастика

Метод психокоррекции, при котором все участники обмениваются информацией без слов. Благодаря этой процедуре активно развивается мелкая моторика рук, активизируется межполушарное взаимодействие.

Арттерапия

Совокупность методик, главная цель которых — воздействие на психику человека с помощью творчества, искусства. Психолог должен научить пациента выражать свои эмоции, чувства в картинах, рисунках. После этого специалист анализирует изображения, разбирает детали, подготавливает выводы.

Танцевальная терапия

Методика психотерапии, которая помогает:

  • установить связь между мыслями, чувствами, движениями;
  • развить социальные умения;
  • осознать собственное тело, возможности, особенности.

Практика методика запрещена людям с повышенной агрессией, заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

Сочинение историй

Метод психокоррекции, который подходит для индивидуальных и групповых занятий. Человек должен придумать историю, отражающую внутренние переживания, страхи. Так он выплеснет наружу негатив, настроит себя на творчество.

Психокоррекция — одна из разновидностей психологической помощи, применяющаяся при нарушении развития, заторможенности, отклонениях от нормы.

Психокоррекция в психотерапии: формы и методы психологического воздействия, игровая и арт-терапия

Психокоррекция в психотерапии: формы и методы психологического воздействия, игровая и арт-терапия

Понятие «психокоррекция» используется для обозначения комплекса мероприятий, призванных исправить недостатки поведения или психологии. Методы психокоррекции чаще применяются к психически здоровым людям, которые столкнулись с психологическими или поведенческими проблемами.

Психотерапия возникла как раздел медицины (сегодня — клиническая психотерапия), сегодня она занимается помощью людям, у которых психологические трудности. Психотерапия начинается там, где есть проблема, пациент и врач, который целенаправленно лечит расстройства поведения, используя психотерапевтические методы.

Психокоррекцию и психотерапию довольно трудно разграничить. На сегодня существует 2 основных мнения:

  1. Психокоррекция и психотерапия — идентичные понятия. Здесь не учитывается, что последняя применяется не только при лечении, но главным образом в профилактике (в том числе в садах, школах). Заниматься психокоррекцией может психолог, а психотерапией — только врач с высшим медицинским образованием.
  2. Психокоррекцию лучше использовать лишь для профилактических целей. Такое жесткое ограничение не вполне справедливо. Некоторые соматические заболевания (неврозы) являются динамическими. Не всегда можно определить, на какой стадии находится пациент. Профилактика в таком случае становится полноценной частью лечения.

Вопрос о разграничении понятий остается открытым. Они очень похожи, оба означают направленное психологической воздействие. Современная психология все чаще стала использовать комплексные меры: определить общее соотношение психотерапии и психокоррекции очень сложно вне конкретного случая.

На практике термин «психокоррекция» чаще применяется в России, за границей — «психологическое вмешательство».

Существующие методы

Выбор метода психокоррекционной работы, которых очень много, будет зависеть от пациента.

Каков его возраст, уровень образования, интеллекта, наличие психических заболеваний, социальное положение, принадлежность той или иной религии, отношения в семье? Учитывая все это, специалист определяет наиболее подходящие способы. Например, для детей и подростков чаще всего используется:

  • игровая терапия;
  • арттерапия;
  • поведенческая;
  • социальная;
  • замещающий онтогенез.

Со взрослыми обычно используются классический психоанализ, когнитивно-поведенческие методы, гуманистическое направление психотерапии.

Поведенческая коррекция

Одно из лидирующих направлений, суть которого сводится к формированию новых поведенческих навыков, взамен прежних, нежелательных, которые могут служить причиной появления отклонений в поведении.

Метод имитации заключается в том, что клиент (ребенок или взрослый) сначала наблюдают, затем повторяют желательные модели поведения. Могут использоваться как реальные люди, так и воображаемые образы.

Ролевой тренинг сочетает в себе мягкую конфронтацию, десенсибилизацию (для снижения тревожности), положительную обратную связь от психолога. Эта техника успешно используется и в группах.

Ситуация, которая вызывает опасения, разыгрывается в безопасных условиях, пациент может выступать в разных ролях. Чаще всего он играет себя, но может быть и наблюдателем.

Взгляд со стороны позволяет лучше понять проблему, увидеть возможные варианты развития событий.

Широко используется и систематическая десенсибилизация. Методика помогает эффективно справляться со страхами, фобиями:

  • боязнь полетов;
  • боязнь собак;
  • детские ночные страхи;
  • путешествие в транспорте;
  • страх публичных выступлений.

Если фобий много, проработка начинается с той, которая доставляет наибольшее беспокойство.

Методы психокоррекции в детском возрасте

Психотерапия считает важным условием успешной коррекции раннюю диагностику отклонений. Организация просветительной работы с родителями, комплексного сопровождения детей с проблемами развития должна быть доступна с первых месяцев жизни. Ведь любое нарушение (физическое или умственное) отрицательно влияет на способность мыслить, говорить, строить общение.

Игра для ребенка – естественное состояние, которым он пользуется, чтобы выражать свои ощущения, реагировать на окружающий мир. В психокоррекции игровые методы применяются уже почти столетие.

Это направление возникло, когда психологи поняли, что дети не могут словами объяснять, что их беспокоит. Детей не интересует собственное прошлое, они неспособны оперировать абстрактными понятиями. Поэтому психотерапия должна была подстроиться под детское восприятие.

Игровая форма помогает детям лучше понять себя и окружающих, дает возможность переоценить те события, которые были травмирующими.

Терапия отреагирования

Метод был разработан Д. Леви, работа строится из нескольких этапов. Сначала ребенок знакомится с психологом, привыкает к новой обстановке, играет.

Затем при помощи игрушек врач моделирует ситуацию, которая напоминает травмирующее событие. Только в этом случае ребенок занимает не пассивную, а активную роль. Ребенок продолжает играть под наблюдением и руководством взрослого.

План ролевой игры составляется заранее, учитывая индивидуальные особенности участников.

Широко известен метод замещающего онтогенеза (МЗО), основанный благодаря работам Л. Цветковой и А. Лурия. Это система, состоящая из 3 уровней, каждый имеет определенную цель и влияет на разные участки мозга. Показания для нейрокоррекции у детей:

  • Стрессовое состояние.
  • Лабильность, импульсивное поведение.
  • Конфликтность, депривация, ощущение одиночества.
  • Тревожность, фобии, страхи.
  • Заниженная самооценка.
  • Сложности в эмоциональном развитии.

Большой арсенал методов должен применяться сообразно возрастным, индивидуальным особенностям каждого ребенка. Чтобы подобрать необходимые упражнения, специалист должен сначала провести диагностику. На ее результатах строится стратегия психокоррекции.

Групповая форма работы

В психологии взаимодействие учителя с группами считается более эффективным, чем со всем классом. Более тесный эмоциональный контакт резко повышает интерес к занятиям.

Оптимальное количество детей в группе u000f— 2–5 человек. Если участников больше, эффективность работы падает. Избирается староста, которому педагог передает задания, поручает руководство. Каждый участник, выполнив задачу, говорит старосте ответ.

Переход к следующей задаче происходит только если все отвечают правильно. Если нет — начинается разбор ошибок. Должность старосты со временем переходит от одного участника группы к другому.

Каждый должен побывать в роли руководителя, чтобы избежать желания увильнуть от работы.

Такой подход формирует умение слушать, оценивать точку зрения других. Психология доказала, что именно в такой активной форме знания усваиваются детьми лучше всего. Групповые занятия рекомендуют проводить дважды в неделю по 40 мин.

Индивидуальные занятия

Эта форма психокоррекции показана, когда ребенок имеет явно выраженные проблемы с общением, учебой. Она позволяет не отставать от образовательного процесса.

Особый темп работы дает возможность развития тем детям, у которых есть нарушения. Задачи лучше ставить и решать в форме диалога, чтобы дать возможность проговорить все варианты решения.

Рекомендуется чаще использовать примеры, что облегчает ребенку усвоение информации, поиск правильного ответа.

Психологии известны также некоторые негативные стороны индивидуальной работы. Насмешки одноклассников (ходишь на занятия один — значит, самый глупый) способны вызвать негативные эмоции. Тогда ребенок может постараться избежать занятий. Групповая форма работы для многих оказывается более эффективной, поскольку дети стремятся не отставать от сверстников.

Направленное воздействие методами психокоррекции помогает индивидуальности развиваться правильно, благодаря чему психика приходит в норму, человек приходит в состояние душевного комфорта.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.