Гиперактивность у детей дошкольного возраста: лечение синдрома дефицита внимания (СДВГ) у ребенка до года и старше

Содержание

Синдром дефицита внимания у детей школьного и дошкольного возраста: симптомы

Гиперактивность у детей дошкольного возраста: лечение синдрома дефицита внимания (СДВГ) у ребенка до года и старше

Возникновение осложнений с концентрацией внимания и сосредоточением, а также появление нейроповеденческого расстройства свидетельствуют о заболевании «синдром дефицита внимания» или сокращённо СДВ.

Подвержены воздействию заболевания, прежде всего, дети, но не исключается проявление недуга и у взрослых. Проблемы заболевания характеризуются различными степенями выраженности, поэтому СДВ нельзя недооценивать.

Заболевание влияет на качество жизни, её восприимчивость, а также взаимоотношения с другими людьми. Заболевание носит достаточно сложный характер, поэтому у больных наблюдаются проблемы с обучением, выполнением каких-либо работ и освоением теоретического материала.

Онлайн консультация по заболеванию «Синдром дефицита внимания». Задайте бесплатно вопрос специалистам: Невролог.

  • Описание и виды
  • Причины возникновения
  • Симптомы заболевания
  • У взрослых
  • Диагностика
  • Лечение Медикаментозное
  • Именно детки отчасти становятся заложниками этого недуга, поэтому для предотвращения такой недостаточности стоит узнать о ней как можно больше, в чём и поможет этот материал.

    Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)?

    СДВГ — это состояние, при котором ребенок не может сосредотачивать внимание на чем-либо и сдерживать свою импульсивность и гиперактивность.

    Первые упоминание об СДВГ появились в конце 19 века. С 1992 года классифицируют следующие группы:

    • Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
    • СДВ (без гиперактивности)
    • Гиперактивность (без дефицита внимания)
    • Смешанный тип (включает дефицит внимания, гиперактивность и импульсивность)

    Согласно статистике гиперактивность одно из самых распространенных отклонений в психике детей. Им страдают до 7% детей школьного и дошкольного возраста. Причем в России и США показатель заболевания этим расстройством выше, чем в других странах и составляет 4-20%. Самый маленький процент детей с симптомами этого психологического отклонения в Великобритании — 1-3%.

    Склонность мальчиков к СДВГ выше. У мальчиков часто диагностируют синдром гиперактивности (без СДВ).

    Девочкам зачастую присущ синдром дефицита внимания без гиперактивности (СДВ), малышки живут в придуманном мире фантазий.

    Ошибочно полагать, что сегодня этим заболеванием страдают чаще, чем раньше. Благодаря большему количеству информации стало проще выявлять симптомы у детей и своевременно принимать необходимые меры, так как это отражается на учебе в школе, возникают трудности в определении своего места в обществе.

    Диагностика

    Ультразвуковая допплерография

    Диагностирование заболевания не подтверждается на каком-либо специальном оборудовании, а осуществляется за счёт наблюдения за поведением ребёнка, за его развитием и умственными способностями. Диагноз устанавливается квалифицированным врачом, который принимает во внимание все сведения от родителей, педагогов и сверстников.

    Диагностирование СДВГ осуществляется с помощью следующих методик:

    1. Сбор информации о ребёнке по поводу обращения к врачу.
    2. Исследование дофаминового обмена.
    3. Для выявления диагноза доктор может назначить прохождение ультразвуковой допплерографии, ЭЭГ и видео-ЭЭГ.
    4. Проводится неврологический осмотр, на котором не исключено применение методики NESS.
    5. Генетическое обследование родителей для выявления причин заболевания.
    6. МРТ. Полное исследование человека покажет и прочие отклонения, которые, возможно, могли повлиять на провоцирование недуга.
    7. Не исключается проведение методов нейропсихологического тестирования для детей школьного и старших возрастов.

    На основании всех этих проведённых методик предварительный диагноз СДВ и гиперчувствительность либо подтверждается, либо опровергается.

    Симптомы

    Первые симптомы прослеживаются уже в грудном возрасте. Однако, неопытные родители могут принять за должное то, что малыш много хнычет, капризничает, постоянно «висит на руках». У него повышенна двигательная активность. Движения рук и ног зачастую хаотичны. С трудом засыпает и то и дело просыпается.

    Кроху могут беспокоить головные боли, о которых родители и не догадываются, поскольку сказать об этом он еще не может. Наблюдается задержка речи.

    Тем не менее все эти признаки могут быть вызваны и другими факторами, не имеющими отношения к синдрому гиперактивности. Поэтому диагностировать СДВГ у малышей грудного возраста может только опытный специалист.

    У детей дошкольного возраста диагностировать СДВГ проще. Симптомы приобретают более отчетливый характер.

    Родители замечают, что ребенок отличается своим поведением от окружающих сверстников, а именно:

    • зацикливается на своих желаниях, требует их немедленного исполнения, становится неуправляем;
    • не поддается на уговоры, капризничает и не слушается родителей и воспитателей в детском саду;
    • бывает не в меру общителен: без умолку болтает и шумит;
    • не может играть в спокойные игры;
    • он легко отвлекается, быстро забывает;
    • не способен сосредоточить внимание на выполнении даже простых заданий;
    • возникает ощущение, что ребенок не обращает внимания на то, что ему говорят;
    • проявляет нетерпение;
    • практически не способен усидеть на одном месте, находится в непрерывном движении, как заведенный волчок: крутится, дергает ногами, пытается постоянно куда-то залезть;
    • ему трудно общаться и играть с другими детьми.

    Особенно остро встает проблема СДВГ, когда малыш идет в школу. Высидеть за партой целый урок для него непосильная задача. Во время урока может запросто встать и начать двигаться по классу, выкрикивать с места, не дождавшись вопроса учителя, перебивать.

    Гиперактивность ребенка длится не более 15 минут, потом он теряет интерес, отвлекается, занимается сторонними делами, не реагируя на педагога. В этот момент ребенок отключается, не слышит учителя, может совершать действия, о которых впоследствии не вспомнит.

    После небольшой передышки, пока мозг накапливает новую энергию, опять активно включается в работу.

    Чтобы постоянно находится в сознании, ребенку нужно держать свой вестибулярный аппарат в активном состоянии — крутиться, вертеться, двигать головой. Снижение физической активности влечет за собой снижение мозговой активности.

    Ребенок подвержен частой перемене настроения и депрессии. Часто теряет свои вещи. Возникают трудности во взаимоотношениях со сверстниками. Дети, страдающие от синдрома дефицита внимания и гиперактивности, как правило, считаются отстающими в школе.

    Лечение

    Лечение СДВГ

    Лечение СДВГ должно включать в себя комплексное воздействие, которое должно быть обусловлено использованием методик по корректированию поведения, психотерапии и нейропсихологической коррекции. Лечение подразумевает также воздействие не только посредством различных методик на больного, но и помощь родителей, педагогов и родственников.

    Первоначально врач проводит беседу с окружающими ребёнка лицами и объясняет им особенности заболевания.

    Основной особенностью является то, что такое отрицательное и бесшабашное поведение ребёнка является не умышленным.

    Для позитивного влияния на пациента, способствующего его оздоровлению, необходимо, чтобы окружающие лица относились к нему положительно. Ведь, прежде всего, именно с этого и начинается лечение.

    Перед родителями ставятся две основные задачи, которые они должны выполнять и следить за этим:

    Задача №1: воспитание не должно включать в себя жалостное отношение к ребёнку и вседозволенность. Не следует жалеть его, обращаться к нему с чрезмерной любовью, это обусловит только обострение симптомов.

    Задача №2: не предъявлять повышенных требований и заданий, с которыми он не сможет справиться. Это будет способствовать тому, что у него будет возрастать нервозность и падать самооценка.

    Для детей с СДВГ смена настроения родителей оказывает гораздо больше негативного воздействия, нежели на нормальных деток. Лечение также должно исходить и от учителей, с которыми дети проводят большую часть своего времени.

    Учитель должен контролировать ситуацию и отношения детей в классе и всячески прививать любовь и добропорядочность. При проявлениях агрессии больного СДВГ не следует ругать и тем более вызывать родителей, а стоит попытаться разъяснить ему правильное отношение.

    Ведь стоит помнить, что все проявления его являются непреднамеренными.

    К сведению! Нельзя также, чтобы ребёнок почувствовал от окружающих, что с ним обращаются как с больным. Это занизит его самооценку и приведёт только к обострению симптомов.

    Причины возникновения

    Контроль за мыслями, чувствами и телом осуществляется в мозгу. Мозг вырабатывает физиологически активные вещества (нейромедиаторы), по которым нервные импульсы передаются клеткам.

    Мозг посылает и получает сигналы с помощью этих нейромедиаторов. Изменение количества этих веществ приводит к развитию СДВГ, симптомы которого могут то бурно проявляются, то затихать.

    Сдвг у ребенка. причины, симптомы, лечение и профилактика сдвг у детей | развитие ребенка

    Гиперактивность у детей дошкольного возраста: лечение синдрома дефицита внимания (СДВГ) у ребенка до года и старше

    Причиной психологических и поведенческих расстройств у ребенка может выступать синдром дефицита внимания, который часто сопровождается гиперактивностью.

    По статистике нарушения работы ЦНС, провоцирующие чрезмерную подвижность, невнимательность и раздражительность детей, диагностируются у мальчиков в 5-6 раз чаще, чем у девочек.

    Патологические изменения в поведении поддаются терапии, а методы психологической коррекции способствуют успешной адаптации ребенка в обществе.

    Причины появления у детей СДВГ и его симптомы

    Проведенные научные исследования позволяют выделить несколько причин и факторов, провоцирующих появление у детей СДВГ:

    • Наследственность — генетическая предрасположенность в 50% случаев;
    • Полученные микротравмы и повреждения ЦНС эмбриона вследствие патологий беременности и внутриутробных инфекций;
    • Осложненные и преждевременные роды;
    • Алкогольный синдром плода, курение и употребление будущей матерью токсичных веществ;
    • Перинатальная гипоксия новорожденного;
    • Прием в пищу еды, выращенной с применением пестицидов;
    • Окружение и воспитание малыша — нездоровая остановка в семье: частые скандалы, крики, демонстрация близкими примеров нетерпимости в отношении других людей;
    • Наличие у ребенка астмы, аллергии, хронических заболеваний, которые усиливают внутренний дисбаланс и отрицательно влияют на его поведение и социализацию.

    За проявление эмоций, оценку ситуации и прогнозирование последствий своих поступков отвечают лобные доли головного мозга. Контроль движений, обучение, а также развитие и функционирование речи, памяти, мышления и внимания обеспечивается работой базальных ядер.

    У детей с СДВГ функционирование данных областей мозга нарушено. Это происходит из-за блокировки поступающими в организм вместе с едой пестицидами важного для нервной системы фермента — ацетилхолинэстеразы.

    Следствием нарушений также является ослабление действий нейромедиаторов, отвечающих за передачу информации между различными структурами головного мозга.

    Основные симптомы СДВГ у ребенка

    1. Повышенная речевая и двигательная активность. Малыш чрезмерно болтлив, постоянно издает нечленораздельные звуки (хмыкает, хрюкает, покашливает, тяжело и громко вздыхает), говорит резко, прерывисто и часто заикается.

      Ребенок не может спокойно усидеть на месте даже в короткий промежуток времени — он крутится на стуле, совершает непроизвольные движениями плечами, кистями рук и стопами ног, хлопает в ладоши.

    2. Импульсивность поведения.

      Ребенок беспричинно совершает хаотичные движения, постоянно пытается куда-то убежать, залезть, запрыгнуть, а также плохо и мало спит. Во время школьного урока дети с СДВГ часто встают со своего места и бесцельно ходят по классу, отвечают на вопросы учителя, не задумываясь и не дослушав до конца.

    3. Дефицит внимания — отсутствие возможности сконцентрироваться на чем-либо, как следствие — плохая успеваемость в школе. Гиперактивные дети не в состоянии совершать цепочку из последовательно идущих действий, соблюдать правила, придерживаться инструкций, они не владеют навыками самоорганизации.

    4. Неуравновешенность, вспыльчивость и агрессивное поведение в отношении окружающих людей из-за запоздалого эмоционального развития в возрасте 5-6 лет.
    5. Нервный тик (подергивание мышц лица и тела, мигание глазами), головные боли, наличие беспричинных страхов и фобий.

    Насторожить родителей должна небольшая задержка в развитии у малыша 1-3 лет речи, наличие неловкости и неуклюжести на фоне ровесников, которые уже овладели положенными для этого возраста моторными навыками.

    Из-за известного периода развития детей, именуемого кризисом 3-х лет, особенности поведения малыша списываются на нигилизм, строптивость и негативизм переломного возрастного момента. Однако часто расторможенность и неуправляемость являются симптомами гиперактивности и СДВГ. При наличии нервного тика самым ранним нарушением является постоянное откашливание, не спровоцированное физиологическим дискомфортом и болями в горле. Непроизвольные, регулярно повторяющиеся движения мышц лица и тела со временем становятся более сложными — ребенок начинает постоянно теребить нос, поправлять челку, похлопывать себя по животу или дуть на ладони.

    У детей может наблюдаться гиперактивность без СДВГ. Такой малыш часто суетлив, легкомысленен, многословен, желает все время находиться в центре внимания. Эти черты характера и поведения провоцируют тягу к авантюрам и неоправданному риску, что приводит к созданию опасных для жизни и здоровья ситуации.

    Синдром дефицита внимания не всегда сопровождается гиперактивностью. В этом случае у детей не наблюдается явно выраженного поведенческого расстройства, однако ребенок с таким диагнозом не слушает собеседника, не реагирует на замечания, не может сосредоточиться и выполнить задание, быстро забывает смысл услышанного.

    Лечение и профилактика синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей

    Вовремя не диагностированный СДВГ может спровоцировать у ребенка появление в будущем негативных особенностей психики, которые не будут поддаваться коррекции.

    От 25% до 45% детей с синдромом очень рано начинают употреблять алкоголь, принимать наркотики, совершают попытки к суициду, а 20% демонстрируют физическую агрессию в адрес окружающих.

    Гиперактивный ребенок имеет сложности с социальной адаптацией, во взрослом возрасте у человека с СДВГ часто не складывается личная жизнь.

    Диагностика синдрома происходит в процессе наблюдения неврологом, детским психологом или психиатром за поведением юного пациента. Врач делает выводы после бесед с родителями, которые высказывают свои опасения и мнение о развитии малыша, а также на основе результатов МРТ головного мозга, электроэнцефалограммы и анализов крови:

    • На гормоны щитовидной железы;
    • Наличие свинца при вероятности интоксикации организма;
    • Определения уровня железа для исключения развития анемии.

    Врач выясняет детали течения беременности и родов, уточняет список перенесенных малышом заболеваний. С ребенком проводится специальное психологическое тестирование.

    После постановки диагноза назначается медикаментозное лечение с применением трициклических антидепрессантов, психостимуляторов и препаратов, содержащих атомоксетина (томоксетина) гидрохлорид.

    Психологическая коррекция как часть лечения и профилактики появления синдрома включает в себя применение различных педагогических мер, направленных на преодоление ребенком сложностей общения с окружающими. Детей с СДВГ необходимо чаще хвалить и обращать внимание на положительные черты их характера.

    Малыша с 2-х лет нужно приучать к распорядку дня, а к 5 годам организовать ему личное жизненное пространство (уголок или отдельную комнату). Гиперактивым детям рекомендуют чаще гулять на улице, ходить на занятия в спортивные секции, чередовать спокойные настольные игры с подвижными.

    СДВГ часто встречается у современных детей и не должны пугать родителей. Эти синдромы давно изучены учеными и хорошо поддаются коррекции и терапии.

    Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

    Дефицит внимания у детей: признаки и коррекция. СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

    Гиперактивность у детей дошкольного возраста: лечение синдрома дефицита внимания (СДВГ) у ребенка до года и старше

    Синдром дефицита внимания является самым распространенным неврологическим и поведенческим расстройством. Диагностируется это отклонение у 5% детей. Чаще всего встречается у мальчиков.

    Заболевание считается неизлечимым, в большинстве случаев ребенок его просто перерастает. Но бесследно патология не исчезает. Она проявляется асоциальным поведением, депрессиями, биполярными и другими расстройствами.

    Чтобы этого избежать, важно вовремя диагностировать дефицит внимания у детей, признаки которого проявляются еще в дошкольном возрасте.

    Очень сложно разграничить обычное баловство или невоспитанность от действительно серьезных нарушений в психическом развитии. Проблема еще и в том, что многие родители не хотят признавать, что их ребенок болен. Они считают, что нежелательное поведение пройдет с возрастом. Но такой поход может привести к серьезным последствиям для здоровья и психики ребенка.

    Характеристика синдрома дефицита внимания

    Данное неврологическое отклонение в развитии стали изучать 150 лет назад. Педагоги и психологи заметили общие симптомы у детей с поведенческими проблемами и отставанием в обучении. Особенно это заметно в коллективе, где ребенку с такой патологией избежать неприятностей просто невозможно, ведь он эмоционально нестабилен и не может себя контролировать.

    Ученые выделили такие проблемы в отдельную группу. Патологии присвоили название – “дефицит внимания у детей”. Признаки, лечение, причины появления и последствия до сих пор изучаются. Врачи, педагоги и психологи стараются помочь таким детям. Но пока заболевание считается неизлечимым. Одинаково ли проявляется дефицит внимания у детей? Признаки его позволяют выделить три вида патологии:

    1. Просто дефицит внимания. Ребенок рассеян, медлителен, неспособен концентрироваться на чем-то.
    2. Гиперактивность. Она проявляется вспыльчивостью, импульсивностью и повышенной двигательной активностью.
    3. Смешанный вид. Он встречается чаще всего, поэтому нарушение часто называют синдромом дефицита внимания и гиперактивности – СДВГ.

    Почему появляется такая патология?

    Ученые до сих пор не могут точно установить причины развития этого заболевания. По многолетним наблюдениям установлено, что появление СДВГ провоцируют следующие факторы:

    • Генетическая предрасположенность.
    • Индивидуальные особенности нервной системы.
    • Плохая экология: загрязненный воздух, вода, бытовые предметы. Особенно вреден свинец.
    • Воздействие токсичных веществ на организм беременной женщины: алкоголя, лекарственных средств, загрязненных пестицидами продуктов.
    • Осложнения и патологии во время вынашивания плода и родовой деятельности.
    • Травмы или инфекционные поражения головного мозга в раннем детстве.

    Кстати, иногда патологию может вызвать неблагоприятная психологическая обстановка в семье или неправильный подход к воспитанию.

    Как диагностировать СДВГ?

    Очень сложно вовремя поставить диагноз “дефицит внимания у детей”. Признаки и симптомы патологии явно заметны, когда уже проявляются проблемы в обучении или поведении ребенка. Чаще всего о наличии расстройства начинают подозревать педагоги или психологи.

    Многие родители такие отклонения в поведении списывают на переходный возраст. Но после обследования у психолога можно диагностировать дефицит внимания у детей. Признаки, методы лечения и особенности поведения с таким ребенком родителям лучше подробно изучить.

    Только так можно откорректировать поведение и предотвратить более серьезные последствия патологии во взрослом возрасте.

    Но для подтверждения диагноза необходимо провести полное обследование. Кроме того, следует наблюдать за ребенком не менее полугода. Ведь симптомы могут совпадать при различных патологиях.

    Прежде всего, стоит исключить расстройства зрения и слуха, наличие поражения головного мозга, судорог, отставаний в развитии, воздействие гормональных препаратов или отравление токсичными средствами. Для этого в обследовании ребенка должны участвовать психологи, педиатры, неврологи, гастроэнтерологи, терапевты, логопеды.

    Кроме того, расстройства в поведении могут быть ситуативными. Поэтому диагноз ставится только при стойких и регулярных нарушениях, проявляющихся длительное время.

    Дефицит внимания у детей: признаки

    Как его лечить, ученые еще не до конца выяснили. Сложность в том, что патологию сложно диагностировать. Ведь ее симптомы часто совпадают с обычными отставаниями в развитии и неправильным воспитанием, возможно, избалованностью ребенка. Но есть и определенные критерии, по которым можно выявить патологию. Различают такие признаки синдрома дефицита внимания у детей:

    1. Постоянная забывчивость, невыполнение обещаний и незаконченные дела.
    2. Неспособность концентрировать внимание.
    3. Эмоциональная неустойчивость.
    4. Отсутствующий взгляд, погружение в себя.
    5. Рассеянность, которая проявляется в том, что ребенок все время что-то теряет.
    6. Такие дети не способны сосредоточиться на каком-то одном занятии. Они не справляются с делами, в которых требуются умственные усилия.
    7. Ребенок часто отвлекается.
    8. У него проявляются нарушение памяти и отставание в умственном развитии.

    Гиперактивность у детей

    Часто синдром дефицита внимания сопровождается повышенной двигательной активностью и импульсивностью. В этом случае еще сложнее поставить диагноз, так как такие малыши обычно не отстают в развитии, а их поведение принимается за невоспитанность. Как же в этом случае проявляется дефицит внимания у детей? Признаки гиперактивности такие:

    • Чрезмерная болтливость, неспособность выслушать собеседника.
    • Постоянные беспокойные движения стопами и кистями.
    • Ребенок не может спокойно сидеть, часто вскакивает.
    • Бесцельные движения в ситуациях, когда они неуместны. Речь идет о беготне, прыжках.
    • Бесцеремонное вмешательство в чужие игры, разговоры, занятия.
    • Двигательная активность продолжается даже во время сна.

    Такие дети импульсивные, упрямые, капризные и неуравновешенные. У них отсутствует самодисциплина. Они не могут себя контролировать.

    Нарушения в состоянии здоровья

    Не только в поведении проявляется дефицит внимания у детей. Признаки его заметны в различных нарушениях психического и физического здоровья.

    Чаще всего это заметно по появлению депрессий, страхов, маниакального поведения или нервного тика. Последствиями такого расстройства являются заикание или энурез.

    У детей с дефицитом внимания снижет аппетит или наблюдаться расстройства сна. Они жалуются на частые головные боли, утомляемость.

    Последствия патологии

    У детей с таким диагнозом неизбежны проблемы в общении, обучении, а часто и в состоянии здоровья. Окружающие осуждают такого ребенка, считая его отклонения в поведении капризами и невоспитанностью. Это часто приводит к низкой самооценке и озлобленности.

    Такие дети рано начинают употреблять алкоголь, наркотики, курить. В подростковом возрасте у них проявляется асоциальное поведение. Они часто получают травмы, вступают в драки. Такие подростки могут быть жестоки с животными и даже с людьми. Иногда они готовы даже убить.

    Кроме того, у них часто проявляются психические расстройства.

    С возрастом симптомы патологии немного стихают. Многим удается адаптироваться к обычной жизни. Но чаще всего признаки патологии сохраняются. Остается суетливость, постоянная тревожность и беспокойство, раздражительность и пониженная самооценка.

    Отношения с людьми ухудшаются, часто больные находятся в постоянной депрессии. Иногда наблюдаются маниакальные расстройства, которые могут перерасти в шизофрению. Многие больные находят успокоение в алкоголе или наркотиках.

    Поэтому часто заболевание приводит к полной деградации человека.

    Как лечить дефицит внимания у детей?

    Признаки патологии могут быть выражены по-разному. Иногда ребенок приспосабливается, и расстройство становится менее заметным.

    Но в большинстве случаев рекомендуется заболевание лечить, чтобы улучшить жизнь не только больному, но и окружающим. Хотя патология считается неизлечимой, определенные меры все же принимаются.

    Каждому ребенку они выбираются индивидуально. Чаще всего это такие методы:

    1. Медикаментозное лечение.
    2. Коррекция поведения.
    3. Психотерапия.
    4. Особая диета, исключающая искусственные добавки, красители, аллергены и кофеин.
    5. Физиотерапевтические процедуры – магнитотерапия или транскраниальная микротоковая стимуляция.
    6. Альтернативные методы лечения – йога, медитация.

    Коррекция поведения

    Сейчас все чаще встречается дефицит внимания у детей. Признаки и коррекция этой патологии должны быть известны всем взрослым, которые общаются с больным ребенком.

    Считается, что полностью вылечить заболевание невозможно, но можно скорректировать поведение детей, облегчить им адаптацию в обществе.

    Для этого необходимо участие всех людей, окружающих ребенка, особенно родителей и учителей.

    Эффективны регулярные занятия с психологом. Они помогут ребенку преодолевать желание действовать импульсивно, держать себя в руках и правильно реагировать на обиду.

    Для этого используются различные упражнения, моделируются коммуникативные ситуации. Очень полезна релаксационная методика, которая помогает снять напряжение. Родителям и педагогам необходимо постоянно поощрять правильное поведение таких детей.

    Только положительная реакция поможет им надолго запомнить, как нужно действовать.

    Медикаментозное лечение

    Большинство препаратов, которые могут помочь ребенку с дефицитом внимания, имеют множество побочных действий. Поэтому такое лечение применяется нечасто, в основном в запущенных случаях, при сильных неврологических и поведенческих отклонениях.

    Чаще всего назначаются психостимуляторы и ноотропные средства, которые воздействуют на головной мозг, способствуют нормализации внимания и улучшают кровоснабжение. Применяются также антидепрессанты и успокоительные средства, чтобы снизить гиперактивность.

    Самыми распространенными лекарствами для лечения СДВГ являются следующие препараты: “Метилфенидат”, “Имипрамин”, “Ноотропин”, “Фокалин”, “Церебролизин”, “Декседрин”, “Страттера”.

    Советы для родителей

    Совместными усилиями педагогов, психологов и других специалистов можно помочь ребенку. Но основная работа ложится на плечи родителей ребенка. Только так можно преодолеть дефицит внимания у детей. Признаки и лечение патологии взрослым обязательно нужно изучить. А в общении с ребенком соблюдать определенные правила:

    • Проводить больше времени с малышом, играть и заниматься с ним.
    • Показывать, как сильно его любят.
    • Не давать ребенку сложных и непосильных заданий. Объяснения должны быть четкими и понятными, а задачи – быстро выполнимыми.
    • Постоянно повышать самооценку ребенка.
    • Детям с гиперактивностью необходимо заниматься спортом.
    • Нужно соблюдать строгий режим дня.
    • Нежелательное поведение ребенка нужно мягко пресекать, а правильные поступки поощрять.
    • Нельзя допускать переутомления. Дети обязательно должны достаточно отдыхать.
    • Родителям необходимо сохранять спокойствие в любых ситуациях, чтобы быть примером для малыша.
    • Для обучения лучше найти такую школу, где возможен индивидуальный подход. В некоторых случаях возможно домашнее обучение.

    Только комплексный подход к воспитанию поможет ребенку адаптироваться к взрослой жизни и преодолеть последствия патологии.

    Как распознать СДВГ у ребёнка и помочь ему

    Гиперактивность у детей дошкольного возраста: лечение синдрома дефицита внимания (СДВГ) у ребенка до года и старше

    Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ ) — это неврологическое расстройство поведения, которое сам заболевший контролировать не может (это важно). Оно имеет три ключевых проявления. Или, в некоторых случаях, их совокупность:

    • Невнимательность. Ребёнку сложно сконцентрироваться на задаче. Ему не хватает настойчивости, чтобы продолжать начатое дольше пары минут. И эти проблемы не связаны с тем, что он «не слушается» или не понимает вопрос.
    • Гиперактивность. Ребёнок не может усидеть на месте, в том числе в тех ситуациях, где требуются спокойствие и тишина. Он подскакивает, вертится, стучит ногой, задаёт миллион вопросов, чешется, хихикает или просто очевидно нервничает.
    • Импульсивность. Это означает, что дети делают то, что им хочется, моментально, не задумываясь о последствиях. Например, другой ребёнок берёт их машинку в песочнице — бьют обидчика. Надо к карусели — бегут к ней, расталкивая плечами остальных. Интересно, с чем связан внешний вид окружающих — прямо и громко спрашивают: «А почему эта старая тётя такая толстая?»

    Чаще всего СДВГ связывают только с гиперактивностью. Но это ошибка. Ребёнок может быть сдержанным и уравновешенным флегматиком. Просто крайне невнимательным.

    Для постановки диагноза врачу достаточно, чтобы наблюдалось одно‑два из обозначенных выше проявлений заболевания. В этом случае СДВГ подразделяют на типы: преимущественно невнимательный и преимущественно гиперактивно‑импульсивный. Но у большинства детей все три проблемы присутствуют в комплексе — такой тип СДВГ называют комбинированным.

    Как распознать СДВГ

    Если вам кажется, что почти все дети время от времени демонстрируют подобное поведение, вам не кажется. Почти каждый человек в какой‑то момент своей жизни может вести себя как страдающий СДВГ. Именно поэтому существует мнение, будто этого расстройства не существует — мол, это выдумки, призванные скрыть плохое воспитание или, положим, низкий уровень интеллекта.

    Но несмотря на спорность, СДВГ — вполне официальный медицинский диагноз. Международный классификатор болезней МКБ‑11 относит его к нейроонтогенетическим расстройствам — заболеваниям, при которых психика сбоит и выдаёт патологическую реакцию на поступающую извне сенсорную информацию.

    И существуют вполне чёткие диагностические критерии, которые помогают распознать СДВГ.

    1. Возраст

    Симптомы СДВГ чаще всего впервые проявляются в возрасте 3–6 лет, но большинство случаев диагностируются между 6 и 12 годами.

    Если вы подозреваете СДВГ у подростка, но при этом не уверены, были ли у него те же проблемы в дошкольном возрасте, скорее всего, речь идёт о каком‑то другом расстройстве. Или просто проблемах с поведением, не имеющих неврологической подоплёки.

    2. Симптомы, которые длятся как минимум 6 месяцев

    Для постановки диагноза требуется длительное — не менее полугода — наблюдение за поведением ребёнка. Причём не только в семье или привычной обстановке, но и в детском саду или школе.

    Врач — педиатр, невролог, психолог, психиатр — должен подробно побеседовать с родителями и самим ребёнком. А также в идеале опросить других работающих с ним людей — воспитателей или учителей. Только это позволяет сложить цельную картинку.

    3. Симптомы, которые повторяются и дома, и в детском саду или школе

    При СДВГ ребёнок не может контролировать своё поведение. Поэтому симптоматика будет одинаковой — что в привычной среде, что в садике или школе.

    Если ваш ребёнок, кажется, не может и секунды усидеть спокойно, разносит дом и изматывает вас бесконечными вопросами, но при этом в детском саду ведёт себя нормально, речь не о синдроме дефицита внимания и гиперактивности.

    4. Симптомы, которые снижают качество жизни

    О диагнозе можно говорить, если вы каждый день замечаете как минимум несколько из перечисленных ниже симптомов .

    При СДВГ по невнимательному типу ребёнок:

    • Не способен долго (хотя бы 5 минут) удерживать внимание на чём‑то одном.
    • Легко отвлекается, моментально забывая, чем занимался только что.
    • Регулярно допускает элементарные ошибки: в примере «1 + 2» может забыть, что первой цифрой была единица, и вывести ответ 4. Или при чтении перескочить через строчку и даже не заметить этого.
    • Часто, отвлёкшись, не может выполнить простое задание, с которым легко справляются остальные дети.
    • Регулярно не слышит обращённую к нему речь родителя, воспитателя или учителя, потому что мыслями витает где‑то далеко.
    • Не может поддерживать порядок в вещах, даже когда на этом специально акцентируют его внимание.
    • Без конца теряет вещи — варежки, карандаши, книги, кошельки, ключи.
    • Собираясь куда‑то, всё время «копается» — не может быстро сложить необходимые принадлежности, даже если их совсем мало.

    При СДВГ по гиперактивно‑импульсивному типу ребёнок:

    • Не может усидеть на месте дольше нескольких минут. В буквальном смысле: ёрзает, извивается, крутит кистями и стучит ногами.
    • Часто забывается и подскакивает с места в тех ситуациях, когда этого делать нельзя, например на уроке.
    • Проявляет бесцельную двигательную активность: прыгает, машет руками, куда‑то лезет или бежит.
    • Не умеет тихо и вдумчиво играть, например самостоятельно собирать конструктор.
    • Не умеет ждать своей очереди. Так, на вопрос учителя может отвечать, перебивая одноклассника, которому этот вопрос был адресован.
    • Бывает очень болтливым и зачастую совершенно бестактным.
    • Кажется, лишён чувства опасности, что может угрожать его жизни.

    При комбинированном СДВГ симптомы могут сочетаться. И при любом типе они очевидно мешают ребёнку. Например, из‑за непоседливости или отсутствия концентрации он не может усвоить урок или выполнить задание. А из‑за бестактности или медлительности вызывает раздражение у окружающих.

    Чем опасен СДВГ

    Невнимательность, гиперактивность и импульсивность могут сохраняться и во взрослом возрасте. Это зачастую приводит к серьёзным психосоциальным проблемам :

    • плохой успеваемости и, как следствие, невозможности получить хорошее образование;
    • отсутствию друзей и поддержки;
    • насмешкам и связанным с ними психическим травмам;
    • низкой самооценке;
    • неспособности строить и соблюдать планы;
    • необязательности, что плохо влияет на карьеру и отношения внутри коллектива;
    • частым перепадам настроения;
    • горячности, склонности совершать необдуманные поступки;
    • постоянно высокому уровню стресса, что может привести к развитию других психических нарушений — например, тревожного расстройства или депрессии;
    • невозможности построить долговременные отношения, в том числе и семейные;
    • злоупотреблению алкоголем и наркотиками;
    • проблемам с выплатой долгов и законом.

    Вывод: если диагноз СДВГ поставлен, заболевание необходимо корректировать.

    Как лечить СДВГ

    Для начала хорошие новости.

    От 30 до 70% детей , у которых был диагностирован синдром, с возрастом его «перерастают».

    У других же детей расстройство остаётся на всю жизнь. Вылечить его полностью не всегда представляется возможным . Однако существуют достаточно эффективные методы коррекции, которые позволяют уменьшить симптомы.

    1. Психотерапия

    В частности, речь идёт о поведенческой терапии. Квалифицированный психотерапевт поможет ребёнку справляться с эмоциями и разочарованиями, в игровой форме обучит социальным навыкам, например, дожидаться своей очереди и делиться, не даст просесть самооценке.

    2. Работа в семье

    Взаимоотношения в семье — ключевая часть успешной коррекции. Родителям крайне важно сделать всё, чтобы не повышать и без того высокий уровень стресса у ребёнка.

    Не ругайте его за невнимательность, медлительность или непоседливость: при СДВГ дети объективно не в состоянии с этим справиться. Ваша задача — быть поддержкой, демонстрировать ребёнку, что его любят несмотря ни на что. Возможно, вам тоже потребуется психотерапия, которая научит контролировать собственные эмоции и подскажет, где черпать психологический ресурс, необходимый для общения.

    Вот что могут сделать мама и папа:

    • Организовать домашнюю жизнь ребёнка. Старайтесь соблюдать жёсткий режим дня с чётко обозначенным временем подъёма, завтрака, сборов в сад или школу, купания, отхода ко сну. Также стоит составить расписание, которое будет напоминать ребёнку, что он должен делать в течение дня. Не забудьте разместить лист с расписанием где‑нибудь на видном месте — например, закрепить магнитом на дверце холодильника.
    • Скорректировать рацион. Исследования по поводу диет дали неоднозначные результаты. Но всё-таки есть основания предполагать, что некоторые продукты могут помочь мозгу справиться с расстройством. Добавьте в ежедневный рацион пищу с высоким содержанием белка — мясо, яйца, бобы, орехи. Постарайтесь заменить быстрые углеводы типа конфет и пирожных медленными — фруктами, цельнозерновым хлебом. Важный нюанс: перед сменой диеты стоит проконсультироваться на эту тему с наблюдающим ребёнка педиатром.
    • Ограничить время на просмотр телевизора и игры с гаджетами. Не более 2 часов в день!
    • Быть последовательными в своих действиях. Дети с СДВГ нуждаются в чётких и предсказуемых правилах, которые надо соблюдать.

    3. Медикаментозная терапия

    Наиболее часто в коррекции СДВГ применяются ноотропы (вещества, улучшающие работу мозга) и психостимуляторы (помогают контролировать поведение). Какой именно препарат нужен в вашем случае, может решать только врач.

    Надо быть готовыми к тому, что выбранное лекарство может оказаться неэффективным, и тогда потребуется смена препарата.

    Кроме того, необходимо сообщать медику о любых возникающих побочных эффектах, включая ухудшение аппетита или проблемы со сном. Это тоже показание для поиска другого лекарства.

    Откуда берётся СДВГ

    Точная причина развития расстройства не установлена. Но известно, что переизбыток сахара или чрезмерный просмотр телевизора не вызывают синдром дефицита внимания и гиперактивности. Несбалансированный рацион или увлечённость гаджетами могут усложнить коррекцию СДВГ. Но они не способны спровоцировать его развитие.

    Учёным удалось выделить лишь ряд факторов , которые, похоже, играют роль в возникновении СДВГ.

    1. Наследственность

    Синдром распространяется в семьях, что позволяет связать его с генетикой. Установлено, что если у одного из родителей был СДВГ, ребёнок унаследует расстройство с вероятностью 50%. Если в семье уже есть старший брат или сестра с синдромом, риски младшего составляют 30%.

    2. Преждевременные роды

    Часто СДВГ диагностируют у детей, родившихся недоношенными или с низкой массой тела (менее 2 500 г).

    3. Вредные привычки матери во время беременности

    Риск СДВГ у ребёнка увеличивается, если мать, вынашивая плод, курила, употребляла алкоголь или наркотические вещества.

    4. Повреждения лобной доли мозга

    Например, при падениях. Лобная доля отвечает за контроль эмоций и поведения.

    5. Воздействие токсинов в младенчестве

    Речь о свинце или пестицидах. Вызванное ими отравление также способно спровоцировать развитие СДВГ.

    Как понять, что у ребенка СДВГ?

    Гиперактивность у детей дошкольного возраста: лечение синдрома дефицита внимания (СДВГ) у ребенка до года и старше

    СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) – состояние, которое вызывает гиперактивность, импульсивность и стабильную невнимательность. Данный синдром проявляется в детстве и может сохранять свое влияние и во взрослой жизни.

    У детей синдром дефицита внимания с гиперактивностью является одним из самых встречаемых психических отклонений. Страдают им до 5% детей, причем мальчики в 3 раза чаще девочек. Получается, что почти в каждом классе имеется один ребенок, который нуждается в лечении этого заболевания.

    У разных больных симптомы СДВГ различаются, то у всех них имеются трудности с контролем активности, сдержанности и вниманием. Когда активность в норме, говорят о синдроме дефицита внимания. С возрастом уменьшаются и импульсивность, и гиперактивность.

    Дети, страдающие СДВГ, часто имеют проблемы дома и в школе. Если не лечить СДВГ, то в будущем это заболевание будем мешать не только учебе и работе, но и нарушит социальное и эмоциональное развитие, повысит склонность к употреблению наркотиков и риск получения различных травм.

    СДВГ является семейным заболеванием. Каждый ребенок, страдающий этим заболеванием, имеет хотя бы одного родственника с этой же проблемой. Одним из доказательств генетической природы этого заболевания является то, что наличие заболевания у одного из близнецов свидетельствует о наличии его и у второго близнеца. 

    Сказать о том, что сегодня количество детей с СДВГ увеличилось, нельзя. Однако подобный диагноз встречается все чаще, так как информирование об этом заболевании развито очень хорошо, и выявить СДВГ стало проще родителям и учителям.

    Симптомы СДВГ

    Заболевание у детей протекает по-разному, однако у каждого имеется невнимательность, гиперактивность и импульсивность.

    Невнимательность

    Характеризуется невозможностью либо затруднением сконцентрироваться на одном предмете. Дети начинают скучать, когда им приходится выполнять какое-либо действие продолжительное время.

    Сознательно сосредоточиться на чем-то вызывает значительные затруднения. Дети при этом неугомонны, затрудняются выполнять какую-либо работу. Дела откладывают напоследок, не выполняют обязанности, не могут спокойно сидеть на месте.

    Часто начинают много дел одновременно и не заканчивают ни одно из них.

    Гиперактивность

    Дети не могут спокойно сидеть на месте. Они постоянно в движении и все время о чем-то разговаривают. Такого ребенка очень просто обнаружить в классе: он либо ерзает за партой, качает ногой, стучит по столу ручкой, либо ходит по кабинету. При этом дети часто волнуются.

    Импульсивность

    Создается впечатление, что перед тем, как что-то сделать, ребенок не думает вообще. На вопрос они отвечают первое, что пришло в голову. Могут сделать неуместное замечание или выбежать на проезжую часть, перед этим не посмотрев направо и налево.

    СДВГ нередко сопровождается тревогой, депрессией, нарушением поведения.

    Диагностические критерии СДВГ по DSM-IV

    Нарушения внимания

    • Ребенок плохо организован.
    • Часто забывает.
    • Из-за невнимательности ребенок совершает много ошибок и с трудом сосредотачивается.
    • Постоянно что-нибудь теряет.
    • Ребенок слушает, но создается впечатление, что он ничего не слышит.
    • С легкостью отвлекается на посторонние раздражители.
    • Не желает выполнять задания, которые требуют постоянного внимания.
    • Во время игры или при выполнении какого-либо задания ребенку сложно постоянно поддерживать внимание.

    Импульсивность/гиперактивность

    • Ребенок очень болтлив.
    • Ему сложно сидеть на одном месте.
    • Ребенок всегда в движении.
    • Постоянно суетится.
    • Ему сложно тихо и спокойно играть.
    • Очень много бегает, ерзает на месте, крутится, суетится.
    • Часто вмешивается в разговор, пристает к окружающим.
    • Ребенок с трудом дожидается своей очереди.
    • Не подумает или не дослушает вопрос, но уже начинает отвечать.

    Диагностика СДВГ

    Так как СДВГ включает в себя несколько симптомов, диагностика его является довольно затруднительной. Некоторые проявления этого синдрома могут быть просто этапами в развитии ребенка.

    Диагноз детям ставят после подробного обсуждения всех симптомов с родителями и сами детьми и после того, как понаблюдают за поведением детей. Собирается тщательный анамнез, в котором выясняют, нет ли у родственников такой же проблемы. Врач должен отличить СДВГ от психических либо соматических заболеваний. Специальный тест для диагностики СДВГ отсутствует. 

    Даже учителя могут обнаружить и высказать подозрения о возможности СДВГ. Для того, чтобы оценить неврологический и психологический статусы, врач должен тщательно изучить медицинские карты детей. Нужно также назначить детям серию исследований: оценить зрение, слух, вербальные и моторные навыки, интеллектуальные способности, черты характера. Требуется консультация аллерголога.

    Коррекция СДВГ

    Для того, чтобы добиться эффективного лечения, требуется объединение родителей, врачей и учителей.

    Одна из наиболее эффективных методик коррекции СДВГ – методика Дэйвиса. Она не подавляет особенности восприятия ребенка и его необычные способности. С помощью «точки ориентации» ребенок осваивает механизм «фокусирования». Благодаря этой методике ребенок избежит обвинений в отставании, медлительности и сможет раскрыть свои творческие способности.

    Основным лечением СДВГ являются стимуляторы (Риталин, Циклерт, Декседрин и другие), хотя и существует много сообщений о передозировках. Они помогают снижать гиперактивность. Однако врач должен индивидуально подобрать дозировку, наблюдая за возможными побочными явлениями. 

    Советы родителям

    • Родители могут научиться контролировать поведение ребенка и проводить терапию поведения. Ребенка можно обучить специальным техникам, которые помогут в учебе в школе. 
    • В комнате у ребенка должно быть как можно меньше вещей, которые будут отвлекать его внимание.

       

    • Нужно сделать все возможное, чтобы повысить самооценку ребенка, страдающего СДВГ.
    • Нужно поддерживать ребенка во всех его увлечениях и занятиях.

    Хотите узнать больше о коррекции нарушений развития? – Подписывайтесь на наш канал!

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.