Изотерапия: цели и задачи, примеры упражнений для детей и взрослых

Содержание

Изотерапия для дошкольников|Сайт педагога-психолога ДОУ

Изотерапия: цели и задачи, примеры упражнений для детей и взрослых

Все дети любят рисовать. Одним из первых творческих занятий, которым они увлекаются, является рисование.

Оно привлекает детей своими яркими красками, возможностью самовыражаться, изображать то, чего не существует, является для них самым доступным и интересным увлечением.

Вот почему популярной становится изотерапия для дошкольников – метод диагностики и коррекции детского поведения различными упражнениями.

Что такое изотерапия?

Изотерапия – это вид арт-терапии, основанный на использовании изобразительного искусства (чаще всего рисования).

Задачи изотерапии

  • Изотерапия дaeт детям вoзмoжнocть снять эмоциональное напряжение и выпycтить вce oтpицaтeльныe эмoции нa бyмaгy или глинy. Этo пoзвoляeт избeжaть aгpeccии co cтopoны peбeнкa, кoтopaя мoжeт eщe бoльшe eгo тpaвмиpoвaть;
  • Наладить контакт психолога с ребёнком и пoвыcить eгo коммуникабельность;
  • Изотерапия способствует повышению самооценки ребёнка;
  • Изотерапия способствует развитию воображения.

Что необходимо для изотерапии?

Для изотерапии подходят все виды художественных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, пастель, бумага различной фактуры, цвета и размера, кисти разных размеров и жесткости, грим, уголь, соленое тесто, глина и т.д. 

Преимущества изотерапии

  • В работе может участвовать каждый, т. к. она не требует наличия художественных навыков.
  • Изотерапия является средством преимущественно невербального общения, что делает её особенно ценной в работе с детьми дошкольного возраста.
  • Изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей.
  • Изотерапия позволяет использовать работы ребёнка для оценки его состояния.
  • Изотерапия является средством свободного самовыражения.
  • Изотерапия вызывает положительные эмоции, формирует активную жизненную позицию.

Марания

Эта техника представляет собой спонтанные рисунки дошкольников, выполненные в абстрактной манере, имеющие схожесть с рисунками доизобразительного периода.

Монотипия

Это базовая графическая техника. Она заключается в следующем. На гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, плёнке — делается рисунок гуашевой краской. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отражении.

Штриховки, каракули

Данная техника представляет собой хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхности бумаги, пола, стены, мольберта и т.д. Изображение создаётся без красок, с помощью карандашей и мелков. Эта техника помогает расшевелить ребёнка, даёт почувствовать нажим карандаша или мелка, снимает напряжение перед рисованием.

Рисование на стекле

Перед тем как предложить ребёнку стекло, надо обязательно обработать его кромку в мастерской. В отличие от рисования по бумаге стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения.

Ребят захватывает сам процесс рисования: гуашь скользит мягко, её можно размазывать и кистью и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает.

Описанный приём используется для профилактики и коррекции тревожности, социальных страхов и страхов, связанных с результатом деятельности. Подходит зажатым детям, так, как провоцирует активность.

Рисование сухими листьями и мелкими сыпучими материалами (крупой, песком и т.д.)

С помощью листьев, сыпучих материалов и клея ПВА можно создать изображение. На лист бумаги клеем наносится рисунок. Затем посыпается сухими листьями, растёртыми между ладонями или сыпучими материалами.

Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются.

Описанная техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.

Рисование пальцами,ладонями, другими частями тела

Это разрешённая игра с грязью, в ходе которой деструктивные импульсы и действия выражаются в социально приемлемой форме.

Рисование предметами окружающего пространства

Использование для рисования нетипичных предметов: рисование мятой бумагой, кубиками, губками, зубными щётками, палочками, нитками, коктейльными соломками и т.д.

Упpaжнeниe «Изoбpaзим paдocть»

Цeль упражнения — yлyчшaть эмoциoнaльный фoн пpи пoмoщи цвeтa и кoнцeнтpaции нa cвoих чyвcтвaх.

Используемый материал: бyмaгa. аквapeльныe кpacки, киcти.

Описание упражнения: Для paбoты нyжнo cecть, paccлaбитьcя, закрыть глaзa и пpeдcтaвить caмыe paдocтныe мoмeнты cвoeй жизни, пpoчyвcтвoвaть вce oщyщeния.

Пocлe этoгo cлeдyeт пpeдcтaвить cвoи чyвcтвa в видe цвeтoв и фигyp. Нe cтoит нaпpягaтьcя, здecь вaжны тoлькo эмoции и oщyщeния. Дocтaтoчнo пoбыть в тaкoм cocтoянии 10–15 минyт.

Пocлe этoгo yвидeнныe oбpaзы мoжнo пepeнecти нa бyмaгy.

Упpaжнeниe «Pиcoвaниe мyзыки»

Цeль упражнения — вoccтaнoвлeниe cил, paccлaблeниe, ycпoкoeниe.

Используемый материал: Cпoкoйнaя мeлoдия, лиcты бyмaги, аквapeль, киcтoчкa.

Описание упражнения: В нaчaлe зaнятия (пepвыe 10 минyт) нyжнo зaкpыть глaзa и пoгpyзитьcя в мyзыкy. Зaтeм мoжнo бpaть киcть и pиcoвaть.

В пpoцecce paбoты pyкa дoлжнa cпoнтaннo cлeдoвaть зa мyзыкoй. Пpи выпoлнeнии yпpaжнeния нyжнo cocpeдoтoчитьcя нa cвoих чyвcтвaх и кapтинaх, кoтopыe вoзникaют пepeд глaзaми.

Peзyльтaт — яpкoe пoзитивнoe нacтpoeниe, пpилив cил, cнятиe нaпpяжeния.

Упpaжнeниe «Цвeтoк»

Цeль упражнения: рaзвитие вooбpaжeниe, снятие эмoциoнaльнoго нaпpяжeниe, рaзвитие мeлкoй мoтopики pyк (для дeтeй).

Используемый мaтepиaл: бумага, краски, карандаши, фломастеры.

Описание упражнения: Пepeд нaчaлoм paбoты cлeдyeт зaкpыть глaзa, paccлaбитьcя и пpeдcтaвить пpeкpacный цвeтoк.

Kaк oн выглядит? Cкoлькo y нeгo лeпecткoв? Kaкoгo oн цвeтa и фopмы? Kaк oн пaхнeт? Чтo eгo oкpyжaeт? Пocлe тoгo кaк вooбpaжeниe нapиcoвaлo кapтинy мoжнo oткpыть глaзa и изoбpaзить вce чтo пpишлo в гoлoвy. У кoгo-тo цвeтoк бyдeт paдocтным, y кoгo-тo – гpycтным.

Жeлaтeльнo, чтoбы дети пoдeлиcь cвoими чyвcтвaми и oщyщeниями. Нo caмoe глaвнoe – зaкoнчить упражнение нa пoзитивнoй нoтe. Ecли иcтopия пoлyчилacь гpycтнoй, психолог пpeдлoжит измeнить ee тak, чтoбы нacтpoeниe yлyчшилocь.

Арт-терапия — примеры упражнений

Изотерапия: цели и задачи, примеры упражнений для детей и взрослых

Арт-терапия — это упражнения для души и тела. Она поможет привести душевное состояние в норму, расслабиться и получить удовольствие. Предлагаем несколько эффективных упражнений, которые можно выполнять в домашних условиях.

Для чего нужны упражнения по арт-терапии?

Выполнение упражнений по арт-терапии создает позитивный настрой и снимает эмоциональное негативное напряжение.

Они способствуют развитию образного мышления на основе осознанности своих чувств и эмоций.

цель арт-терапевтических заданий — это знакомство со своим внутренним миром, познание своего «Я». Формируется представление о себе как об индивидуальной, полноценной личности с новыми ресурсами и возможностями.

Упражнения по арт-терапии — это снятие зажимов сознания, избавление от страхов и внутренних комплексов.

Виды арт-терапевтических упражнений

  • Изотерапия — рисование красками, цветным песком, пластилином на бумаге;
  • Цветотерапия — воздействие цветовой гаммы на эмоциональное состояние с целью улучшения самочувствия;
  • Сказкотерапия — составление рассказа и отождествление себя с героем, который преодолевает все препятствия и трудности, чтобы прийти к счастливому финалу;
  • Песочная терапия — составление картины счастливого собственного мира из песка.

Похожая статья:  Меркантильность – что это? Признаки, как распознать

Упражнение по арт-терапии «Карта счастья»

Цель упражнения — осознанность своих чувств, приходит понимание, куда двигаться для улучшения качества своей жизни.

Продолжительность — 15-20 минут.

Материалы — бумага (формат А3), краски, кисточка.

Как выполнять:

  • Положите перед собой бумагу;
  • Представьте свою счастливую жизнь, какой Вы ее видите;
  • Прочитайте список привычек для счастья и выберите 3, которые откликнулись в Вашей душе;
  •  Нарисуйте эти 3 привычки, а в центре изобразите свое счастье (это может быть любой яркий образ, который описывает Ваши счастливые чувства).

Список привычек для счастья:

  1. Смех. Слушать, смотреть юмористические передачи; читать смешные рассказы или рассматривать веселые изображения;
  2. Утренняя зарядка;
  3. Фитнес;
  4. Прогулка в парке;
  5. Чтение книги;
  6. Любимая музыка;
  7. Массаж;
  8. Общение с друзьями;
  9. Общение с семьей;
  10. Отдых на море;
  11. Поездки за город;
  12. Посещение театра, концерта, музея;
  13. Занятие благотворительными делами;
  14. Дарение себе приятных подарков;
  15. Высыпаться.

Посла завершения своей работы, посмотрите на нее внимательно и ответьте себе на вопрос:

  • Что Вы чувствуете в настоящий момент?
  • Какую полезную привычку Вы начнете внедрять с сегодняшнего дня?

Упражнение «Раскрась свое физическое состояние»

Подготовьте лист бумаги, на котором нарисуйте контур человека (себя) в полный рост.

Похожая статья:  Как простить обиду – лучшая техника прощения обиды

Постарайтесь разным цветом красок изобразить физическое состояние каждой части вашего тела. Выбирайте цвета, которые Вам кажутся наиболее подходящими. Где Вам хочется сгустить краски? А где Вы чувствуете легкость?

После окончания работы Вы получите свой релаксирующий автопортрет.

Упражнение — медитация квадрат 9х9 «Зентангл»

Хорошим ежедневным упражнением по арт-терапии является метод рисования в квадрате со стороной 9 см. Этой доступной технике легко обучиться.

Внутри квадрат рисуются линии — строки. Далее в каждой строке рисуется повторяющийся абстрактный узор.

Это упражнение является медитацией. То есть Вы отключаете свое сознание и рисуете на подсознательном уровне.

Рисунок можно усложнить, например нарисовать веточку с листочками, в каждом из которых будет свой повторяющийся узор.

Или изобразить волнистые линии.

10 простых упражнений по арт-терапии для релаксации

Чтобы расслабиться, снять стресс и усталость можно воспользоваться легкими упражнениями по рисованию.

  1. Нарисуйте свои хорошие черты характера;
  2. Изобразите себя в виде животного;
  3. Сделайте контур своей руки (ладони с пальцами) и создайте внутри уникальные рисунки;
  4. Нарисуйте свое детское воспоминание;
  5. Изобразите свой собственный герб;
  6. Сделайте рисунок-абстракцию своих положительных моментов в жизни;
  7. Разукрасьте камень или кирпич;
  8. Соберите коллаж из листьев, палочек (приклейте их к бумаге) и дорисуйте фон, изображения вокруг них;
  9. Создайте собственную интерпретацию известной картины;
  10. Рисуйте свои мечты.

Упражнение «Мандала счастья» — путь к себе

Манадала-терапия — один из увлекательных методов арт-терапии. Внешне все очень просто. Нужно заполнить рисунок в форме круга.

Похожая статья:  Эмпатия и эмпаты – что означает?

Цель терапии — создать визуализацию счастья с помощью цветных графических образов, вернуться в состояние эмоционального равновесия, снять стресс.

Как нарисовать мандалу

Вам понадобится циркуль, транспортир, линейка.

Вначале рисуется круг и через центр проводятся диагональные линии. Рисовать начинают от центра. От центральной фигуры идет дополнение в виде повторяющихся узоров.

Документальный познавательный фильм «Арт-терапия. Познание себя».

Как научиться чувствовать себя? Что делать, когда все надоело? Как избавиться от жизненных тягот, избавиться от многолетних комплексов без психологов?

Арт-терапия «Рисуем каракули». Лучшая техника выхода из запутанной ситуации. Метод, который реально работает.

Мастер-класс «Рисуем мандалу».

Мандала — это рисунок, который исходит от нашей души. В нем содержится сущность нашего внутреннего «Я». В процессе рисования приходит чувство умиротворения. Такое творчество помогает перейти в состояние гармонии с собой и окружающим миром. Мандала — это Ваш новый источник энергии.

Изотерапия — исцеление через творчество

Изотерапия: цели и задачи, примеры упражнений для детей и взрослых

Изотерапия является одним из самых популярных и эффективных методов арт-терапии. Она заключается в использовании изобразительного искусства (чаще всего это рисование, но к нему относятся и лепка из глины, фотографирование, декорирование) в качестве лечения психических расстройств различной степени или просто в педогогических целях.

Данная методика получила широкое распространение при работе с детьми, также она не менее эффективна и у взрослых людей. Занятия могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Метод широко используются в практике психокоррекции, психиатрии, терапии, медицинской психологии и социальной психологии.

История возникновения изотерапии

Изотерапия (арт-терапия) возникла на пересечении 3 наук – психологии, психиатрии, искусствоведения. Всё началось в 1872 году с наблюдения за душевнобольными, которые начинали рисовать при ухудшении своего состояния. Но как только оно стабилизировалось, больные тут же прекращали рисовать. Основоположниками методики считают психиатра М.Симона и судебного медика А.Ардье.

Сам термин арт-терапия был введен в употребление художником Адрианом Хиллом в 1938 году. Чуть позже, по окончании Второй мировой войны методы арт-терапии были применены в работе с детьми, пережившими нацистские концлагеря.

С тех пор методика получила широкое распространение и стала полностью самостоятельной. В дальнейшем эту идею подхватили психологи Р. Мэй, К. Роджерс, А. Маслоу.

По их утверждениям каждый человек обладает множеством непроявленных способностей, которые можно и нужно освободить для облегчения самореализации.

Методы изотерапии

Методы, которые применяются практически безграничны. Пациент может заниматься любой разновидностью изобразительного искусства используя любые методы и средства. Единственным условием является то, что этот процесс должен приносить эмоциональное удовлетворение и положительный эффект.

Вся изотерапия делиться на два основных вида:

  • Пассивный – он заключается в работе с уже созданными произведениями искусства (срисовка, создание уменьшенных копий и т.д.);
  • Активный – создание чего-то нового, своего собственного видения каких-то вещей и предметов и отражения их в рисовании или лепке. Этот вид позволяет выплеснуть накопившийся негатив или трагедию, случившеюся в жизни и отразить её, так как видит или чувствует человек.

По количеству участников выделяют:

  • Индивидуальные занятия;
  • Парные;
  • Групповые.

Для каждого пациента вид занятий подбирается индивидуально, в зависимости от его контактности или готовности к контакту с другим человеком.

Такие методы являются невероятно эффективными и помогают в самых тяжелых случаях. Ведь творческая черта присутствует в каждом человеке, необходимо только правильно раскрыть её.

Изотерапия для детей

У детей данный метод показывает наивысшие результаты. Это связано с тем, что дети более склонны к играм, они намного изобретательнее взрослых.

Так как они смотрят на этот мир совершенно по-другому и видят то, на что взрослые не обращают внимания. Дети намного ярче видят окружающую обстановку и также ярко реагируют на её изменение.

Их эмоции, выраженные в виде произведений искусства, являются максимально откровенными, что позволяет оценить психическое состояние.

Чаще всего в изотерапии, как методе психокоррекции, нуждаются дети имеющие некоторые особенности:

  • Дети-инвалиды;
  • С задержкой физического и психического развития;
  • С нарушениями и расстройством психики;
  • Имеющие физические особенности;
  • Дети, по той или иной причине, являющиеся изгоями в коллективе.

Все эти дети нуждаются в помощи и реабилитации. Перед данной терапией ставятся следующие цели:

  • Она дает детям возможность эмоционально разгрузиться и выпустить все отрицательные эмоции на бумагу или глину. Это позволяет избежать агрессии со стороны ребенка, которая может еще больше его травмировать;
  • Понять их душевное состояние. Ведь в работах детей отражается вся эмоциональная гамма, все переживания, которые они в себе носят;
  • Вывести ребенка на контакт, подружиться с ним и повысить его коммуникабельность;
  • Повышение самооценки;
  • Научить терпению и аккуратности.

В конечном итоге, результаты просто поражают, эта методика всегда приводит к положительным результатам: улучшение настроения, нормализация сна, повышение коммуникабельности и самооценки.

Положительная реакция всегда индивидуальна и зависит от проблемы, на борьбу с которой направленна терапия. Даже если окружающие не видят результатов, сам пациент все отмечает значительные улучшения.

Особенности занятий для дошкольников

  1. Переключение внимания. Дети дошкольного возраста легко отвлекаются и быстро переключают внимание. Эту особенность нужно обязательно учитывать. Для этого психолог должен быть готов поочередно предлагать ребенку несколько видов различной деятельности.
  2. Помощь в адаптации.

    Задачи психолога помочь детям установить контакт друг с другом, разрешить возникающие конфликты. В творческом процессе дошкольникам хорошо помогают парные занятия, когда двое детей общими усилиями создают «шедевр».

  3. Аспекты доверия. Для этого от психолога требуется непосредственное участие в работе.

    Ему нам нужно делать все то же, что и дети (рисовать, лепить, выполнять все здания). Терапевт, так же как и дети рассуждает по ходу работы, делиться с детьми своим настроением.

  4. Яркий и красивый материал. Маленькие дети чутко ощущают отношение к себе через предметы, которые им предлагаются.

    Краски, карандаши и другие предметы должны быть красивыми и яркими. Это поможет детям легче включиться в работу.

  5. Желание ребенка. Без желания нет ни творчества, ни доверительного диалога. Если ребенок не хочет заниматься, задача педагога побудить его к этому.

    В этом поможет: поощрение и благодарность, личный пример, наводящие и побуждающие вопросы.

Внимание! В ходе работы совершенно недопустимо сравнивать детей друг с другом, выносить оценки, критиковать.

Занятия по изотерапии

Занятия могут проводится как опытным педагогом, так и близкими друзьями или родителями. Ребенок должен доверять этому человеку и не бояться его.

Упражнения могут быть самыми разнообразными, их можно придумывать в ходе занятия. Можно использовать следующие упражнения:

  • Монотипия – она заключается в рисовании образов на стекле (красками), а затем прикладыванием к нему бумаги и дорисовка полученного отпечатка. После того, как рисунок будет готов дети дают ему название и придумывают историю, связанную с ним.
  • Пластилиновая композиция – детям выдается лист картона и пластилин. Они разминают его (пластилин) пока он не становится мягким, затем наносят его на картон, как бы размазывая. После этого им выдается крупа или макароны с помощью которых они создают рисунок, вдавливая их в слой пластилина.
  • Рисование историй – ребенок рисует рисунок на тему какой-либо истории, а затем рассказывает о ней.

Терапия рисунка использует множество методик, стабилизирующих психическое и эмоциональное состояние человека.

Как проходят занятия?

Помещение должно быть удобным, светлым и уютным. Ничто не должно давить на пациента. Ему нужно освоиться, познакомиться с творческим процессом. От терапевта требуется внимательность, умение ответить на вопросы о материалах и ходе занятия. При этом он не должен давить на пациента и вмешиваться в работу с позиции авторитета.

Что можно использовать:

  • Краски.
  • Карандаши.
  • Фломастеры.
  • Нитки.
  • Макароны.
  • Пластилин.
  • Ленты.
  • Цветная бумага.
  • Природные материалы.

«Каракули»

Одна из любимейших методик, которая выводит ребятишек на позитивные эмоции, расслабляет, пробуждает интерес к общению.

Необходимые материалы:

Цель методики:

  • Повышение самооценки.
  • Изучения своих чувств.
  • Снятия напряжения.
  • Развитие навыков общения.

Суть методики в том, что человеку предлагается быстро нарисовать на бумаге хаотичные непрерывные линии, другой участник группы пытается продолжить (дорисовать) рисунок, затем снова включается первый участник.

Так происходит до тех пор, пока один из участников не решит, что рисунок закончен. На следующем этапе «произведение» обсуждают. Каждый высказывать свое мнение о рисунке, делится эмоциями и ощущениями.

На заключительном этапе участники сочиняют сюжетную историю рисунка.

«Рисование пальцами»

Методика помогает избавиться от влияния стандартных шаблонов, выпустить деструктивные чувства в социально приемлемой форме.

  • Бумага для рисования.
  • Акриловые краски.

Творческий процесс здесь произвольный, нет ни правил, ни ограничений. Уместно все — любые цвета, формы, линии. Процесс создания рисунка индивидуален и непредсказуем. Методика всегда находит эмоциональный отклик в душе как детей, так и взрослых. Это мощная профилактика психологических проблем связанных с тревожностью, страхом социальной подавленностью.

Важно! Изотерапия не имеет отрицательных сторон и никогда не дает побочных эффектов, она не может причинить вреда пациенту.

«Сюжетные и предметные рисунки»

Пациенты выполняют работу на заданную тему по просьбе терапевта. Занятия представляют собой экспромт. Единственное условие — выдержать тему рисунка. Выполняя работу, люди не задумываются, а выражают эмоции и ощущения. Такие рисунки — огромный кладезь информации для диагностики.

Пример такой методики – упражнение «Несуществующее животное». По деталям рисунка специалист делает вывод о состоянии человека, его качествах, психологических проблемах.

Внимание! Основа изотерапии – расслабление, вхождение в легкий транс. Здесь совершенно не приземлим умозрительный подход и логическое мышление.

Упражнение «Изобразим радость»

Его цель — улучшать эмоциональный фон при помощи цвета и концентрации на своих чувствах.

  • Бумага.
  • Акварельные краски.
  • Кисти.

Для работы нужно сесть, расслабиться, закрыть глаза и представить самые радостные моменты своей жизни, прочувствовать все ощущения. После этого следует представить свои чувства в виде цветов и фигур. Не стоит напрягаться, здесь важны только эмоции и ощущения. Достаточно побыть в таком состоянии 10–15 минут. После этого увиденные образы можно перенести на бумагу.

Упражнение «Рисование музыки»

Цель — восстановление сил, расслабление, успокоение.

Что для этого нужно:

  • Спокойная мелодия.
  • Листы бумаги.
  • Акварель.
  • Кисточка.

В начале занятия (первые 10 минут) нужно закрыть глаза и погрузиться в музыку. Затем можно брать кисть и рисовать. В процессе работы рука должна спонтанно следовать за музыкой.

При выполнении упражнения нужно сосредоточиться на своих чувствах и картинах, которые возникают перед глазами. Результат — яркое позитивное настроение, прилив сил, снятие напряжения.

В отдельных случаях пациенты чувствуют, как уходит напряжение и зажатость отдельных мышц.

Упражнение «Цветок»

Цель:

  • Развить воображение.
  • Снять эмоциональное напряжение.
  • Развития мелкой моторики рук (для детей).
  • Бумага.
  • Краски.
  • Карандаши.
  • Фломастеры.
  • Кисти.

Перед началом работы следует закрыть глаза, расслабиться и представить прекрасный цветок.

Как он выглядит? Сколько у него лепестков? Какого он цвета и формы? Как он пахнет? Что его окружает? После того как воображение нарисовало картину можно открыть глаза и изобразить все что пришло в голову. У кого-то цветок будет радостным, у кого-то – грустным.

Желательно, чтобы пациенты поделись своими чувствами и ощущениями. Но самое главное – закончить занятие на позитивной ноте. Если история получилась грустной, терапевт предложит изменить ее так, чтобы настроение улучшилось.

Почему стоит попробовать изотерапию? Во-первых, потому что вы ничего не теряете. Во-вторых, вы никогда не получите отрицательного эффекта. Изотерапия не имеет противопоказаний, подходит всем без исключения, не требует больших затрат. В то же время польза от нее очевидна.

Статью прочитали: 14 544

Расскажите друзьям:

Изотерапия

Изотерапия: цели и задачи, примеры упражнений для детей и взрослых

Изотерапия – это направление арт-терапии, применяющее в своей работе методы изобразительного искусства. Данное направление психотерапевтической практики получило широкое распространение, как в работе с взрослыми, так и с детьми.

Термин “арт-терапия” был введен в употребление Адрианом Хиллом в 1938 году. Это словосочетание было применено относительно всех видов занятий искусством, которые осуществлялись в центрах и в больницах психического здоровья.

Основная цель арт-терапии заключается в развитии гармонизации личности через способность самопознания и самовыражения.

Изотерапию относят к наиболее популярному и доступному методу познания себя. На холсте или бумаге можно выразить свои страхи, мысли, надежды, глубоко затаившиеся внутри человека. Это направление способствует освобождению от отрицательных эмоций, снимает нервное напряжение.

Изотерапия для детей

Школьная адаптация – это проблема, с которой сталкивался каждый школьный психолог начальной школы. Его работа в этот период нацелена на приспособление малыша к новому коллективу. Если это спецшколы для детей-инвалидов, то актуальность проблемы адаптации стоит наиболее остро. Это вызывается рядом причин, в частности постоянным изменением состава класса из-за болезней учащихся.

Занятия по изотерапии с детьми-инвалидами рекомендуют осуществлять двум психологам в закрытой группе до 6-ти человек. Состав группы сохраняется тот же на протяжении всей программы. Занятия проводятся 1 раз в неделю до 60 минут. Изотерапию рекомендуют чередовать с песочной терапией.

Первый этап – это первые три занятия, которые отмечаются пассивностью детей-инвалидов и ориентиром на детей лидеров.

Второй этап занятий – четвертое и пятое характеризуется повышением психического дискомфорта, а также тревожностью детей. Отмечаются они возникновением враждебности между участниками. При этом самооценка некоторых участников группы понижается, что проявляется в отрицании творческих возможностей.

На третьем этапе – шестое и седьмое занятия, дети готовы выражать разнообразные чувства, которые ими осознаются.

Четвертый этап, включающий восьмое, девятое, десятое занятие, отмечается усилением тревожности у детей.

Пятый этап – это заключительный, включающий последнее занятие.

Изотерапия упражнения

Предлагаем примерный план-занятия по изотерапии «Путешествие на сказочную поляну».

План занятия:

1. «Волшебная поляна» релаксационное упражнение.

2. Развитие ассоциативного воображения (игровые упражнения).

3. Выбор трех героев сказочного леса.

4. Игра в песочнице.

5. Рисунок «Нарисуй место, которое запомнилось тебе больше всего».

6. Итог занятия.

аудиозапись «Звуки леса», ящик с песком, миниатюрные фигурки, вода, фломастеры, кисти, краски, карандаши, лист А4.

Ход занятия: занятие начинается с приветствия, которое должно сплотить детей, создать атмосферу группового принятия и доверия. Далее для включения в работу предлагается разминка, включающая в себя релаксационные упражнения с музыкальным сопровождением.

Детей рассаживают на стулья, которые поставлены в круг. Один взрослый читает текст, а второй взрослый проводит с детьми упражнение на расслабление. Цель упражнения снять мышечное напряжение. Далее проводят упражнение на развитие воображения.

Детей просят рассказать об ощущениях и мыслях во время «путешествия».

Затем детям предлагают перейти к песочнице с влажным песком и показывают ее возможности: можно потрогать песок, раскопать дно, выстроить гору. Ребятам объясняют, что нельзя бросаться песком, разрушать то, что создал рядом «волшебник».

Игра в песочнице включает следующее содержание: детям предлагают отправиться в путешествие, для того чтобы обнаружить страну, в которой они будут жить первыми, где создадут сказочную, цветущую страну.

Детям разрешается в сказочную страну взять только три героя и в неограниченном количестве деревья, дома, цветы. Затем психолог рассказывает сказку, создавая проблемные ситуации и отслеживая за реакцией детей, а именно, как они из них выходят.

Окончание сказки преподносится психологом.

Следующая часть занятия – непосредственно изотерапия. Дети сидят за одним большим столом. Психолог дает инструкцию нарисовать героя или место песочной сказочной страны, которое наиболее запомнилось.

Малышам предоставляют возможность самим выбирать средства и материал для изобразительной работы. В конце занятия подводится итог.

Детям предлагают дать оценку занятия (что было хорошо – что плохо, что понравилось – что не понравилось) и для чего мы это делали.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Изотерапия как метод психологической коррекции: понятие, назначение, программы коррекции, поставленные цели и задачи

Изотерапия: цели и задачи, примеры упражнений для детей и взрослых

Взаимодействие взрослого и ребенка проходит активнее в игровой форме. Самая распространенная форма игры при работе с ребенком – рисование. Изотерапия как метод психологической коррекции стала использоваться недавно. Она помогает выразить эмоции тем людям, которые не готовы раскрывать свои чувства.

Что такое изотерапия

Во время рисования человек не думает ни о чем, он выражает свои мысли и чувства с помощью красок. Данное направление появилось в психологии в середине XX века и вскоре перешло в арсенал педагогов. С помощью изотерапии для детей можно влиять на негативные эмоции.

Занятия особенно актуальны для детей. В силу возраста они не могут выразить эмоции, не рассказывают о переживаниях. Во время рисования гаснут эмоции, которые не нашли выход у ребенка. Появляются добрые светлые чувства.

Кому требуется изотерапия

Изотерапия позволяет ребенку самовыражаться. В этот момент им никто не руководит. Рисунки, по мере решения проблемы, изменяются. Для педагога важно сохранить все работы малыша, чтобы в дальнейшем видеть прогресс.

Основные цели изотерапии:

  • проработка мыслей, которые ребенок подавляет;
  • человек выражает мысли, которые не может высказать из-за страха или обиды;
  • по окончанию рисования психолог должен определить сферу, в которой у ребенка происходят неприятности;
  • во время курса человек начинает управлять ситуацией, скидывает груз проблем и недосказанности;
  • отношения между людьми приходят в норму, во время занятия снимается напряжение, ребенок понимает и принимает себя.

Данный метод имеет важное значение для детей и взрослых:

  1. Детям-инвалидам, которые оторваны от большого мира. Метод позволяет увидеть позитивные моменты.
  2. Детям с синдромом дефицита внимания. Они находят выход агрессивным эмоциям.
  3. Ребятам, которым тяжело налаживать контакт со сверстниками.
  4. Детям и взрослым в переходные этапы жизни. Поступление в школу, переходный возраст, потеря близкого – причины, при которых нужна изотерапия.

Изотерапия как метод психологической коррекции позволяет разрешить внутренний конфликт ребенка. Вынести наружу мысли и чувства, решить психологические проблемы:

  • ребенок учится высказывать свои мысли, говорить о том, что его волнует;
  • через рисунок дети определяют мечты и желания, которые часто не озвучивают взрослым;
  • познание внутреннего мира, определение проблемы;
  • принятие себя, поиск путей решения трудностей;
  • снятие стресса, психологического напряжения;
  • коррекция развития детей с индивидуальной программой обучения.

Формы изотерапии

При проведении занятий педагог определяет форму обучения в зависимости от методов изотерапии. Используют 2 основные формы методики:

  1. Пассивная форма. Ребенку дается картинка в зависимости от ситуации. Необходимо нарисовать эту же картинку, но по-своему.
  2. Активная форма. Педагог не ставит никаких задач. Рисунок абсолютно произвольный, по желанию малыша. На основе воображаемых объектов определяется дальнейшее взаимодействие взрослого и ребенка.

Чаще всего педагог дает задание на конкретную тему. Это может быть лето, семья, Новый год. Задания на образное мышление требуют от ребенка полета фантазии. Такими темами могут быть: “Добро”, “Мир”.

Другими методами вовлечения детей в процесс могут быть нестандартные – цветные пятна, рисование пальчиками, подручными материалами.

Основные этапы изотерапии

Арт-терапевт строит общение таким образом, чтобы ребенок поделился ощущениями, которые возникают при рисовании. Изотерапия позволяет посмотреть на конфликт со стороны. Малыш во время рисования самовыражается. Технология изотерапии состоит из нескольких этапов:

  1. Ребенок совместно с педагогом или самостоятельно определяет тему, на которую будет рисовать. Задача взрослого – следить за всем процессом создания картины на листке.
  2. На следующем этапе ребенок рассказывает, что изображено на рисунке. Наставник обращает внимание на параллели, которые проводит ребенок, на настроение, с которым идет рассказ. Внимание уделяется деталям. Если что-то на рисунке вызывает негатив, то выяснить, что это значит для малыша.
  3. Психолог описывает свое видение рисунка.
  4. Взрослый и ребенок совместно обсуждают картину.

Педагогическая изотерапия

Изотерапия как метод психологической коррекции используется в педагогической деятельности. В первую очередь метод направлен на развитие, воспитание и социализацию личности. Требуется забота об эмоциональном самочувствии, психологическом здоровье.

В результате работы происходит познание самого себя. Улучшаются отношения со сверстниками. Ребенок учится анализировать поступки, быть терпимее. Во время рисования он переживает сильные эмоции, преодолевает трудности.

Дети находятся в стрессовых ситуациях чаще, чем взрослые. Их психика не готова к постоянному напряжению. Усугубляют ситуацию неправильное воспитание, авторитарный стиль родителей, непонимание сверстников.

Художественная терапия позволяет оторваться от реальности, почувствовать себя волшебником. Ребенок учится переживать негативные эмоции через рисование. Влияние изобразительного искусства на психологическое состояние подтверждается исследованиями психологов, педагогов, философов, психотерапевтов.

Рисование позволяет защититься от того, что мешает полноценно развиваться. Изотерапия – метод символов. Предметы изображаются на подсознательном уровне, символизируют образы, страхи, неудачи.

Изотерапия как метод коррекции используется при работе с детьми, имеющими различные отклонения. Красота рисунка не имеют значение. Каждый может почувствовать себя художником. Учитель помогает ребенку найти выход из ситуации с помощью рисунка или лепки.

Программа изотерапии для дошкольников

В дошкольном возрасте ребенок учится общаться со сверстниками, воспринимать окружающий мир создавать рисунки на бумаге. Программа изотерапии для дошкольников является важным этапом развития ребенка и становлением характера.

В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка проводятся занятия по коррекции его поведения. Для гиперактивного малыша можно провести занятие разноцветные листочки. Ребенку выдаются листы бумаги и краски. Необходимо каждый лист сделать однотонным.

Для снятия напряжения отлично подойдет рисование глиной. На чистом листе бумаги пальчиками, обмакнутыми в глину, ребенок рисует любую картинку.

Для улучшения коммуникативного навыка можно попросить ребенка нарисовать круг, а внутри нарисовать все то, что хочет мама, папа и другие близкие родственники.

Агрессивному ребенку подойдет игра “Мелки наперегонки”. Цель – быстро нарисовать черточки, кто больше нарисовал, тот и победил. Такая игра позволяет выплеснуть агрессию и успокоит разбушевавшегося малыша.

Изотерапия для школьников

В 7 лет происходят значительные изменения в жизни ребенка. Он идет в школу. Новый учитель, одноклассники и обязанности, с которыми необходимо справляться. Задача изотерапии поддержать школьника, помочь справиться со стрессовой ситуацией. Для этого возраста подойдут следующие занятия:

  • рисование различных каракуль в течение несколько минут позволит снять напряжение, переключиться;
  • рисование на влажной бумаге друзей способствует налаживанию контактов в новом обществе, такое рисование подходит ребятам, которые чувствуют себя неуютно с одноклассниками;
  • если ребенок боится новых обстоятельств, предложите ему вылепить страх, со временем страх начнет преображаться в менее страшного монстра.

Изотерапия для подростков

Изотерапия как метод психологической коррекции подростков применяется реже, чем у младших школьников. В этом возрасте некоторые дети умеют выражать эмоции и проговаривать страхи. Подростковый период наполнен физиологическими и психологическими изменениями. В кризисный период требуется вмешательство специалиста. Изотерапия поможет в профилактике и терапии сложных состоянии.

Для борьбы с нервозностью подросток может рисовать на всем чем хочет. Таким образом проще успокоиться, понять свои чувства. При заниженной самооценке можно предложить подростку готовую картину, которую следует дополнить своими элементами. Таким образом ребенок выплеснет эмоции, разберется в мыслях, которые накопились. Для нормального развития требуется психологическое здоровье человека.

Если подросток агрессивно настроен к окружающим, не справляется с эмоциями, то предлагают поработать с пластичным материалом. Пластилин или глина помогут ему взглянуть на себя с разных стороны, принять таким, какой он есть.

Художественный талант не имеет никакого значения в изотерапии. Важен творческий посыл, достоверность вторична.

Изотерапия для взрослых

В кризисных ситуациях взрослому человеку нужна помощь. Для вывода агрессии без ущерба для окружающих можно воспользоваться изотерапией. Творчество позволяет расслабляться и отдыхать.

При сильном стрессе можно использовать лепку из теста. Творчество пойдет на пользу. Создание сувениров для друзей снимет напряжение и подарит улыбки близких.

Создание коллажей или рисунков позволяет отдыхать от накопившихся проблем. Увеличение отлично подойдет для тех, кто предпочитает выполнять задания на компьютере.

Рисование мазками позволяет определить настроение человека в данный момент. Крупные мазки говорят об уверенности, стабильности человека. Темные тона и мелкие штрихи указывают на депрессивное состояние.

Людям пожилого возраста психологи рекомендуют заниматься сказкотерапией. Выбор персонажа остается за человеком. Важно, чтобы в сказках был позитивный конец.

Упражнения для детей

Для профилактики психологических проблем используют упражнения изотерапии, направленные на общее развитие детей без отклонений:

  1. Нарисуй себя – игра, позволяющая определить, как видит себя ребенок в обществе.
  2. Нарисуй свои страхи – позволяет предотвратить стрессовые ситуации, выяснить страхи, тревоги ребенка. Такая игра научит ребенка вести себя в будущем в критичных ситуациях.
  3. Нарисуй человека, которого любишь. Чаще всего дети изображают маму, но бывают исключения. В любом случае по рисунку видно отношение ребенка к этому человеку. При наличии несовместимых нюансов следует обратить внимание на взаимоотношения. Аналогично просят нарисовать семью, в которой обращают внимание на взаимоотношения между ее членами.
  4. Создание коллажа на тему “Мои планы”. Учит ребенка структурировать желания и продумать, как этого добиться.
Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.