Как помочь ребенку хорошо учиться – советы психолога – Автор Своей Жизни

Содержание

Как помочь ребенку хорошо учиться — советы психолога. Что делать, чтобы ребенок хорошо учился?

Как помочь ребенку хорошо учиться – советы психолога – Автор Своей Жизни

Во время учебы детям приходится изучать много информации. А одним из обязательных ежедневных дел, является выполнение домашнего задания. Ведь именно благодаря домашнему заданию у ребенка закрепляются знания в памяти.

Но не всегда им легко это дается, особенно если во время урока они были невнимательны и не до конца поняли материал. В таком случае родители должны помочь ему разобраться, тогда он будет чувствовать себя увереннее и ответственнее.

Родители также не должны забывать, что для того, чтобы ребенку было удобно и без напряжения делать домашнее задание, они должны организовать им комфортные условия и поддерживать морально.

Освоение программы

В современной школе любят перегружать детей количеством уроков и сложным материалом. Часто интерес к учебе пропадает просто потому, что ребенок не успевает освоить материал в том жестком темпе, который от него требуют учителя.

Уделяйте больше вашего внимания подготовке домашних заданий, стараясь своевременно устранять “белые пятна” в познаниях. Если пробелы в знаниях крайне велики, стоит обратиться за помощью к репетитору.

Намного сложнее решить, как помочь ребенку хорошо учиться в школе, если корнем проблемы является задержка в развитии. Многие родители опасаются переводить детей в специализированные интернаты, поскольку боятся дальнейших проблем в социализации. В итоге, ребенок к подростковому возрасту совершенно перестает ориентироваться в школьной программе и у него вырабатывается масса комплексов.

Направьте ребенка на коррекционное обучение, но добавьте к его досугу получение дополнительных навыков.

К примеру, отправьте в музыкальную школу, спортивную секцию, к репетитору по иностранному языку или на основы программирования (в зависимости от интересов малыша).

Таким образом, вы сможете уравновесить недостаток общих знаний, глубокими познаниями в конкретной области – это станет отличным фундаментом для взрослой жизни.

13 практических советов, как мотивировать школьника получать пятерки

  1. Первое, что должен знать каждый родитель – это то, что ребенка нужно хвалить за любые его успехи.
    Тогда у него естественно выработается желание учиться. Даже если он, что-то делает пока еще недостаточно хорошо, все равно его нужно похвалить. Ведь он почти справился с новой задачей и приложил для этого много усилий.

    Это очень важное условие, без выполнения которого заставить ребенка учиться невозможно.

  2. Ни в коем случае не ругать за ошибки, ведь на ошибках учатся.
    Если дитя ругать за то, что у него не получается, то у него навсегда пропадет желание этим заниматься. Делать ошибки – это естественный процесс даже для взрослых.

    Дети же не имеют такого жизненного опыта и только познают новые для себя задачи, поэтому нужно проявить терпение, и если у вашего чада что-то не получается, лучше будет помочь ему с этим разобраться.

  3. Не дарите подарки за учебу
    Некоторые взрослые в целях мотивации обещают за хорошую учебу различные подарки своим детям или денежное вознаграждение.

    Так делать не надо. Конечно, поначалу малыш обретет стимул и начнет стараться в учебе, но со временем он начнет требовать все больше и больше. И небольшие подарки перестанут его удовлетворять. К тому же учеба – это его ежедневные обязательные действия и ребенок должен это понимать. Поэтому вопрос мотивации так и не будет решен подобным образов в долгосрочной перспективе.

  4. Нужно показать сыну или дочке всю степень ответственности, которая лежит на этом занятии – учебе
    Для этого объясните, зачем вообще надо учиться. Часто дети, которые не испытывают особого интереса к учебе не понимают зачем это нужно. У них есть масса других интересных дел, а занятия в школе этому мешают.

  5. Бывает, родители требуют слишком многого от своих детей
    Сейчас и так программа обучения в несколько раз сложнее, чем раньше. Да еще если ребенок помимо этого ходит на развивающие кружки, то естественно может наступить переутомление. Не требуйте от ребенка, чтобы он был идеальным.

    Вполне естественно, что какие-то предметы даются ему сложнее, и требуется больше времени, чтобы понять их.

  6. Если какой-то из предметов дается вашему сыну или дочке особенно тяжело, то хорошим решением будет нанять репетитора
  7. Лучше прививать привычку к учебе с 1-го класса
    Если чадо в первом классе научиться достигать своих целей, выполнять поставленные задачи и за что будет получать похвалу и уважение взрослых, то он уже не сойдет с этого пути.
  8. Помогите увидеть позитивные изменения
    Когда вашему чаду что-то удается очень сложно, поддерживайте его всякий раз. Чаще произносите фразы типа: “Ну вот, теперь ты делаешь это гораздо лучше! А если будешь продолжать в том же духе, то и совсем отлично сделаешь!” Но никогда не используйте: “Еще немного постараться и тогда будет хорошо.” Таким образом, Вы не признаете маленькие победы ребенка. Очень важно поддерживать его и замечать малейшие изменения.
  9. Подавайте пример
    Не пытайтесь приучить ребенка делать уроки, пока вы смотрите телевизор и расслабляетесь другими способами. Дети любят копировать родителей. Если хотите, чтобы чадо развивалось, например, читало книги, вместо того чтобы бездельничать, делайте сами так.
  10. Поддерживайте
    Если школьнику предстоит сложная контрольная, поддержите его. Скажите что верите в него, что у него все получится. Тем более если он будет усердно стараться, то успех неизбежен. Поддерживать нужно и когда он что-либо завалил совсем. Многие же матери и отцы предпочитаю сделать выговор в таком случае. Лучше успокоить ребенка и сказать, что в следующий раз он обязательно справиться. Только нужно приложить чуть больше усилий.
  11. Разделите переживания
    Объясните малышу, что не всегда можешь делать только то, что хочется. Да я понимаю, ты так не любишь математику, но ее нужно изучать. Ты сможешь легче это перенести, если поделишься с близкими.
  12. Укажите на хорошие качества ребенка
    Даже если это такие далекие от хорошей учебы в школе, но положительные качества малыша, как умение помогать другим, обаяние, способность договариваться. Это поможет в создании адекватной самооценки и найти опору внутри себя. А нормальная самооценка в свою очередь создаст уверенность в своих силах.
  13. Учитывайте желания и стремления самого ребенка
    Если Ваш малыш интересуется музыкой или рисованием, не нужно навязывать ему посещение класса с математическим уклоном. Не нужно ломать ребенка говорить, что вы лучше знаете. Все дети разные и у каждого свои таланты и способности. Даже если вы заставите обучающегося заниматься не любимым предметом, он не достигнет большого успеха в нем. Потому что успех только там, где есть любовь к делу и заинтересованность процессом.

  Муж разлюбил, что делать?

Совет №3. Знакомимся со старшими курсами

Если у вас возникают вопросы, то лучше всего обратиться к тем, кто через это уже прошел – студентам старших курсов. Они имеют всю необходимую для вас информацию о преподавателях, университете, расположении корпусов и аудиторий, правилах общежития, учебных планах и др.

Если вам повезет, то вы можете получить от них конспекты, материалы по разным предметам, книги, примеры работ и даже готовые билеты на экзамен. Как вы уже поняли, заводить знакомства со старшими курсами весьма продуктивно. К тому же, друзья в новом месте никогда лишними не будут.

Думаем о будущем

Если предстоящая взрослая жизнь для младшего школьника – это пока еще аморфное понятие, то подростку 16 – 17 лет уже приходится стоять на ее пороге.

Как говорить с детьми, чтобы они учились? Довольно часто советы родителей для подростка разбиваются о реалии взрослой жизни.

Зачем хорошо учиться в школе, прилежно делать уроки, если в маленьком городке, даже получив образование, невозможно найти мало-мальски приличную работу, а родители еле сводят концы с концами?Надо постараться рассказать своим детям о том, что при желании человек может добиться того, чего он захочет, убедить старшего школьника в том, что вы ему поможете на пути получения профессионального обучения. Можно заручиться поддержкой авторитетного взрослого, который приведет пример тех людей, кто смог добиться всего самостоятельно.

К тому же, в эпоху интернета можно работать даже удаленно, но для этого надо иметь определенный багаж знаний, получить специальное образование, быть интеллектуально развитым человеком. Если убедить подростка в том, что теперь важно быть образованным, что в любом деле ценятся профессионалы, возможно, в старших классах он наверстает упущенное время.

Основные проблемы снижения успеваемости

1. Не усваивает конкретный предмет. Возможные причины: неинтересен предмет, отстал по программе и не понимает, о чем идет речь, учитель плохо объясняет и не уделяет внимания проверкам полученных знаний, конфликты в классе, сложности в общении с учителями.

2. Протест и желание самоутвердиться, показать свою самостоятельность. Возможные причины: общение с «плохой компанией», в классе негативное отношения к выскочкам и «ботаникам».

3. Психологический конфликт: разочарование в учебе, депрессия, непонятен смысл учебы для будущего.

Возможные причины: конфликты в семье, нет примеров перед глазами, кому подражать и на кого равняться, сложности в общении с близкими, ошибки в воспитании, противоречивые послания от значимых лиц (например: отец требует дисциплины, а мать потакает каждому желанию). Гиперопекающие родители, которые все решают за ребенка, не дают ему расти и развиваться.

4. Физиологические проблемы: общая утомляемость, проблемы с концентрацией внимания на уроке. Возможные причины: большое количество секций и кружков выматывает ребенка в течение дня, поэтому времени и сил для выполнения домашних работ у него нет.

Что делать, если многое упущено, а успевать хочется

Очень часто перед выпускными экзаменами ученики начинают задумываться о том, что предстоит преодолеть тяжелые испытания. Они понимают, как повезло тем, кто учится на одни «пятерки».

Но догнать отличников буквально за несколько месяцев невозможно. Время упущено. На самом деле можно попросить помощи у учителя, которому доверяете, у одноклассника или нанять репетитора.

Как помочь ребенку с учебой: 5 советов родителям

Как помочь ребенку хорошо учиться – советы психолога – Автор Своей Жизни

Ирина Балманжи

Безусловно, школа несет свою долю ответственности за образование и воспитание детей, но многое зависит и от семьи. Родители допускают ошибку, когда навязывают ребенку чрезмерный контроль, выполняют за него домашние задания или слишком строго относятся к оценкам. Однако совсем отстраняться от учебного процесса тоже было бы неразумно.

Хотите помочь ребенку с учебой? Следуйте нашим рекомендациям.

Подготовьте первоклассника к школе

Первый год очень важен. Чем комфортнее ребенку с самого начала, тем выше вероятность, что он не будет испытывать неприязни к учебе в дальнейшем.

Чтобы первоклассник быстрее адаптировался, нужна предварительная психологическая подготовка. Ему будет проще привыкнуть к новым условиям, если вы еще до начала учебного года поиграете в школу; покажете, как собирать портфель; объясните, что такое уроки и домашние задания; запишете ребенка на курсы для дошкольников, где он сможет познакомиться со своими будущими учителями.

Многие родители спрашивают, что нужно уметь к школе. Официальных требований нет, но вы облегчите ребенку жизнь, если научите его читать. Поставьте скучный букварь на полку и постарайтесь найти книжки, которые действительно понравятся первокласснику. Желательно, чтобы они были с яркими картинками, интересным сюжетом и простым коротким текстом.

Источник

Чтобы ребенок приобрел важные для учебы навыки, предложите ему развивающие игры, например пазлы, лабиринты, раскрашивание по номерам, соединение точек по цифрам. Такие занятия учат концентрироваться и мыслить логически, тренируют внимательность, усидчивость и мелкую моторику, помогают запомнить порядковый счет, цвета и фигуры.

Постройте занятия так, чтобы пробудить у начинающего школьника вкус к учебе (а не вызвать отвращение к ней) и помочь ему освоить самые базовые умения. Для этого можете воспользоваться методикой KUMON. Не переусердствуйте: если вы заранее пройдете всю программу за первый класс, ребенку будет скучно на уроках.

Подогрейте интерес к науке

Умение зубрить учебники — это не главное в учебе. Намного важнее мотивация, интерес, желание исследовать мир. Подумайте, как увлечь ребенка наукой и пробудить в нем жажду знаний. Вот лишь несколько способов.

  • Подарите школьнику красочные энциклопедии, в которых теория объясняется просто и весело.
  • Сходите в планетарий.
  • Посмотрите научно-популярный фильм.
  • Запишите ребенка в языковой лагерь.
  • Посетите исторические музеи и художественные галереи.
  • Проведите дома увлекательные опыты и эксперименты: покажите, что химия и физика — это не просто формулы.
Источник

Будет замечательно, если вы дадите ребенку возможность применить полученные знания на практике. Например, разрешите ему самостоятельно расплачиваться в магазине (для закрепления навыков сложения и вычитания). Связав учебу с реальной жизнью, он начнет проявлять больше интереса к школьным предметам.

Научите основам тайм-менеджмента

Как помочь ребенку повзрослеть

Умение управлять своим временем и привычка все делать к сроку значительно упростят учебный процесс. Покажите школьнику, как разработать реалистичный график, и объясните, почему важна организованность. Ниже — несколько правил планирования.

1. Когда времени мало, а дел много, полезно составить список того, что должно быть завершено в течение следующего дня или недели. Потом следует обозначить наиболее актуальные пункты в списке, чтобы не тратить время на менее важные.

2. Для управления временем нужно научиться говорить «нет» тому, что может помешать выполнению приоритетных задач.

3. Добавляя крупные задания в список дел, стоит разделить их на три или четыре части и шаг за шагом продвигаться вперед. Тогда огромное задание покажется выполнимым и не таким страшным.

4. Желательно каждый день соблюдать определенный порядок действий, чтобы он вошел в привычку (например, всегда приступать к урокам сразу после школы).

5. Когда у подростка слишком много задач, это вызывает сильное напряжение. Для поддержания мотивации необходимо планировать не только важные дела, но и регулярные перерывы.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок повзрослел, не поддавайтесь искушению все делать за него. Он должен уметь самостоятельно планировать свои действия так, чтобы времени хватало и на домашние задания, и на подготовку к экзаменам, и на отдых. Вам нужно научить его этому и отойти в сторону.

Помогите справиться со стрессом

Как научить ребенка учиться

Школа создает множество стрессовых ситуаций: контрольные работы, тесты, экзамены, доклады, да и просто ответы у доски — все это заставляет изрядно понервничать. Чрезмерное напряжение ведет к целому комплексу неприятных последствий: оно мешает сосредоточиться, ухудшает когнитивные способности, снижает шансы добиться хороших результатов и, конечно, вредит здоровью.

Вот несколько простых способов помочь ребенку справиться с тревогой и стрессом.

1. Если школьник плохо высыпается, его организму будет тяжело бороться с напряжением. Ночной отдых крайне важен, поэтому следите, чтобы ребенок всегда ложился вовремя и спал не меньше девяти часов. Мозг лучше отдохнет, если выключить электронные устройства (телевизор, ноутбук, планшет, мобильный телефон) примерно за час до сна.

2. Боязнь провала, волнение по поводу результатов, неуверенность в своих способностях — это типичные переживания многих учащихся. Объясните ребенку, что нет смысла накручивать себя.

Вместо этого нужно трезво оценить обстоятельства.

Насколько оправданны страхи? Что конкретно можно сделать, чтобы опасения не сбылись? Оборвать цепь тревожных мыслей нетрудно, для этого достаточно всего лишь изменить подход к ситуации.

3. Расскажите школьнику о методах релаксации. Например, чтобы быстро успокоиться, можно послушать любимую музыку, помедитировать, в деталях представить свой будущий триумф, совершить мысленное путешествие в безопасное место, заняться творчеством, принять ванну, прогуляться по ближайшему парку.

4. Грамотное планирование — это тоже один из способов спастись от стресса. Очень важно соблюдать баланс между учебой и развлечениями. Полезно включать в график занятия спортом и любимыми делами, общение с друзьями.

5. Не судите слишком строго и не зацикливайтесь на плохих оценках. Все совершают ошибки: это неотъемлемый элемент обучения. Объясните ребенку, что неудача — это не катастрофа, а повод подумать, как улучшить результаты в следующий раз.

Объясните сложную тему

Как объяснить ребенку математику

Конечно, домашние задания — это ответственность школьника, а объяснение материала — обязанность педагога. Но если ребенок не может разобраться в какой-то теме и просит вас о помощи, постарайтесь выручить его.

Источник

На тот случай, если вы сами подзабыли школьную программу, полезно иметь под рукой справочники и энциклопедии по основным предметам, чтобы можно было быстро освежить знания.

Как объяснить ребенку науку

Занимаясь с ребенком, сохраняйте спокойствие и позитивный настрой, говорите нейтральным тоном. Помните: ваша задача — создать положительное отношение к учебе.

https://www.youtube.com/watch?v=s_w0PFGZeIg

Очень важно использовать обратную связь. Правильнее всего сочетать похвалу с конструктивной критикой. Начните с хорошего, потом укажите, что можно улучшить. Сконцентрируйтесь на главном: никому не интересно выслушивать длинный список недостатков. Затем снова стоит поговорить о хорошем, чтобы закончить разговор на оптимистичной ноте.
Обложка поста отсюда

Как помочь ребенку учиться — советы для непоседливых малышей

Как помочь ребенку хорошо учиться – советы психолога – Автор Своей Жизни

«Я не знаю, что делать с сыном. Как помочь ребенку учиться, если он не хочет делать уроки?

Он такой вертлявый и неусидчивый, пишет как курица лапой, упражнения делает как попало. Неглупый мальчишка, но в классе получает тройки по невнимательности. Мне приходится сидеть рядом, объяснять и показывать. Но он такой вертлявый: то попить, то в туалет, то по телефону ответить. Как так можно, я не понимаю.

Никакого терпения не хватает. Вчера кричала на него дурным голосом, потому что снова принес плохие оценки. Хоть сама за него уроки делай. Но это ведь тоже не выход, я понимаю. Стыдно, что двойки и тройки приносит из школы.

Как помочь ему учиться? Может, вы как психологи дадите мне совет».

Отвечает Виктория Винникова, педагог:

Вы задали хороший вопрос, а главное, честно себе признались, что не понимаете, как можно помочь сыну в подобной ситуации. Когда мы кричим на детей, то просто расписываемся в своем полном бессилии. На детей вообще кричать нельзя. У них от этого нарушаются взаимосвязи в нейронах. И в этом случае вместо помощи ребенку мы приносим ему огромный вред.

Как же помочь ребенку? Заставлять его делать уроки? Нанимать репетиторов или предлагать свою посильную помощь?

Прежде всего, не волнуйтесь. Вы не одиноки. Даже опытные педагоги и психологи не всегда понимают, как помочь ребенку хорошо учиться.

Мы приоткроем завесу этой тайны и найдем тот самый особый подход к личности ребенка. Поможет нам в этом тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Хорошо учиться в школе может каждый ребенок

Любой ребенок хочет учиться. Он изначально рождается с бесконечной тягой к познанию мира. Первые шаги любой малыш делает с восторгом и воодушевлением. Вот только куда потом девается весь энтузиазм и задор? В какой момент учеба превращается в каторгу для учащегося и страдания для взрослых?

На тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана раскрывается, что у детей с разными векторами есть психологические особенности восприятия информации. И помочь детям учиться можно, используя эту их индивидуальность характера.

Особенности обучения шустрых и подвижных детей

Ваш сын — обладатель кожного вектора. Он мастер многозадачности. Это уникальный природный талант, заданный ребенку от рождения.

Особенность такого ребенка — умение очень быстро адаптироваться к любым изменениям. А уж что касается учебы, то именно такие дети могут легко воспринять новую информацию, даже когда «вертятся и крутятся, как юла».

Именно такие малыши с детских лет демонстрируют взрослым особую подвижность.

Итак, учитываем, что подвижность и адаптивность к новому — сильная сторона таких детей.

При этом они любят быть первыми во всем. Однако от таких детей не стоит ожидать усидчивости и последовательности в выполнении уроков. Это свойства детей с другим вектором.

И нам, взрослым, нужно быть психологически готовыми к тому, что такие детки никогда не «копают вглубь». Обычно информацию они «схватывают по верхам». Уроки, если вам удается их вовлечь в процесс обучения, делают быстро.

Помочь такому ребенку учиться — это значит показать «пользу и выгоду» в изучении любого предмета. У таких детей логическое мышление. Для них зубрить — это зря тратить время. Их память устроена особым образом. Ребенок связывает информацию в логические цепочки через «пользу-выгоду» и благодаря этому запоминает.

У каждого из нас есть свое представление о том, как нужно помогать ребенку делать уроки.

Но есть одно ТАБУ. Ни в коем случае не делайте задания за ребенка.

Такие шустрые, подвижные дети — часто еще и хорошие организаторы. Они могут быстренько сообразить свою «пользу-выгоду» в том, что мама делает за него доклад, а он получает за это свои пятерочки.

Учиться ребенок все-таки должен сам. Для этого и созданы программы, где особым образом рассчитана посильная для каждого учащегося умственная нагрузка.

Мы же будем помогать ребенку иначе — создавая особые условия для учебы.

Помочь ребенку может режим дня

Взрослые могут помочь подвижному ребенку хорошо учиться. Для этого мы совместно с ребенком составляем режим дня. Это особые условия, где учеба и увлечения, спорт и досуг систематизируются.

В таком режиме дня обязательно должно быть многообразие задач и четкое ограничение по времени их исполнения.

И обязательно «пряник» за исполнение всех пунктов режима. Наградой для таких ребят может быть любая спортивная секция. Они же очень подвижны, вот пусть там и реализуют свое желание прыгать, бегать и соревноваться.

Вам нужно соблюсти порядок. Сначала уроки — потом спорт.

Вот только некоторые советы:

  • Ограничиваем по времени выполнение заданий.
  • Между уроками делаем физкультминутки. Можно приседать, прыгать, отжиматься или просто размахивать руками.
  • Старайтесь строго придерживаться расписания. В случае нарушения придумайте особый штраф. Очень действует на таких деток «штрафное время». За невыполнение какого-то задания из списка вы, например, сокращаете время за компьютером на 15 минут.

Есть еще один уникальный инструмент, который помогает любому ребенку в учебе — это совместное чтение вслух. На самом деле, это волшебный инструмент не только обучения, но и создания особых доверительных отношений с ребенком.

Если вам уж очень хочется помочь уставшему ребенку, то можно читать вслух устные предметы и обсуждать их совместно по ключевым вопросам.
Современные дети растут в другом мире. При этом они способны хорошо ориентироваться в этом океане информации. Задача взрослых — помочь детям адаптироваться и комфортно, с учетом врожденных особенностей, наладить процесс хорошей учебы.

Вот что пишут родители детей, прошедшие тренинг. Изменения в отношении к учебе у детей поразительные.

Отзывы:

«…Стала меньше на нее кричать и применять силу. Я много допустила ошибок в воспитании за почти 6 лет.

Очень стыдно за себя, когда слышу от нее: «Мамочка, а ты не будешь меня больше поливать водой?» или «Мамочка, ты меня совсем не любишь!». Сегодня я стараюсь быть лучшей мамой для своей любимой дочки.

Она меня поддерживает, и я хочу быть для нее человеком в будущем, к кому она всегда может подойти и посоветоваться о самом сокровенном…».

Татьяна М., Москва

«…Разглядев в детях их вектора, я смогла подобрать для них варианты обучения, которые у них работают. Младший, например, не мог стихотворение в 8 строчек выучить, хоть 3 дня его целыми днями учи. А на тренинге выяснилось, что он, оказывается, все через движения воспринимает. Теперь за полчаса выучивает, когда ставить цель выучить.

Старший заинтересовался программированием, попросился на курсы. Раньше не пустила бы ни за что — и так зрение падает. А сейчас понимаю, это его направление, оно ему действительно может быть интересно и стать делом всей жизни. Так почему нет?..»

Ольга Г., Санкт-Петербург

«…Научите ребенка двигаться к цели, создайте стимул для движения вперед.

Не нужно просто так заваливать его новыми игрушками чтобы он наконец успокоился и посидел спокойно, не получится! Через 5 минут вы услышите новое ХОЧУ! Пусть какая-то большая покупка (велосипед) в перспективе станет для него путеводной звездой, пусть немного подождет, вырастит свое желание и получит от покупки еще большее наслаждение. И будьте уверены, ребенок будет и учиться и «хорошо» себя вести, чтобы приблизиться к заветной цели…»

Анастасия А., архитектор Москва

Когда вы хотя бы чуточку понимаете сильные и слабые стороны своего ребенка, у вас пропадает всякое желание кричать на него.

Вы просто начинаете пользоваться этими несложными советами, а у ребенка появляется дисциплина и порядок в учебном процессе. Более того, он сам научится вносить некие элементы соревновательности с самим собой.

И все вопросы о том, как помочь ребенку хорошо учиться в школе, решатся естественным образом.

Советуем прочитать:
Как увлечь ребенка, или Непоседы тоже хотят учиться
Гиперактивный ребенок — что делать? Часть 2
Гиперактивный ребенок. Что делать? Часть 1

Автор Виктория Винникова, педагог
Корректор Зифа Ахатова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана
Раздел: Педагогика

25 Ноя, 2019 Комментариев: 0 240
Всё о детях психология

Как помочь ребенку хорошо учиться

Как помочь ребенку хорошо учиться – советы психолога – Автор Своей Жизни

Все родители желают успешной реализованности своих детей, но лишь немногие из них задумываются, как помочь ребенку хорошо учиться в школе.

Для многих способствование школьным успехам выглядит как спонсорство учебников, репетиторов, эргономичных пеналов и кучи красивых дополнений, которые теоретически должны повышать мотивацию и эмоциональный фон от занятий.

В худшем варианте родители прибегают к наказаниям и упрекам, сравнениям и манипуляторству, что не повышает успеваемость, но может нанести существенный вред личностному развитию.

Советы психолога

Родители являются фигурами, формирующими познавательный интерес ребенка, из которого складывается тяга и способность к обучению. Не усидчивость, интеллект и дисциплина, а именно интерес способен повысить или окончательно снизить успеваемость.

Развитие базового интереса к окружающему миру воспитывается в семье, и если у вас не принято интересоваться новым, никто в семье не занимается развитием кругозора и не интересуется происходящим вокруг, то и у ребенка подобные навыки познания будут отсутствовать.

Кроме того, стоит учитывать, что снижение успеваемости может быть связано с психологическими факторами. Если дома часты скандалы или не хватает родительского внимания и заботы, то некоторые дети выбирают заболеть, а некоторые начинают хуже учиться.

Это не обозначает умышленности, просто эмоциональная сфера испытывает перегрузки, и внимание уходит на семейные отношения, более важные, чем школа.

Так, что прежде чем нанимать очередного репетитора, задумайтесь, возможно, малыш хочет, чтобы эту тему объяснили ему вы, таким образом, хоть немного поконтактировав со своей семьей.

Помимо проблем в собственной семье, плохому усвоению материала может способствовать неблагоприятная атмосфера в самой школе: тираничные и не творческие учителя, травля в классе или несовместимость с соседом по парте, а также обыкновенное снижение зрения могут быть причинами плохой успеваемости. Выбирая способ коррекции успеваемости ребенка, первым делом определитесь в причинах, чтобы не совершать бесполезного.

Как помочь ребенку хорошо учиться в школе и не навредить собственными действиями поможет знание основных и типичных родительских ошибок в попытках улучшить показатели в журнале, многие из них совершаются по незнанию, некоторые переданы нам воспитанием советского прошлого, а какие-то выскакивают из-за собственной несдержанности. Наблюдая, как тяжело ребенку дается предмет, многие не выдерживают и бросаются помогать, объясняя столько раз, сколько потребуется, помогая выполнять домашние задания и выполняя их за ребенка. Подобная тактика не помогает, а лишь развивает безответственность, поскольку вырабатывает привычку к тому, что будет хорошо, сколько бы времени не осталось, и какой бы сложности задача не была. У родителей подобная практика отнимает много времени и нервов, часто подобные совместные учения превращаются в пытку для обоих.

https://www.youtube.com/watch?v=njcJ57m6aKw

Оптимальным вариантом будет оставить исключительно проверку и контроль выполнения задания для младших классов, и полную самостоятельность для старших.

Вы можете объяснить материал, если ребенок сам попросил о помощи, но подобная ситуация не стала привычной. Если же предмет сложен – стоит нанять профессионального репетитора.

Умейте разграничивать собственные возможности и не брать больше на себя, чем умеете.

В дополнительных занятиях будьте аккуратны, посоветуйтесь с ведущим педагогом, поскольку ваше видение успеваемости и его оценка нормы могут расходиться. Грех многих родителей – стремление вырастить гения, разбирающегося во всех научных областях к десяти годам.

Такие родители набирают преподавателей и дополнительных кружков, расписывая день ребенка поминутно, а результата нет. Возможно, нет результата, который вы себе придумали, и учитель сообщит о достаточно высоких показателях вашего чада.

А возможно наступление обратного эффекта, когда перегруженная психика включает процессы торможения и больше не способна воспринимать информацию, при этом наблюдаются различные эмоциональные нарушения.

Чтобы помочь наладить учебу, стоит начать с нормализации всего дня, которая подразумевает контролированное использование планшетов и компьютеров, поддержание режима дня.

Многие проблемы уходят, если наладить сон, исключив ночное бодрствование, тогда появляются силы и активность на восприятие информации днем.

Еще одна базовая вещь, о которой могут позаботиться родители – рацион, содержащий все необходимые элементы, а также обустройство соответствующего уголка для обучения дома (кухонный стол или диван перед включенным телевизором – не являются удовлетворительными вариантами).

поддержка и помощь от родителей – это общение, а не научение. Развитие самостоятельного интереса рождается при открытом взаимодействии и наличии рядом людей, с интересом обсуждающих различные темы, живо делящихся своим опытом.

Чем больше вы разговариваете, тем масштабнее формируется кругозор ребенка, что позволяет ему не уперто заучивать материал, а понимать его, а также выстраивать взаимосвязи между предметами.

Замените раздражительность интересом, даже если это сотый вопрос за час, и вы не знаете ответа, лучше предложить поискать ответ вместе или спросить мнение ребенка, чем отмахиваться и кричать, раздражаясь.

Вообще больше используйте мотивирующих слов, похвалы и побольше внимания уделяйте ребенку. Данная стратегия поможет и успеваемости, и предотвратить семейные кризисы, и поспособствовать скорейшему формированию целостной и зрелой личности.

Работайте над развитием стремления к познанию вообще в вашей семье, потому что, сколько бы ни бились самые талантливые педагоги, а любовь к чтению не придет к тому, кто не видел своих родителей за книгой.

Заведите традиции в совместном посещении музеев и выставок различных направлений, мастер-классов и представлений, встреч с мастерами своего дела, смотрите научно-популярные фильмы и передачи, а после художественных устраивайте небольшие обсуждения.

Все это вместе формирует интерес к миру, дает знания автоматически и через интерес, кроме того формирует базовую культуру на автоматическом уровне и развивает вербальный интеллект. Расспрашивайте ребенка о происходящем в школе, не ограничиваясь списком оценок и домашних заданий. Узнавайте об отношениях в классе и с учителями, что интересного происходило на переменах и в столовой.

Хвалите и поддерживайте, показывайте искренний интерес и память о прошлых событиях – это позволит ребенку больше вам открыться и тогда, если будет назревать какая-то критичная ситуация вы сможете ее предотвратить или как минимум не будете наседать с новым репетитором, когда ваш малыш поругался с лучшим другом и теперь ему оценки не важны.

Чтобы ребенок ориентировался в происходящем необходимо четкое понимание расписания уроков, заданий, дополнительных секций. Расписание это должно быть составлено вами совместно с ребенком, где он выступает творцом, а вы лишь корректируете это в выполнимую форму.

Данный график повесьте на видном месте, что позволит ребенку более эффективно планировать время и понимать к чему приведет задержка в выполнении одного из пунктов. И пусть дизайн у графика будет прикольный и веселый, а не строгий и грустный, как в офисе техника пожарной безопасности.

Это же касается предметов, необходимых для учебы, ведь яркие скрепочки, цветные ручки, специальные папки с изображениями любимых локаций помогают поддерживать эмоциональный фон. Все что касается канцелярии – пусть ребенок выбирает самостоятельно, потому что главная ее цель не писать и чертить, а вызывать желание ею пользоваться.

Помните об этом правиле, пытаясь экономить и принося с работы серые, обезличенные принадлежности для ребенка (декорируйте их, а если это будет совместное творчество, то вообще прекрасно).

Если вы замечаете, что какой-то предмет вызывает больше интереса, чем остальные, то имеет смысл поддерживать эти увлечения дополнительными наборами, которых масса в детских магазинах или походами в соответствующие учреждения. Не пытайтесь добиться одинаково высоких ведь у всех различные предрасположенности, а подравнивая показатели можно упустить шанс развития таланта.

Как помочь рассеянному ребенку хорошо учиться

Рассеянность проявляется в нарушениях внимания и памяти, причин для подобного состояния множество и если вы часто слышите в адрес своего ребенка, что он неорганизованный и невнимательный, причем согласны с данными характеристиками, то первоначально нужно установить причину.

Именно причину, потому что нарушение внимания не является сознательным актом и это не проявление упрямства или тяжелого характера, бороться с которыми можно методами воспитания.

Любые отклонения в сфере внимания свидетельствуют о физиологических нарушениях и неполадках в состоянии здоровья.

Неспособность длительное время сосредоточиться на предмете, что как раз и называют рассеянностью, может быть вызвана рядом физиологических причин, самая простая из которых – усталость.

Усталость свойственная всем людям и если внимание вашего ребенка падает к концу дня, то нужно грамотно пересмотреть режим дня, проследить за качеством ночного отдыха, возможно, увеличить перерывы между школой и выполнением домашнего задания.

Тяжелые формы расстройств астенического спектра, включающие в себя также и рассеянность, как невозможность длительной концентрации, не убираются простым налаживанием режима, и если помимо внимания, вы замечаете снижение еще нескольких функций (памяти, скорости реакции, настроения и т.д.), то стоит обратиться на консультацию к специалисту и подобрать правильное корректирующее лечение.

Если же на рассеянность жалуются учителя, то проследите за требованиями и ходом процесса обучения – если все построено на системе наказаний и ребенок запуган, то внимание будет уходить на отслеживание реакций учителя, а не на задания, если же под невнимательность вписывается недопустимость ошибок, то необходимо поднять данную тему с педагогом, поскольку ошибки в учебной деятельности являются нормой.

Ваша задача, как родителя, проявлять максимальную чуткость и ставить на первый план интересы и потребности собственного ребенка, и если ему сейчас необходимы более длительные перерывы, лояльное отношение и прочие поблажки, то вы можете договориться об этом с преподавателем или сменить учебное учреждение. Точно также важно вовремя заметить физиологические нарушения, которые иногда обусловлены врожденными особенностями, но проявляются только в школе при столкновении с новым уровнем сложности и незамедлительно воспользоваться помощью специалиста.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

7 советов психолога и педагога: Как помочь ребенку хорошо учиться?

Как помочь ребенку хорошо учиться – советы психолога – Автор Своей Жизни

Наука развивает многие сферы жизни человека, но мы почему-то всегда забываем о ней, когда речь заходит о воспитании детей и решении семейных проблем.

А зря! Регулярно проводятся исследования, расширяющие горизонты понимания всего того, что мучает каждого родителя: Как мотивировать ребенка хорошо учиться? Как помочь ему справиться с адаптацией в школе? Перед Вами Топ-10 советов психологов и педагогов из современных научных статей и диссертаций, посвященных воспитанию и обучению детей.Известный исследователь проблемы школьной неуспеваемости Н. А. Менчинская отмечает, что основной причиной неуспеваемости становится «утрата учащимися позиции школьника». Дети теряют интерес к развитию, потому что оно нужно не им, а родителям (для себя им достаточно новой компьютерной игры). 
Значит, нужно восстановить их позицию, но не делать задания за них, а контролировать процесс, проверяя не содержание, а порядок и наличие домашней работы. В противном случае Вы вырастите не успешного человека, а безынициативного и зависимого Акакия Акакиевича, неспособного к принятию самостоятельного решения.

Если ребенок все же упорствует в намерении стать Акакием, то обратите внимание на то, как можно бережно и мягко настоять на своем и решить проблему прямо сейчас.

Не наказывайте, а мотивируйте 

Учитель младших классов и автор научных статей Борисова И. Н. считает, что «совершенно недопустимо, когда родители в наказание за плохую успеваемость лишают детей прогулки, отдыха, активно выражают свое недовольство, а тем более «учат» ремнем»».

 
Преподаватель недаром заостряет на этом внимание, ведь на практике виден результат таких методов – полное неприятие не только учебы, но и семьи. Значит, необходимо мотивировать ребенка не страхом, а чем-то иным, как вариант, примером авторитетов для нового поколения.

Нужно проанализировать интересы ребенка (посмотреть плей-лист в Ютубе, музыку или историю посещений на компьютере) и выделить тех людей, которые получили образование. Беседы о них позволят Вам найти поводы для общения и помогут достучаться до подростка: «Посмотри, чего он достиг? Разве ты не хочешь подобного?».

Для более взрослых рябят помогут контр-аргументы: «Посмотри на того пьяного дядю в переходе – без воли и разума человек обречен на нищету и позор». Для примера посмотрите мотивационные тренинги известных психологов и бизнесменов – их арсенал мягкого воздействия на личность поможет и Вам.

Не подкупайте, а хвалите

«Почаще хвалите ребенка, особенно в первый год школьной жизни. Он должен ощущать, что в него верят: «Я знаю, ты этому обязательно научишься, у тебя уже стало лучше получаться» – пишет И.Н. Борисова. 
А вот попытки задобрить ученика негативно скажутся на его личностном росте – он будет слишком зависимым от материальных благ.

Получится, что все его усилия не для себя, а ради награды (как медведь в цирке). Сформируется неадекватный взгляд на мир: делаю для галочки за оценку = получаю прибыль. А в жизни все по-другому, поэтому иногда отличники-зубрилы уступают сметливым троечникам.

Вся суть мотивации – убедить ребенка, что он учится ради себя, а Вам лишь приятно осознавать, что его будущее обеспечено высоким уровнем базовых знаний. 

Не конфликтуйте, а договаривайтесь с учителем

Многие родители ищут проблему не в ученике, а в его наставнике: «Он не так учит!». «От взаимоотношений классного руководителя и школьника на исходном этапе адаптации во многом зависит дальнейшее развитие микроклимата в системе отношений «учитель – ученик», которое является ключевым при адаптации ребенка к школе» – отмечает исследователь Д.В.

Шлыкова из Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 
Если Вы будете спорить и ссориться с преподавателем или критиковать его дома, то ученик потеряет наставника и приобретет врага. Потом он научится манипулировать Вами и стравливать Вас с учителями и администрацией школы.

В итоге ни Вы, ни школа не добьетесь того, чего Вы все хотите – хорошей успеваемости.

Для того чтобы конструктивно решить проблему, нужно поговорить по душам с учителем и выяснить: в чем он видит причину неуспеваемости? Каково поведение ребенка в школе? Как он общается с персоналом школы и одноклассниками? Только в диалоге Вы сможете понять друг друга и выработать общий план действий, который будет работать на Вас.

Не перенагружайте, а распределяйте нагрузку равномерно

Проанализируйте график ученика: возможно, музыкальная школа была лишней в этом году.

Как показывает европейское исследование Жоана Доменича и Бенжамина Монтенегро (западных экспертов в сфере образования), дети с повышенной внеклассовой активностью на этапе наивысшего напряжения ломаются и перестают следить за успеваемостью: они выдыхаются.

 

Не стоит доводить до стресса и возникновения комплексов («За все берусь, ничего не успеваю»), нужно просто переосмыслить подход к досугу ребенка. Не нужно добавлять все и сразу, так ничего не получится хорошо. Выберете стоящее вместе с учеником и уберите лишнее.

Не учите, а показывайте на примере

Иногда родители берут на себя задачи учителей и стремятся догнать и перегнать школьную программу
Однако все то же исследование западных коллег убеждает нас в том, что подобная стратегия вредит детям.

Разрываясь между теми и этими знаниями и заданиями, они теряют интерес к ним и становятся пассивными наблюдателями учебного процесса. Они перенасыщаются теорией. Лучший способ помочь ребенку учиться хорошо – это показать практическую значимость информации.

Например, посчитайте стоимость килограмма макарон в супермаркете и выберете выгодные. Определите вредных и полезных обителей огорода при посадке картошки. Попросите проверить смс на наличие ошибок.

Не ворчите, а разговаривайте

Дети не любят морализаторства и рассказов о былом, а родители пользуются их зависимостью и щедро выливают весь свой опыт на маленького человека… зачем? Мир меняется на глазах, сейчас люди другие, и Ваш опыт вряд ли (будем откровенны?) поможет ученику преуспеть.

В Ваше время ценились юристы, сегодня – программисты, а завтра? Они узнают это завтра, и нет нужды навязывать им свой путь и свои ценности. Лучше поговорить на равных и проявить уважение к новому. Так Вы расположите к себе ребенка и поможете ему выбрать свою дорогу.

Применяя золотую семерку правил, одобренных психологами и педагогами, Вы сможете мотивировать ребенка учиться хорошо и даже отлично.

  • Получайте самые свежие мнения на почту

    Получить

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.