Кто такой Иисус Христос – значение имени, кто такой Иисус Христос, ради чего явился Христос

Содержание

Иисус Христос

Кто такой Иисус Христос – значение имени, кто такой Иисус Христос, ради чего явился Христос

См. раздел ИИСУС ХРИСТОС

Иису́с Христо́с – Богочеловек (Совершенный Бог и вместе Совершенный Человек), Сын Божий, воплотившийся ради Спасения людей, Спаситель, Мессия (Помазанник); Вторая Ипостась Пресвятой Троицы.

Что означает имя Иисус Христос?

Имя Иисуса Христа несет в себе глубочайший смысл, являясь своеобразным кратким символом христианской веры. Иисус – греческая форма еврейского слова «Иешуа», что значит помощь Бога, или Спаситель. Христос – греческое слово, означающее «Помазанник», на еврейском звучащее как Машиах – Мессия.

В древнем Израиле помазанниками называли царей, первосвященников и пророков, ввиду того, что они помазывались на служение особым освященным миром. Помазание было лишь внешним обрядовым действием. Тем не менее, считалось, что через это священнодействие на человека низводятся Божьи благословения.

Совершая Свое общественное служение, Христос действовал и как Царь, и как Первосвященник, и как Пророк. Как Царь Он проявлял власть над стихиями, изгонял демонов, совершал чудеса и знамения.

Как Первосвященник — принес Себя в Жертву на Кресте, а как Пророк — возвещал волю Божью, обличал зло, посвящал в тайны грядущего.

Однако в отличие от ветхозаветных помазанников Христос был помазан не вещественным миром, а непосредственно Духом Святым, в Нём обитала «полнота Божества телесно» (Кол. 2:9).

Кто такой Иисус Христос?

1) Иисус Христос — вочеловечившийся Сын Божий, одно из Лиц Пресвятой Троицы, Бог Слово. По Своей Божественной природе Сын рождается в вечности (вне условий времени) от Бога Отца (по аналогии: как от ума рождается слово, от света — сияние, от тумана — роса).

Во исполнение воли Отца Сын Божий воспринял в Свою Ипостась человеческое естество (1Ин. 4:9). Восприятие человеческого естества Богом Словом произошло в самый момент сверхъестественного зачатия, в утробе Преблагословенной Марии.

Тогда же одушевленная разумной душой плоть Иисуса Христа получила свое бытие.

Так, через соединение двух природ, Божеской и человеческой, в едином Лице, Сын Божий, не переставая быть Богом, стал Совершенным Человеком, во всём подобным нам, за исключением греха (Евр.4:15).

Божественное и человеческое естества соединены в Ипостаси Иисуса Христа неслитно, непреложно, нераздельно и неразлучно.

Это значит, что ни Божественное, ни человеческое естество, в результате соединения, не претерпело ни малейших изменений; они не слились и не образовали нового естества; никогда не разделятся.

Поскольку Сын Божий — не только Бог, но и Человек, постольку Он обладает и двумя волями: Божественной и человеческой. При этом Его человеческая воля во всём согласна с Божественной.

2) По Своему человеческому естеству Иисус Христос — Сын Пресвятой Богородицы, потомок царя и пророка Давида. Его зачатие осуществилось без участия семени мужа и без нарушения девства Марии, которое Она сохранила и при Рождении, и после Рождения Сына.

Ради чего явился Христос?

Как известно, Благой Бог «создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего» (Прем.2:23). Но человек воспротивился воле Создателя, и «грех вошел в мир, и грехом смерть» (Рим.5:12). В результате грехопадения порча коснулась не только человеческой совести, но и самой человеческой сущности.

Человек уже не мог порождать святых и безгрешных потомков, сделался склонным ко злу, удобопреклонным к воздействию падших духов: «О, что сделал ты, Адам? Когда ты согрешил, то совершилось падение не тебя только одного, но и нас, которые от тебя происходим» (3Ездр.7:48).

Грехопадение «извратило все силы души, ослабив ее природные влечения к добродетели» (св. Григорий Синаит).

Избавиться же от власти греха человек мог не иначе как только особым вмешательством Всемогущего Бога. И вот, являя Свое беспредельное человеколюбие, Бог посылает в мир Своего Сына (Ин. 3:16).

Как Христос совершил избавление человека от власти греха, тления смерти и диавола?

Выйдя на проповедь в возрасте тридцати лет Христос учил словом и примером.

Подтверждая Свое Божественное посланничество и достоинство, Он не раз совершал чудеса и знамения, в том числе — исцеления от болезней и воскрешения.

Апогеем служения стало принесение Себя в Жертву на Кресте во искупление грехов: «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились». (1Пет.2:24-25)

Добровольно приняв Крестные Страдания и смерть, Сын Божий сошел душой во ад, сковал сатану, извел души праведников и, поправ смерть, воскрес. Затем Он неоднократно являлся Своим ученикам и на сороковой день вознесся на Небо, проложив путь в Царство Божие всем, кто последует за Ним.

В День Пятидесятницы на апостолов сошёл Святой Дух, который с тех пор непрерывно присутствует в Церкви. Приобщаясь к Церкви Христовой и живя активной церковной жизнью, человек сближается с Богом, освящается, обоживается, в силу чего удостаивается вечной блаженной жизни на Небесах.

Как Христос подтверждал то, что Он и Бог, и Человек

Будучи Богом, Иисус Христос открыто объявляет Свою Божественную природу. Он говорит: «Видевший Меня, видел Отца» (Ин.14:9), «Я и Отец – одно» (Ин.

10:30), «никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф.11:27). На вопрос иудеев «кто же Ты?» Он отвечает: «От начала Сущий, как и говорю вам» (Ин.8:25).

Говоря с ними об Аврааме, Он говорит: «Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин.8:58).

Но Он также именует Себя и Сыном Человеческим. О Нем можно и должно говорить как о человеке, за исключением одного отличия – Он совершенный человек, ибо Он не имеет греха.

Человеческая природа Иисуса Христа единосущна нашей, но она всецело свободна от первородного греха. В Нем вновь явлено человеческое естество во всей его непорочности и чистоте.

Его человеческое естество пронизано Божеством, преображено и совершенно непричастно греху.

***

Святые Отцы Собора IV-го, Халкидонского, собравшиеся в 451 году в количестве порядка 630 участников, определили догмат об образе соединения в Лице Господа Иисуса Христа двух естеств в следующих словах:
«Последуя Святым отцам, все единодушно поучаем исповедывать одного и того же Сына Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в Божестве и совершенного в человечестве, истинно Бога и истинно человека, того же из души разумной и тела, единосущного Отцу по Божеству, и того же единосущного нам по человечеству, во всем подобного нам кроме греха, рожденного прежде веков от Отца по Божеству, а в последние дни ради нас и нашего ради спасения от Марии Девы Богородицы — по человечеству; одного и того же Христа, Сына, Господа, единородного, в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого, — так что соединением нисколько не нарушается различие двух естеств, но тем более сохраняется свойство каждого естества и соединяется в одно Лице и одну Ипостась, — не на два лица рассекаемого или разделяемого, но одного и того же Сына и Единородного, Бога Слова, Господа Иисуса Христа, как в древности учили пророки о Нем, и как Сам Господь Иисус Христос научил нас, и как предал нам символ отцев».

Догмат ста семидесяти святых отцов VI вселенского собора, Константинопольского.

О двух волях и действиях в Господе нашем Иисусе Христе:
«Проповедуем также, по учению святых отцов, что в Нем и две естественные воли или хотения, и два естественные действия нераздельно, неизменно, неразлучно, неслиянно.

И два естественные хотения не противоположенные одно другому, как говорили нечестивые еретики — да не будет! Но Его человеческое хотение не противоречит и не противоборствует, а следует, или лучше сказать, подчиняется Его Божественному и всемогущему хотению».

***

Перестаньте говорить о Христе. Начните говорить со Христом. Перестаньте думать о Христе как о чем-то внешнем, далеком. Найдите Его внутри себя. Не выдумывайте себе Христа, позвольте Ему самому рассказать вам о Себе. Не пытайтесь спасти себя.

Позвольте Ему спасти вас. Он очень желает заботиться о вас, утешать вас, направлять; вы просто позвольте Ему сделать это, отодвинув свое я с Его пути.Все, что нужно от вас, – это только смотреть в Его сторону и шептать: «Христе мой, спаси меня».

протоиерей Сергий Баранов (г. Орск)

См. ЛЮБОВЬ БОЖЕСТВЕННАЯ, БОГОВОПЛОЩЕНИЕ, ХРИСТОЛОГИЯ, БЛАГОДАТЬ, БОГ ОТЕЦ, СВЯТОЙ ДУХ, БОЖЕСТВЕННЫЕ СВОЙСТВА, ОБЩЕНИЕ СВОЙСТВ В ИИСУСЕ ХРИСТЕ , РОДОСЛОВНАЯ ИИСУСА ХРИСТА

Значение имени Иисус Христос

Кто такой Иисус Христос – значение имени, кто такой Иисус Христос, ради чего явился Христос

В имени Иисуса Христа заложен глубокий сакральный смысл, в котором всякий истинно верующий должен разобраться. У Иисуса имеются еврейский (Иешуа) и греческий (Иэсус) аналоги. В Библии этим именем пользуются и другие известные личности. Каково значение имени Спасителя, кто он и зачем явился в земной мир? Наша статья поможет ответить на эти вопросы.

Иисус

Сын человеческий не просто так называется Спасителем. Иисус Христос — это воплощение всех христианских идей, так что истину нужно искать в греческой форме понятия «Иешуа». Примерное значение этого термина — «помощь Бога». Получается, что Спаситель — это синоним. Имя в различных языках может звучать по-разному (русского аналога тут нет):

  • Джесус;
  • Хесус;
  • Джошуа;
  • Джезу.

Существует представление об этом имени, связывающее Иисуса Христа с влиянием и могуществом. Характер у человека с таким именем мужской, решительный и авторитарный. Вместе с тем Иешуа обладает щедростью, мягкостью и дружелюбием. А вот и другие черты, присущие обладателям имени:

  • верность;
  • честность;
  • внутреннее равновесие;
  • грозная энергия;
  • любознательность;
  • общительность.

Христос

«Помазанник» — так переводится с греческого языка титул Иисусов. А вот на иврите термин «Машиах» ассоциируется с почетным званием Мессии. В старину помазанником могли назвать пророка либо первосвященника.

Царей также обозначали этим словом. Имя связывается с обрядом помазания — покрытия головы избранника освященным маслом (миром).

Это обрядовое действие как бы приобщало Иисуса к великим таинствам и служению народу израильтян.

Общественное служение вынуждало Сына Божьего совмещать три роли — пророка, первосвященника и правителя. Иисус изгонял демонов, повелевал стихиями, творил чудеса — в этом проявлялась его царская сущность.

Будучи первосвященником, Христос пожертвовал собой и оказался распятым. Пророческая ипостась проявилась таким образом, что Иисусу приходилось обличать зло и сообщать людям божественную волю. Однако миром Христа никто не мазал — в прямом значении этого слова.

Благословение им было получено от Духа Святого, которого отправил на землю Бог-Отец.

Кто такой Иисус Христос

Чтобы понять сущность Бога и человека, нужно знать о существовании Троицы. Православие утверждает, что Господь является триединым. Есть Сын, Отец, а также Святой Дух.

Иисус Христос — это и есть Сын Господа, распятый в облике человека собственным народом. Рождается Христос непосредственно в вечности, за пределами людского бытия. Ближайшей аналогией будет свет, ставший причиной сияния.

Почему же имя Иисуса ассоциируется с искуплением и помощью, оказанной людям? Вот несколько фактов, которые нужно знать:

  1. Чтобы спасти людей от прегрешений, Господь выбрал человеческую природу.
  2. Дева Мария забеременела Иисусом Христом, подчиняясь Слову Всевышнего.
  3. Христос изначально имел божественную сущность и никогда не лишался ее.
  4. Слияние двух природ привело к появлению Совершенного Человека.
  5. Во всех именах Сына человеческого (на разных языках) отражается его глубинная суть — помощь роду людскому.

Слияние человеческой и божественной природы в Иисусе отличается неразлучностью, нераздельностью и непреложностью.

Что это означает на практике? В имени Иисуса (и его божественной сути) отражается желание Господа снять с человечества груз накопившихся прегрешений.

Будучи частью Троицы и обладая божественным естеством, Мессия продолжает оставаться человеком. Воля также имеет двойную структуру. Важный момент: человеческое волеизъявление не должно противоречить божественному.

Если заняться именами предков Спасителя по человеческой линии, получается интересная картина. Будучи сыном Богородицы, Иисус одновременно является потомком Давида.

Этот библейский персонаж был знаменитым пророком и властителем израильтян. Сейчас имена родителей Богочеловека священны для каждого христианина.

Но важно понимать, что в зачатии сына Иосиф не участвовал — тот появился на свет благодаря Слову Господа.

Ради чего явился Христос

Все вы слышали фразу: «Господь есть спасение». Почему так говорят, что это означает? Создавая Сына Всеблагой Господь наделил его частичкой своего могущества.

Некогда люди воспротивились божественной воле — случилось грехопадение, и все мы стали смертными. Со времен изгнания первых людей из Эдема грехи непрерывно накапливались.

Святых пророков человечество больше не могло порождать — ситуация нуждалась в срочном исправлении.

Богословы называют лишь один способ восстановления баланса — отправка к людям Спасителя. Христос жил среди простых израильтян и проповедовал слово своего Отца. Многие получали во Христе исцеление, им открывались великие истины. Получается, что Спаситель явился ради помощи всем нам. И ради этой же цели он пожертвовал собой на кресте.

Спаситель

Чтобы спасти человечество, Иисус продемонстрировал истинное самоотречение — он сознательно пошел на казнь. Проповедовать Сын человеческий начал в тридцатилетнем возрасте — он ходил по стране и всюду насаждал Слово Божие. Из-за этого могли возникать проблемы, но Мессия был неумолим.

Вот что известно о деятельности этого библейского персонажа:

  1. Совершал многочисленные чудеса.
  2. Не боялся тяжелой работы и длительных путешествий.
  3. Привлекал последователей, которые готовы были пойти ради него на что угодно.
  4. Менял окружающий мир в лучшую сторону.
  5. Был распят на кресте, а это означает мученическую смерть.
  6. Позже воскрес и был вознесен на небеса.

Искупитель

Почему этого легендарного пророка и Богочеловека называют Искупителем? Слово с таким значением присутствует в иврите, оно звучит как «гоель».

Закон Моисея предполагал возможность выкупа имения ближайшим родственником должника у кредиторов. Кроме того, «гоель» имел право убить того, кто осмелился отнять жизнь у его родственника.

Разумеется, с Иисусом и его учением такой подход ничего общего не имел.

Если провести параллель с законом Моисея, становится очевидным простой факт: Иисус собственной кровью и страданиями выкупил утраченную благодать. Искупитель явился в мир с единственной целью — восстановить баланс сил. То, что сделал Сын Бога, распяв себя на кресте, серьезно ударило по Сатане и подарило всем нам надежду на спасение.

Кем был Иисус Христос: существовал ли Иисус в реальности и как он выглядел?

Кто такой Иисус Христос – значение имени, кто такой Иисус Христос, ради чего явился Христос

Иисус Христос – еврейский проповедник и религиозный лидер I века, центральная личность в христианстве. Его же называют Мессией («Помазанником»), предсказанным в Ветхом Завете.

Верующие почитают его как Сына Божьего, который принял на себя жертвенные муки и умер ради искупления человеческих грехов, а затем воскрес из мертвых и вознесся на небеса.

Новый Завет содержит много пророчеств о Втором пришествии Христа, который будет вершить Страшный суд, после чего наступит вечность: блаженная для праведников и мучительная для грешников.

Иисус и Мария, фрагмент фрески Микеланджело «Страшный суд». Wikimedia

Что значит Иисус Христос? Значение имени

Иисус – это славянская транслитерация греческой формы еврейского имени Йешуа. Оно было довольно распространенным в Иудее I века и означает «Яхве спаситель» (Яхве – одно из древних и наиболее частых имен Бога, упоминаемых в Библии).

Христос – по-гречески «помазанник», то же самое что «мессия». Это не «фамилия», а скорее нечто вроде звания, титула.

Во времена Христа у евреев было только имя. Для обозначения конкретного человека добавляли отчество или родной город. Поэтому в Новом Завете его часто называют «Иисус из Назарета», а также «сын плотника», «сын Иосифа», «сын Марии».

Был ли Христос реальным человеком? Существовал ли он на самом деле?

Большинство ученых и исследователей, включая нерелигиозных, сходятся во мнении, что Иисус Христос был реальным человеком, который вдохновил на культовую мифологию. Пожалуй, лишь самые ярые атеисты это категорически отрицают.

В то же время продолжаются вековые споры по поводу многих фактов. Просвещенному уму трудно принять библейские истории о чудесах Христовых, от хождения по воде до воскрешения Лазаря через четыре дня после смерти. Поэтому ученые опираются не только на литературный анализ, но и на историю, археологию, антропологию.

То, что Иисус совершал, возможно, не сказочные, но какие-то впечатляющие деяния в Галилее, в Иерусалиме, то, что он был казнен – все это вписывается в реальный сценарий.

«Воскрешение Лазаря», Рембрандт. Wikimedia

Кем был «настоящий Иисус»?

По версиям ученых, Иисус мог быть странствующим мудрецом, религиозным реформатором, революционером (борцом за социальную справедливость), пророком апокалипсиса. Впрочем, ни одна из этих гипотез не принята в качестве основной.

Сегодня дотошно изучаются политические, экономические и социальные течения Галилеи I века, чтобы понять, что возвеличило этого человека и его миссию.

Известно, например, что ко времени рождения Христа палестинские земли больше 60 лет были под гнетом могущественной Римской империи. Почти все еврейское население было недовольно налогами и идолопоклонничеством римлян. Скорее всего, на фоне народных волнений и появился лидер, который вызвал большой отклик тем, что стал осуждать богатых и всесильных, благословлять бедных и отверженных.

«Слепые Иерихона», Никола Пуссен. Wikimedia

Документальные свидетельства о Христе

Древнейшие упоминания об Иисусе из Назарета имеются во множестве источников. Некоторые писались еще современниками Христа и не только христианами, но и теми, кто осуждал их как сектантов.

Первым нецерковным автором, упоминающим Иисуса, считается древнееврейский историк Иосиф Флавий, живший в первые десятилетия после него. В своих трудах он дважды ссылается на Христа. В частности, пишет про Иакова – брата «Иисуса, которого называют Христом».

Еще 15 лет спустя имя Христа всплывает в сочинениях двух известных древнеримских писателей и влиятельных политиков Плиния Младшего и Тацита.

Первый в переписке с императором Траяном рассказывает об обычаях христиан и пишет, что они почитают Христа как бога.

Второй в своем знаменитом историческом труде «Анналы» описывает казни христиан и подтверждает, что «Христа, от имени которого происходит это название [христиане], казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат».

«Христос перед Пилатом», мозаика по эскизам Николая Бодаревского. Wikimedia

Для сравнения: легендарный король Артур, центральный герой британского эпоса и множества рыцарских романов, не упомянут ни в одном из значимых исторических документов эпохи, в которой предположительно жил. Первые записи о нем появились только спустя 300-400 лет, причем их достоверность сомнительна – скорее, это фольклор.

Вот еще один показательный факт: современники Христа и античные деятели, родившиеся вскоре после него, не сомневались в реальном существовании Иисуса из Назарета.

Его могли не признавать, презирать как незаконнорожденного (Мария забеременела до бракосочетания с Иосифом, о чем четко сказано в Евангелиях от Матфея и Луки), считать авантюристом и мошенником, который выдает ложь за правду, но никто не оспаривал, что такой человек действительно жил.

Археологические находки

Серьезные исследования библейских мест начались 150 лет назад. Причем раскопки только усилили доводы в пользу реального существования Иисуса, хотя обычно археологи, наоборот, опровергают мифы.

«Лодка Иисуса» – рыбацкая лодка времен Христа, найденная в 1986 году в Галилейском море. Wikimedia

Одной из важнейших находок стали руины синагоги времен Христа, впервые обнаруженные в 2009 году на месте древнего библейского города Магдала (место рождения Марии Магдалины).

Мозаичный пол синагоги. Фото с сайта magdala.org

До тех пор считалось, что синагоги появились в Галилее только через десятки лет после Иисуса, поэтому скептики утверждали, что евангельские записи о его проповедях и чудесах в синагогах – выдумка.

«Явление Христа Марии Магдалине после воскресения», Александр Иванов. Алексей Бушкин / РИА Новости

Еще больше археологических соответствий обнаружено в Иерусалиме, где, согласно Библии, произошли самые великие и драматические события, от торжественного въезда Христа в город до его казни на кресте и воскрешения.

Например, до XIX века не было никаких свидетельств, помимо Евангелия от Иоанна, о существовании Вифезды – купальни у Овечьих ворот, где Иисус исцелил человека, парализованного 38 лет.

Ученые считали, что этого места не существует, и что библейский текст был написан гораздо позже кем-то, у кого не было достоверных знаний об Иерусалиме.

Но в XIX веке археологи обнаружили остатки купели, соответствующие описанию.

Такой была Вифезда при Христе. Макет в Израильском музее. Wikimedia

Руины Вифезды. Wikimedia

Загадка Туринской плащаницы: подделка или святыня?

В главном соборе Турина хранится льняное полотно с отпечатком тела человека в терновом венце и пятнами крови. Верующие считают, что это подлинное изображение Христа. Согласно Евангелиям, тело Иисуса после смерти на кресте завернули в плащаницу и похоронили по иудейскому обряду в пещере, высеченной в скале.

Православная церковь склонна верить в ее подлинность. Католическая не убеждает в этом и почитает скорее как символическую реликвию.

Туринская плащаница: позитив (слева) и негатив. Reuters

Ученые же сходятся в том, что это средневековая подделка. Радиоуглеродный анализ, проведенный в 1988 году в лабораториях трех разных стран, показал что ткань была изготовлена между 1260 и 1390 годами. Это совпадает с моментом первого появления плащаницы (1354) и ее первого представления широкой публике (1389).

В то же время природа отпечатка на ткани, который, по сути, представляет собой фотонегатив, по сей день остается загадкой.

Изображение лица на плащанице (негатив). Depositphotos

В наши дни плащаницу исследовали передовыми методами судебной медицины и криминалистики. В 2018-м было в очередной раз заявлено, что это имитация, поскольку пятна крови в таком расположении мог оставить только тот, кто перемещался, причем стоя и принимая разные позы, но не неподвижно лежащий человек.

Как выглядел Иисус на самом деле?

В западном искусстве Иисуса Христа изображают чаще, чем кого бы то ни было. Однако традиция иконописного портрета – красивое белокожее лицо с правильными чертами, аккуратная борода, длинные волнистые волосы – зародилась лишь спустя 500 лет после предполагаемого времени его жизни, уже в VI веке.

Типичное католическое изображение Христа. Depositphotos

Спас Вседержитель – самый распространенный образ Христа в православии. sofrino.ru

В Евангелиях нет описания внешности Христа при жизни. Есть намеки в Ветхом Завете, причем противоречивые.

С одной стороны, в Книге псалмов говорится: «Ты прекраснее сынов человеческих», «Сильный, славою Твоею и красотой Твоею» (Пс 44:3).

С другой, в Книге пророка Исаии сказано: «Нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему» (Ис 53:2).

Антропологи считают, что реальный Иисус вряд ли был красив и выделялся среди других – иначе в Новом Завете это непременно было бы упомянуто. К примеру, Библия недвусмысленно описывает красоту Моисея и Давида.

Британский антрополог Ричард Нив воссоздал примерный облик семитов из Галилеи времен Христа по строению черепов – вот так примерно мог выглядеть сам Иисус.

Историк и археолог Джоан Тейлор в своей книге 2018 года «Как выглядел Иисус?» тоже заключает, что он обладал самой заурядной внешностью.

Вероятнее всего, был невысокий (примерно 170 см), худой и жилистый, с черными короткими курчавыми волосами, короткой бородой, карими глазами и смуглой грубоватой кожей (возможно, более темной, чем у соплеменников, поскольку плотничал и много странствовал под палящим солнцем).

Кто такой Иисус Христос

Кто такой Иисус Христос – значение имени, кто такой Иисус Христос, ради чего явился Христос

Многие древние историки, такие как Тацит, Плиний младший, Иосиф Флавий, даже враждебный христианам талмут содержит упоминание об Иисусе Христе, жившем в Палестине в 1 веке. И сегодня никто не сомневается в том, что Иисус действительно является исторической личностью. Но, самый острый вопрос и сегодня о том, кто такой Иисус Христос и Кем Он был?

Начиная с эпохи возрождения в научном богословском мире, появилось новое модное направление исследований, так называемые «поиски исторического Иисуса», главным спором в которых, была Сущность Иисуса.

Иисус Христос — как исторический образ

Одни видели в Нем мудреца, другие видели революционера, третьи апокалиптического пророка.

Зачастую, ученые вырезали из Евангелия все сверх естественное, все что не поддается рациональному объяснению и из оставшихся обрывков, пытались сложить портрет исторического Иисуса.

Но у них ничего не получилось, потому что Иисус без сверхъестественного рождения, без чудес, без чудесного Воскресения из мертвых, это не настоящий Иисус.

Если основывать свое исследование на Евангелие, то Кем на самом деле окажется Этот Учитель из Назарета?

Кто такой Иисус Христос в христианском мире

Этот вопрос, Кто такой Иисус Христос, волновал верующих с момента основания христианской церкви. Но особенно остро становится этот вопрос с четвертого века н.э.

Именно в этот период начинаются христологические споры, которые не смолкают несколько столетий и это вполне закономерно.

Ведь христианам нужно было осмыслить личность Иисуса Христа и постараться дать ответы на самые важные ключевые вопросы. К сожалению, эти споры приводили к разделению в церкви.

Некоторые ветви христианства отделились именно потому, что понимали природу Христа по-другому.

Вопрос, кто такой Иисус Христос является актуальным и сегодня

В первом веке были очень сильны мессианские ожидания. Многие люди в этот

период провозглашали себя мессиями.

(Дея 5:36 -37) Ибо незадолго пред сим явился Февда, выдавая себя за кого — то великого, и к нему пристало около четырехсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли. После него во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за собою довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались.

В это время, люди ожидали какого-то героя, который должен придти и освободить их от ига Римлян. Который должен придти и восстановить царство Давида и тому подобное. И поэтому, когда Иисус Христос начинает Свое публичное служение, многие люди начинают идентифицировать Его с одним из таких героев.

Но как узнать, Иисус Христос, это Тот, Который должен придти или нет?

Лучше всего, задать вопрос Ему Самому. Но когда Ему задают вопрос Кто Он Такой, Иисус практически никогда не отвечает на это прямо, но отвечает очень и очень уклончиво.

Иоанн Креститель, который был родственником Иисуса Христа, и который вам говорит, что Иисус — это Мессия. Он находится в тюрьме, и там начинает сомневаться, действительно Иисус Тот, Кто должен придти?

(Матф 11:2) Иоанн же услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему; Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого? И сказал им Иисус в ответ: « Пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен кто не соблазнится о Мне.

Иисус Христос не ответил Иоанну прямо, но ответил, используя Священное писание.

Такой же вопрос задает Ему первосвященник: Ты ли Христос, Сын Благословенного? Иисус так же не отвечает прямо.

Понтий Пилат немного в другой форме задает тот же вопрос: «Ты ли Царь Иудейский»? И тоже Иисус не отвечает прямо.

Почему Иисус не отвечает на эти вопросы?

Он по крайней мере мог бы признать, что Он Мессия. Но Он этого не делает. И очень важным моментом является сцена преображения. Перед этим, Иисус сам задает этот вопрос ученикам: за Кого почитают Меня Люди? Ученики говорят: «Кто то считает, что Илия, другие Иеремия». И после этого Иисус переформулировал этот вопрос: «А вы, за Кого почитаете Меня»?

Кто такой Иисус Христос для учеников

И в данном случае ученики молчат, потому что понимают, что Иисус это больше чем пророк. Но сказать то, что они думают, у них просто не поворачивается язык. Только Петр говорит: «Ты Христос, Сын Бога Живого»!

И после этого Иисус берет троих учеников и ведет их на гору преображения. Там приоткрывает им Свою небесную славу и они видят Его преображенным.

Почему Иисус не отвечал на вопрос, кто Он такой?Иисус Христос специально не отвечает на вопрос, Кто Он Такой. Но почему? Потому что Он хочет, чтобы каждый человек ответил на этот вопрос лично. Чтобы каждый человек для себя понял, Кем для него является Иисус Христос.

Что ответил Иисус Иоанну Крестителю?

Иисус указывает на Священное Писание, потому что ответ на вопрос, Кто Такой Иисус Христос мы можем найти только в Священном Писании.

Иисусу часто задавали вопросы: « Кто Ты такой?»

Иисус практически никогда не отвечал на эти вопросы прямо.

Христос хотел, чтобы каждый человек сам дал ответ на вопрос: « Кто такой Иисус?»

Иисус Христос и Яхве

В Ветхом Завете есть одно очень важное имя Бога — ЯХВЕ. Оно встречается в Еврейской Библии 6.828 раз. Не одно другое имя не встречается так часто как это. Но здесь мы сталкиваемся с парадоксом. Оказывается, что это имя ни разу не упоминается в Новом Завете.

Если оно было таким важным в Ветхом Завете, почему оно не встречается Новом Завете?

В Новом Завете имя Иисус Христос. Интересно то, что имя Иисус дословно означает «Яхве спасает». Другими словами имя Яхве является составной частью имени Иисус. Но что еще более важно, что в Новом Завете имя Иисус, заменяет имя Яхве и там, где должно встречаться имя Яхве, теперь встречается имя Иисус.

(Иоиль 2:32) И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется, ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь.

В имени Господа, то есть в Яхве, есть спасение. Но когда мы открываем Новый Завет, то мы читаем подобное же выражение, которое встречается по отношению к имени Иисуса.

В книге Деяний говорится о том, как Петр и Иоанн предстали перед начальниками и старейшинами после того как они исцелили хромого у ворот храма.

(Деян 4:10 -12)

то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он пред вами здрав: Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла. И нет ни в ком ином спасения; ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись.

Единственное имя — это имя Иисус Христос

Имя Иисуса заменяет имя Яхве.

Иисус Нового Завета и есть Яхве.

Здесь автор Евангелия размышляет о том, почему Иудеи не приняли Иисуса?

Он цитирует пророка Исаию

(Ин 12:40-41) «Народ сей ослепил глаза свои и окаменел сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем.

Исаия 6 глава, которая описывает, как он был в небесном храме и видел там Господа.

(Ин 12:42) Впрочем и из начальников многие уверовали в Него (Иисуса Христа); но ради фарисеев не исповедовали, чтобы не быть отлученными от синагоги, ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию. Итак Иоанн, явно дает понять, что Исаия видел в своем видении Яхве — Иисуса Христа.

Имя Бога Яхве — одно из самых важных в Ветхом Завете, но оно ни разу не встречается в Новом Завете.

Самое частое имя в Новом Звете — Иисус

Иисус в переводе с еврейского означает «Яхве спасает»

В Новом Завете имя Иисус заменяет имя Яхве.

Идея о том, что Иисус является Яхве, может вызвать недоумение.

Если Иисус — Яхве, то тогда Кто Его небесный Отец? Именно Яхве — Отец в Ветхом Завете. И вот тут сама Библия говорит о том, что есть несколько Яхве.

(Быт 18:1) И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли.

Авраам и Яхве

К Аврааму пришли трое мужей и один из них был Яхве.

И Яхве возвещает Аврааму, что через год у него родится сын и кроме того он говорит, что идет судить Содом и Гоморру, потому что вопль этих городов дошел до Господа.

Авраам стал ходатайствовать за эти города перед Господом. Каждый раз когда в нашем тексте используется слово Господь, в еврейском тексте используется имя Яхве, то есть Авраам говорит с Яхве.

Два Ангела, которые сопровождали Яхве, идут вперед в Содом, а Яхве остается вместе с Авраамом. Этих двух Ангелов принимают очень плохо и Божий суд изливается на Содом и Гоморру.

(Быт 19:24) И пролил Господь(Яхве) на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа(Яхве) с неба…

Имя Яхве используется два раза. Это говорит о том, что один Яхве пребывал с Авраамом, а другой Яхве пребывал на небе, от Которого был огонь с неба.

Нет никаких противоречий, в том что Иисус и Отец могут быть Яхве в одно и то же время. Нам до конца не понять природу Бога, но Библия говорит о концепции нескольких Яхве.

Бытие 19:24 указывает на существование двух Яхве.

Библия не поддерживает идею многобожия! Но называет Бога Единым. Библия говорит о концепции нескольких Яхве. Нет противоречий в том, что Иисус и Отец — Яхве одновременно.

Причина, почему распяли Иисуса Христа?

Иудеи понимали, что Иисус претендует на роль намного больше, чем Человеческий Мессия.

(Ин 10:32-33) Иисус отвечал им: «Много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить камнями?» Иудеи сказали Ему в ответ: «Не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи Человек, делаешь Себя Богом».

Несмотря на то, что Иисус Христос сказал: «Я и Отец одно», Иудеи посчитали это богохульством. И вот здесь Иисус имел все шансы, чтобы разуверить Иудеев, что это не так, что Он не хочет выдавать Себя за Бога.

Но Иисус Христос, как и во многих других случаях, ответил очень уклончиво. И этот ответ не удовлетворил Иудеев, потому что после этого они опять искали схватить Его.

Но Библия говорит, Он уклонился от рук их, и если бы Он не уклонился, то скорее всего они привели бы этот приговор в исполнение.

(Ин 8:58) Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, прежде нежели был Авраам, Я Есмь.

 Я Есмь — Яхве

(Мат 26: 63-64) Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: «ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных»

В данном случае Иисус ссылается на книгу пророка Даниила 7 главу, где написано о Сыне Человеческом, как о небесной личности и о том, Кто должен судить всю Вселенную и все народы.

(Мат 26:65) Тогда первосвященник разодрал одежды и сказал: Он богохульствует! На что еще нам свидетелей? Вот, теперь вы слышали богохульство Его!

Иудеи хотели побить камнями Иисуса за то, что Он делал Себя Богом.

Иисус не разуверил Своих обвинителей.

Иоанна 8:58 — Иисус явно указывает на то, что Он — Яхве.

Матфея 26:63 — Иисус заявляет, что Он — Сын Человеческий, небесная Личность — Судья всей Вселенной.

Иисус Христос и скиния

Скиния

В Ветхом Завете Бог попросил Моисея, чтобы тот сделал скинию, где Господь(Яхве) мог обитать посреди Своего народа. И Моисей, так и сделал. Но в Новом Завете пришествие Иисуса Христа описано так же в терминах скинии.

(Ин 1:14) И слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного Отца.

Обитало с нами — скиния, шатер среди нас. Иоанн хочет сказать нам, что Иисус придя в этот мир был скинией.

(Ин 2:19) Иисус сказал им в ответ: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его»

Здесь Иисус говорит Иудеям, но они не поняли Его. Иисус говорил о храме Своего Тела.

В Ветхом Завете Господь — Яхве, обитал в скинии — в святилище.

В Новом завете Иисус Христос приходит как скиния. Его тело было скинией, в Котором обитал Сам Бог.

(Кол 2:9) …ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно…

Итак, то что образно было показано в скинии, воплотилось в служении Иисуса. Прообразы скинии дают понимание о том, Кто Такой Иисус.

Типология скинии помогает понять, кто такой Иисус

Иисус был скинией Бога на земле (От Иоанна 1:14)

В Иисусе обитала вся полнота Божества (Колоссянам 2:9)

Вопрос который задавал Иисус Христос Своим ученикам, очень актуален и сегодня. На этот вопрос каждый из нас должен ответить лично, ведь от ответа зависит наше спасение. Ответьте каждый себе на вопрос: кто такой Иисус Христос лично для вас?

Почему Иисуса называют «Христос»?

Кто такой Иисус Христос – значение имени, кто такой Иисус Христос, ради чего явился Христос

Иногда я задаю людям вопрос, какая у Иисуса была фамилия. Чаще всего мне отвечают: «Наверное, Христос, хотя не уверен».

Тогда я продолжаю: «Если это так, то, получается, что Иосиф Христос и Мария Христос вели с собой за ручку маленького сынишку Иисуса Христа?» Когда люди это слышат, они понимают, что Христос вовсе не фамилия.

Что же это за слово, «Христос»? Откуда оно взялось и что обозначает? Попробуем с этим разобраться.

Перевод и транслитерация

Сначала речь пойдет о переводе, а точнее об одном из методов перевода. Когда переводчики переносят идеи с одного языка на другой, они нередко прибегают к приему имитации звучания. При этом значение слов не переводится. Особенно это касается имен и званий.

Такой прием называют транслитерацией. Переводчикам Библии также приходилось решать, каким способом лучше передавать идеи исходного текста на языке перевода (например, имена и звания): путем прямого перевода (то есть по значению) или путем транслитерации (т.е. по звучанию).

И здесь специального правила нет.

Септуагинта

Первый перевод Библии был сделан в 250г. до н.э.: Ветхий Завет был переведен с иврита на греческий. Этот перевод носит название Септуагинта (или LXX) и используется по сей день. Поскольку Новый Завет был написан на 300 лет позже и тоже на греческом, его авторы часто цитируют именно Септуагинту, а не Ветхий Завет, написанный на иврите.

Перевод и транслитерация в Септуагинте

На рисунке ниже изображено, как это повлияло на современные тексты Библии:

Направления переводов от оригинала до современной Библии

Ветхий Завет был написан на иврите – сектор 1. Стрелка от сектора 1 к 2 обозначает перевод Ветхого Завета на греческий язык в 250г. до н.э.

На тот момент текст Ветхого Завета уже существовал на двух языках – на иврите и греческом. Новый Завет был написан на греческом, и поэтому он помещен в сектор 2.

Ветхий и Новый Заветы были доступны на греческом языке, который 2000 лет назад был одним из самых распространенных в мире.

В секторе 3 указан современный язык, например, русский. Обычно перевод Ветхого Завета выполняется с еврейского оригинала (стрелка из сектора 1 в 3), а Нового Завета – с греческого оригинала (2 -> 3).

Происхождение слова «Христос»

Теперь рассмотрим слово «Христос» в такой же точно последовательности; это слово встречается в тексте Нового Завета на русском языке.

Происхождение слова «Христос» в Библии

В ветхозаветном оригинале употребляется слово слово «mashiyach»; толковый словарь определяет его как «помазанник».

Иудейские цари обычно помазывались на царство (обряд помазания елеем), и поэтому были помазанниками, то есть мессиями. Ветхий Завет, однако, содержит пророчество об особом мессии.

При переводе Септуагинты переводчики подобрали греческий эквивалент Χριστός (который звучит как Христос). Это слово происходит от слова chrio, что означает «мазать или натирать елеем».

Следовательно, слово Christos перешло в греческую Септуагинту в соответствии со своим значением (то есть это не транслитерация). Это перевод еврейского слова ‘mashiyach’. Авторы Нового Завета продолжали использовать слово Христос в своих текстах, чтобы Иисус ассоциировался с помазанником.

В русской Библии ветхозаветное слово Mashiyach часто переводится с иврита как «помазанник», но иногда используется и транслитерация, «Мессия». Новозаветное слово «Christos» транслитерировано как «Христос». Само слово «Христос» указывает на особое ветхозаветное звание; сначала оно перешло в греческий из иврита, а затем путем транслитерации – в русский язык.

Поскольку слово «Христос» в современных текстах Ветхого Завета встречается редко, уловить его связь с Ветхим Заветом очень трудно. Но, как мы видим из нашего анализа, библейский смысловой ряд «Христос» = «Мессия» = «Помазанник» означает нечто тождественноеКроме того, мы знаем, что речь идет об особом звании.

Предвосхищение Христа в 1-м веке

Ниже приведен отрывок, повествующий о реакции царя Ирода на рождество Христово, когда волхвы с востока пришли поклониться «Царю Иудейскому». Это известная рождественская история. Обратите внимание: слово «Царь» фигурирует в тексте с большой буквы, а значит, речь идет о Царе царей:

… пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся ЦарьИудейский? Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? (От Матфея 2:1-4)

Ироду и его духовным советникам было хорошо известно наименование Христос – еще до рождения Иисуса. Однако данном случае оно не указывало конкретно на Иисуса.

Дело в том, что слово «Христос» – это греческое наименование, употребляющееся в Новом Завете, а евреи 1-го века читали именно его. «Христос» – это не имя, а звание (и всегда было званием).

Это слово появилось за сотни лет до христианства.

Ветхозаветные пророчества о приходе «Христа»

Фактически, пророческое звание «Христа» встречается уже в Псалмах, написанных Давидом около 1000г. до н.э., – задолго до рождения Иисуса.

Восстают цари земли … против ГОСПОДА и против Помазанника Его …  Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им. Тогда скажет им…: «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею; возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; … Блаженны все, уповающие на Него. (Псалом 2:2-7)

В Септуагинте Псалом 2 читается следующим образом (привожу его с транслитерацией, то есть со словом Христос,  чтобы вы видели звание «Христа», как будто читаете Септуагинту в оригинале):

Восстают цари земли … против ГОСПОДА и против Христа Его … Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им. Тогда скажет им… (Псалом 2)

Теперь Христос «виден» в этом абзаце так же, как читателю 1-го века. Последующие псалмы также содержат упоминания о приходе Христа. Для ясности я расположил стандартный библейский отрывок напротив отрывка, который содержит транслитерированное слово «Христос»:

Псалом 132 – с ивритаПсалом 132 – из Септуагинты
О Иегова, … 10Ради Давида, твоего служителя, Не отвергни лица твоего помазанника.  11Иегова поклялся Давиду И ни в коем случае не отступится: «От плода твоего чрева Я посажу на твой престол… 17Там я подниму рог Давида. Я приготовил светильник для своего помазанника.О Иегова, … 10Ради Давида, твоего служителя, Не отвергни лица твоего Христа.  11Иегова поклялся Давиду И ни в коем случае не отступится: «От плода твоего чрева Я посажу на твой престол… 17Там я подниму рог Давида. Я приготовил светильник для своего Христа.

Псалом 132 предвозвещает будущее («…Там я подниму рог Давида»), как и множество других отрывков Ветхого Завета.

И дело не в том, что Новый Завет, якобы, берет утверждения из Ветхого Завета и «адаптирует» их под Иисуса. Евреи все время ждут своего Мессию (или Христа).

И тот факт, что они до сих пор ожидают, или надеются на приход Мессии, объясняется именно пророчествами Ветхого Завета, которые обращены в будущее.

Ветхозаветные пророчества: специфичные, как система ключ-замок

Ветхозаветные предсказания специфичны, они обращены в будущее, и это делает Ветхий Завет необычной книгой. Его можно сравнить с дверным замком. Как замок имеет определенную конструкцию, и поэтому есть только один конкретный ключ, который к нему подходит, так и Ветхий Завет имеет свой уникальный ключ.

Об этом можно прочитать в статьях Авраам: как Господь усмотрит, Обратный отсчет и Знамение Песаха, времена Моисея. Псалом 132 оглашает условие, а именно: Христос должен происходить из рода Давидова.

И здесь уместен вопрос: является ли Иисус тем самым единственным подходящим «ключом», которым открываются пророчества?

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.