Дислексия у детей: диагностика, формы, симптомы и лечение

Симптомы и лечение дислексии у детей

Дислексия у детей: диагностика, формы, симптомы и лечение

  • 1 Классификация
  • 2 Причины
  • 3 Симптоматика
  • 4 Диагностика
  • 5 Лечение

Дислексия – это понятие, объединяющее в себе нарушение способности к чтению. Оно может быть врожденным (часто такие проблемы носят семейный характер, передаваясь из поколения в поколение) или приобретенным.

Это состояние в младшем возрасте часто сопутствует психическим заболеваниям или задержкам умственного развития и очень сильно влияет на успеваемость в школе.

Первые признаки этого нарушения начинают проявляться у дошколят при обучении чтению, письму или счету.

Точной статистики по дислексикам не ведется, но, по мнению врачей, от этого процесса страдают от 5 до 10% детей, которые не имеют проблем с интеллектом, и около 20% страдающих от задержки речевого и психического развития. Мальчики страдают чаще от этого нарушения, чем девочки.

Классификация

Общее понятие «дислексия» включает в себя несколько ее разновидностей. В зависимости от механизма развития этого состояния различают следующие его виды:

  • оптическая дислексия – отличается нарушением зрительного восприятия букв, которое приводит к трудностям с запоминанием и различием внешне похожих букв;
  • фонематическая дислексия – проявляется изменением восприятия фонем (минимальных звуковых единиц), при которой возникают трудности с определением последовательности звуков, их количества и места в слове;
  • мнестическая дислексия – возникает при снижении речевой памяти, при ней у ребенка нет связи между внешним видом буквы и относящемуся к ней звуку. Она проявляется плохим запоминанием букв, заменой их при прочтении слов на другие;
  • семантическая дислексия(механическое чтение) – характеризуется тем, что ребенок технически читает хорошо, но не может воспринять и пересказать смысл слов;
  • аграмматическая дислексия – проявляется у детей с выраженной задержкой речевого развития и характеризуется неправильным согласованием окончаний слов в словосочетаниях.

Данная классификация позволяет врачам более точно описать имеющиеся проблемы с обучением и определить методы для воздействия на них.

Точно указать на факторы, вызывающие развитие таких нарушений, пока нельзя. У врачей существуют различные мнения по поводу причин дислексии у детей. Согласно данным современной медицины к ним можно отнести:

  • родовые травмы;
  • внутриутробные повреждения в следствие гипоксии, инфекций, приема матерью алкоголя или токсических веществ, отслойке плаценты;
  • детские инфекции: краснуха, герпес, паротит, ветряная оспа;
  • травмы головы;
  • детский церебральный паралич;
  • нарушение нормального развития у детей при дефиците общения (в домах малютки, больницах, при социально неблагополучных родителях);
  • раннее и интенсивное обучение чтению.

Эти факторы могут влиять как на зрительное и слуховое восприятие слов и звуков, так и на дальнейшее нарушение слияния звуков в слоги, слова, предложения. Они изменяют не только способность к чтению, но и в дальнейшем могут мешать как письменному, так и устному общению со сверстниками и взрослыми людьми.

Симптоматика

Проявления признаков дислексии у детей могут проявляться уже на уровне средней группы детского сада. У таких малышей часто возникают трудности с запоминанием цифр, цветов, букв. Трудности может вызвать заучивание стишков, так как нарушение восприятия может проявиться в проблемах с чувством рифмы.

Такие дети переставляют слова местами в песнях и стихах, меняют местами слоги в произносимых словах, путают окончания.

Кроме того, дислексия у детей младшего возраста может проявляться малым количеством употребляемых в речи слов, неправильным их употреблением, отсутствием в разговоре сложных предложений.

Перечисленные признаки должны настораживать родителей и давать повод для обращения к логопеду.

У школьников младших классов проявление любых форм дислексии часто приводит к появлению типичных для этого заболевания ошибок: заменой букв в словах, перестановкой слогов, зеркальным чтением, большом количестве ошибок при письме со слов или книги.

Часто им сопутствует низкий уровень развития мелкой моторики. Эти признаки часто влияют на скорость письма и технику чтения, что может вызвать насмешки остальных детей и нежелание посещать школу.

Симптомы дислексии у детей школьного возраста часто становятся причиной низкой успеваемости.

Проявления этого состояния возможны и в более взрослом возрасте. В этом случае люди могут терять уже имеющиеся навыки чтения, счета или письма. Это может быть связано с травмами, инфекциями головного мозга или нарушениями его кровообращения.

Внимание! Только врач после качественного обследования может поставить диагноз «дислексия» и выбрать методы коррекции этого состояния.

Диагностика

Для того, чтобы определить причину сложностей с обучением, нужно провести специальные тесты на дислексию. Этим занимается врач со специализацией логопеда либо невролога, в зависимости от проявлений. Специалист оценивает следующие показатели:

  • словарный запас;
  • развитие устной речи, письма, невербальных способов общения;
  • умение концентрировать внимание, делать логические выводы;
  • память.

После этого необходимы консультации окулиста и отоларинголога на наличие болезней, мешающих восприятию звуков и зрительных образов.

В качестве дополнительных исследований используются электроэнцефалография и эхоэнцефалография.

С помощью этих методов выявляются объемные образования в головном мозге, увеличение внутричерепного давления, которые могут оказывать негативное действие на способность к обучению и даже вызвать опасные для здоровья и жизни ребенка последствия. Диагностика дислексии должна быть полной и проводиться компетентными докторами.

Лечение

Избавиться от дислексии не всегда удается полностью. Однако это не мешает детям с этой проблемой успешно развиваться и получать достаточный объем знаний в школе. Для этого часто используется методика Дейвиса по устранению дислексии.

Она заключается в освоении ребенком сложных картинок или символов с помощью воображаемых образов. Такое решение проблемы позволяет детям быстрее наладить логические связи между последовательностью действий, слов в предложении.

Этот метод коррекции дислексии достаточно эффективен для многих детей, которые имеют проблемы с психическим развитием.

При имеющихся нарушениях зрения и слуха параллельно с работой логопеда нужно проводить терапию, направленную на восстановление этих функций. Без этого лечение дислексии у детей может не оказать желаемого эффекта. При поражении головного мозга, вызывающем снижение способностей к обучению, требуется повышенное внимание неврологов с применением лекарственных средств, массажа, рефлексотерапии.

Нужно начинать лечить дислексию не допуская запущенного процесса и сильного отставания от сверстников.

Чем раньше будут назначены коррекционные упражнения, тем больше вероятность успешного обучения в школе и получения достаточных навыков для дальнейшей учебы.

Не всегда принимаемые меры могут полностью убрать имеющиеся сложности у ребенка, но в любом случае они смогут помочь ему наладить общение и взаимодействие с окружающими людьми.

Важно! Для родителей таких школьников нужно донести до учителей информацию о том, что их ребенок имеет особенности восприятия информации.

Поделитесь с друзьями и оцените публикацию.Вам не трудно, а автору приятно.

Спасибо.

(40 Голосов, в среднем: 5,00 из 5)

Дислексия: формы, причины, симптомы, коррекция

Дислексия у детей: диагностика, формы, симптомы и лечение

Официально принятого обозначения этой патологии сегодня нет. Однако Международная ассоциация дислексии дала определение заболеванию.

Это нарушение способности к обучению, проявляющееся невозможностью верного и быстрого узнавания слов, получения навыков письма. Патологическое явление имеет неврологическое происхождение, обусловлено неполноценными фонологическими частями языка.

В статье даётся характеристика патологии, рассказывается, как проявляется дислексия, что это такое, чем вызвана, как корректируется.

Что такое дислексия?

Дислексия, что вызывает особые затруднения в получении навыка чтения, обусловлена исключительно недоразвитостью высших психических функций. По выраженности нарушения логопеды выделяют частичную патологию и алексию – полное отсутствие способности читать. Болезнь может быть отдельной, но чаще сочетается с дисграфией – нарушением способности писать.

Патологическое явление диагностируется почти у 5% детей с нормальным интеллектуальным уровнем. А у детей с речевыми дефектами и задержкой психического развития отмечается в 30–50% обращений. У мальчиков проблема фиксируется в 4 раза чаще, чем у девочек.

Причины

Последнее научное исследование показало, что патология очень часто обусловлена генетической предрасположенностью. Многие специалисты полагают, что нужно искать связь со скрытой леворукостью.

Главный провоцирующий фактор – дисфункция мозга, вызванная определёнными биологическими воздействиями. Во время внутриутробного формирования поражение мозга у эмбрионов может возникать из-за:

  • малокровия у матери;
  • обвития или дефекта пуповины;
  • асфиксии плода;
  • пороков сердца у беременной женщины или эмбриона;
  • отслоения плаценты;
  • проблемных родов;
  • фетоплацентарной недостаточности.

К мозговой дисфункции у плода могут привести токсические и инфекционные поражения нервной системы, спровоцированные:

  • алкоголизмом матери или приёмом сильнодействующих медикаментов;
  • желтухой у младенца, возникшей сразу после рождения;
  • гриппом, корью и иными инфекционными болезнями у беременной женщины;
  • эритробластозом – несовместимостью материнской и эмбриональной крови.

Врождённый сбой функционирования мозга бывает связан с механическим повреждением при:

  • изгнании плода во время родов;
  • тяжёлых и длительных родах;
  • внутричерепном кровоизлиянии во время движения по родовым путям.

Даже если ребёнок родился здоровым, существуют факторы, провоцирующие торможение формирования коры головного мозга. Такими факторами являются:

  • черепно-мозговые травмы;
  • проникшая в мозговые ткани инфекция;
  • ветрянка, краснуха, корь и прочие «детские» инфекционные болезни;
  • хронические патологии с тяжёлым течением.

Дислексическое расстройство бывает симптомом:

  • ДЦП;
  • задержки формирования психики;
  • умственного отставания;
  • афазии – отсутствия или изменения сформировавшейся речи;
  • алалии – недоразвитости речевой способности при нормальном слухе и интеллекте;
  • дизартрии – неправильного произношения из-за поражения нервной системы.

А также трудности с чтением бывают следствием неблагоприятных социальных условий:

  • дефицита общения;
  • двуязычия в межнациональной семье;
  • педагогической запущенности, отсутствия воспитания.

Симптомы дислексии

Можно подумать, что дислектик отстаёт в интеллекте и психике, так как отстаёт в письменных навыках. Но это не так. Неспособность верно писать не значит, что пациент, став взрослым человеком, будет ограниченным и слаборазвитым. Более того, среди дислектиков немало талантливых и знаменитых людей.

Изучая дислектическое расстройство, специалисты установили, что многие пациенты:

  • обладают широким кругозором;
  • любознательны;
  • способны глубоко фантазировать;
  • имеют хорошую интуицию;
  • самостоятельно формируют взгляд на окружающий мир.

Симптоматика патологии бывает различной, определяется возрастом пациента.

Признаки дислексии

При дислексии такие симптомы нельзя игнорировать, так как они сигнализируют о быстром прогрессировании патологии. При появлении хотя бы одного признака из нижеуказанных нужно насторожиться, а больше 5 признаков – причина незамедлительного обращения к врачу. К таким признакам относятся:

  • несоблюдение порядка букв при образовании слов;
  • отказ от чтения вслух и написания текста;
  • несоблюдение порядка букв в словах, слов и чисел во фразах при написании и зачитывании;
  • проблематичное изучение алфавита и математических правил;
  • затруднённая ориентация в пространстве (правая и левая сторона);
  • рассеянность;
  • слабая память;
  • проблематичное выполнение примитивных просьб;
  • неправильный захват пальцами письменных принадлежностей;
  • трудности в получении навыков правописания и чтения.

У дошкольников

У малышей патология проявляется:

  • запоздалым формированием речевой способности;
  • затруднённым запоминанием слов и звукопроизношением;
  • слабой памятью (малыш долго думает почти над каждым словом);
  • проблематичным общением со сверстниками;
  • затруднённым изучением начальных навыков чтения и написания слов;
  • запутанным расположением букв в словах, слов во фразах при разговоре.

У младших школьников

У детей, посещающих младшую школу, патологическое явление проявляется:

  • непониманием смысла слов;
  • вставлением во фразы одних слов вместо других (обычно это похожие либо по произношению, либо по значению слова);
  • неправильным склонением и временным употреблением слов;
  • переворачиванием или обратным порядком слов;
  • коверканьем букв;
  • неспособностью различать математические знаки;
  • затруднённым запоминанием услышанного;
  • нарушенной координацией движений;
  • неуклюжестью;
  • импульсивным поведением;
  • замедленным обучением.

У учеников средней школы

При дислексическом расстройстве:

  • скорость и чёткость чтения хуже, чем у сверстников;
  • категоричный отказ от чтения и написания любых текстов;
  • слабая память, неспособность планировать работу, придерживаться распорядка дня;
  • конфликтный уровень общения со сверстниками;
  • проблемы с чтением эмоций на лице и восприятием телодвижений;
  • нечитаемый почерк;
  • затруднённое проговаривание и написание слов.

У учеников старшей школы

Расстройство проявляется:

  • медленным чтением с множеством запинок и ошибок;
  • слабым письменным навыком;
  • трудностями при пересказе какой-либо информации;
  • неправильным проговариванием слов;
  • недостаточным пониманием поступающей информации;
  • слабой памятью;
  • заторможенностью в работе;
  • низкой приспособляемостью к новым условиям.

У взрослых

При установленном диагнозе отмечается:

  • затруднённое принятие информации и в устном, и в письменном виде;
  • рассеянность, забывчивость;
  • произношение, которое практически невозможно понять;
  • запутанная постановка слов и чисел во фразах;
  • недостаточность письменных навыков;
  • дизорфография – невозможность овладения орфографическими навыками;
  • неспособность планировать работу, правильно распределять время;
  • низкая организационная способность.

Механизмы дислексии

Чтение, как психический и физиологический процесс, контролируется зрительным, речедвигательным и речеслуховым аппаратом. В процессе чтения:

  • распознаются и различаются буквы;
  • соотносятся с определёнными звуками;
  • звуки сливаются в слоги, слоги в слова, а слова во фразы;
  • осознаётся прочитанное.

Дислектическое расстройство подразумевает сбой поочерёдности и обязательности включения указанных этапов.

Психологи рассматривают механизм патологии относительно парциальной несформированности психики. При диагностике расстройства оказываются несформированными зрительное узнавание, пространственная ориентация, составляющие памяти, фонематическое принятие, лексический и грамматический речевой строй, зрительная и слуховая моторика, концентрация внимания, эмоциональные и волевые качества.

Лечение дислексии



Дифференциальная диагностика дислексии сначала проводится педиатром, затем логопедом. Специалист собирает анамнез касательно здоровья матери в период беременности и нынешнего состояния организма малыша. Потом логопед проводит тесты на чтение, переписывание и написание на слух. В некоторых случаях дислексии специалист отправляет пациента на диагностику к офтальмологу или неврологу.

Лечение патологии осуществляется логопедическим коррекционным методом. Методика коррекции определяется конкретным патологическим явлением, включает:

  • нормализацию зрительно-пространственной ориентации, зрительного анализа;
  • устранение проблем со слуховой и зрительной памятью;
  • исправление произношения, формирование понятия о буквенном составе слов;
  • улучшение слогового синтеза и словарного запаса;
  • изучение грамматических речевых норм;
  • построение грамматических систем.

Для взрослых каждое упражнение в составе терапии более сложное, чем для детей, но схема занятий аналогичная.

К профилактике приступают до поступления детей в школу, развивают память, концентрацию внимания, зрительно-пространственную функцию, моторику пальцев, способность к анализу, лексический и грамматический речевой строй. Если подтверждено возникновение патологии, пациента отправляют к логопеду.

Дислексия

Дислексия у детей: диагностика, формы, симптомы и лечение

Дислексия – это парциальное расстройство навыков чтения, вызванное недостаточной сформированностью (либо распадом) психических функций, участвующих в осуществлении процесса чтения.

Основными признаками дислексии являются стойкость, типичность и повторяемость ошибок при чтении (смешения и замены звуков, побуквенное чтение, искажение слоговой структуры слова, аграмматизмы, нарушение осмысления прочитанного). Диагностика дислексии предполагает оценку уровня сформированности устной речи, письма, чтения, неречевых функций.

Для преодоления дислексии необходимо развитие нарушенных сторон устной речи (звукопроизношения, фонематических процессов, словаря, грамматического строя, связной речи) и неречевых процессов.

Дислексия – специфические затруднения в овладении навыками чтения, обусловленные недоразвитием ВПФ, принимающих участие в реализации процесса чтения. Распространенность дислексии среди детей с нормальным интеллектом составляет 4,8%. Дети с тяжелыми нарушениями речи и ЗПР страдают дислексией в 20-50% случаев. Соотношение частоты случаев дислексии у мальчиков и девочек – 4,5:1.

По степени тяжести нарушения процесса чтения в современной логопедии принято различать дислексию (частичное расстройство навыка) и алексию (полную невозможность овладеть навыком или его утрату). Дислексия (алексия) может наблюдаться изолированно, однако чаще она сопутствует другому нарушению письменной речи – дисграфии.

Дислексия

Большинство исследователей, изучающих проблему дислексии у детей, отмечает наличие в анамнезе воздействия патологических биологических факторов, вызывающих минимальную мозговую дисфункцию:

  1. Гипоксическое повреждение головного мозга отмечается при неправильной имплантации плодного яйца, анемии и пороке сердца у матери, врожденных пороках сердца у плода, фетоплацентарной недостаточности, аномалиях развития пуповины, затяжных родах, преждевременной отслойке плаценты, асфиксии в родах и т. д.
  2. Токсическое поражение ЦНС наблюдается при алкогольной и медикаментозной интоксикации, гемолитической болезни плода, ядерной желтухе новорожденных.
  3. Инфекционное поражение головного мозга ребенка во внутриутробном периоде могут вызывать заболевания беременной краснухой, корью, герпесом, ветряной оспой, гриппом и т. д.
  4. Механические повреждения связаны с плодоизгоняющими манипуляциями, узким тазом роженицы, затяжными родами, внутричерепными кровоизлияниями.

В постнатальном периоде задержку созревания и функционирования структур коры головного мозга, приводящих к дислексии, может инициировать:

Дислексия (алексия) при алалии, дизартрии, афазии связана с органическим поражением определенных зон головного мозга. В зарубежной литературе широко распространена теория наследственной предрасположенности к нарушениям письма и чтения – дисграфии и дислексии у лиц с правополушарным типом мышления. Некоторые авторы указывают на связь дислексии и дисграфии с явным и латентным левшеством.

Социальные факторы

В числе социальных факторов дислексии наибольшее значение играют дефицит речевого общения, синдром «госпитализма», педагогическая запущенность, неблагоприятное речевое окружение, билингвизм, раннее начало обучения грамоте и высокий темп обучения. Ведущей предпосылкой дислексии у детей является несформированность устной речи – ФФН или ОНР.

В контроле и реализации чтения, как психофизиологического процесса, участвуют зрительный, речедвигательный и речеслуховой анализаторы. Процесс чтения включает этапы:

  • зрительного восприятия, узнавания и различения букв;
  • соотнесение их с соответствующими звуками;
  • слияния звуков в слоги; объединения слогов в слово, а слов в предложение;
  • понимание, осознание прочитанного.

Нарушение последовательности и единства этих процессов и составляет суть дислексии с точки зрения психолингвистики.

В психологическом аспекте механизм дислексии рассматривается с точки зрения парциальной задержки развития психических функций, в норме обеспечивающих процесс чтения.

При дислексии отмечается несформированность зрительного гнозиса, пространственных ориентировок, мнестических процессов, фонематического восприятия, лексико-грамматичского строя речи, зрительно-моторной или слухо-моторной координации, а также внимания и эмоционально-волевой сферы.

По ведущим проявлениям различают литеральную (связанную с трудностями усвоения отдельных букв) и вербальную (связанную с трудностями прочтения слов) дислексию.

В соответствии с нарушенными механизмами принято выделять следующие формы нарушения чтения:

  • Фонематическую дислексию (вследствие недоразвития фонематического восприятия, анализа и синтеза)
  • Семантическую дислексию (вследствие несформированности слогового синтеза, бедности словаря, непонимания синтаксических связей в структуре предложения).
  • Аграмматическую дислексию (вследствие недоразвития грамматического строя речи, морфологических и функциональных обобщений)
  • Мнестическую дислексию (вследствие нарушения речевой памяти, затруднения соотнесения буквы и звука)
  • Оптическую дислексию (вследствие неcформированности зрительно-пространственных представлений)
  • Тактильную дислексию (вследствие нечеткости тактильного восприятия у слабовидящих).

Т. о., фонематическая, семантическая и аграмматическая дислексии связаны с несформированностью речевых функций, а мнестическая, оптическая и тактильная дислексии – с несформированностью психических функций.

В устной речи у детей с дислексией отмечаются дефекты звукопроизношения, бедность словарного запаса, неточность понимания и употребления слов. Речь детей с дислексией отличается неправильным грамматическим оформлением, отсутствием развернутых предложений, несвязностью.

Фонематическая дислексия

При фонематической дислексии на первый план выступают замены и смешения между собой звуков, сходных по артикуляторным или акустическим признакам (звонких-глухих, свистящих-шипящих и т. д.). В других случаях отмечается побуквенное чтение, искажения звуко-слоговой структуры слова (добавления, пропуски, перестановки звуков и слогов).

Семантическая дислексия

Семантическую дислексию также называют «механическим чтением», поскольку при этой форме нарушается понимание прочитанного слова, фразы, текста при правильной технике чтения. Нарушение понимания читаемого может возникать как при послоговом, так и при синтетическом чтении.

Аграмматическая дислексия

В случае аграмматической дислексии отмечается неправильное прочтение падежных окончаний существительных и прилагательных, форм и времен глаголов, нарушение согласования частей речи в числе, роде и падеже и др. Аграмматизмы при чтении соответствуют таковым в устной речи и на письме.

Мнестическая дислексия

При мнестической дислексии нарушается ассоциация между зрительной формой буквы, и ее произносительным и акустическим образом.

То есть ребенок не запоминает буквы, что проявляется в их смешении и заменах при чтении.

При обследовании слухоречевой памяти у ребенка с мнестической дислексией выявляется невозможность воспроизведения ряда из 3-5 звуков или слов, нарушение порядка их следования, сокращение количества, элизии.

Оптическая дислексия

Оптическая дислексия проявляется смешением и заменами букв, сходных графически и различающихся лишь отдельными элементами или пространственным расположением (б-д, з-в, л-д). При оптической дислексии может отмечаться соскальзывание с одной строчки на другую при чтении. К оптической дислексии относятся также случаи зеркального чтения, осуществляемого справа налево.

Тактильная дислексия

Тактильная дислексия свойственна незрячим людям. Проявляется смешением тактильно схожих букв (близких по количеству или расположению точек) при чтении азбуки Брайля. В процессе чтения у ребенка с тактильной дислексией также может наблюдаться соскальзывание со строк, пропуски букв и слов, искажение смысла прочитанного, хаотичность движений пальцев рук и т. д.

Логопедическое обследование складывается из характеристики уровня сформированности устной речи, письма, чтения, неречевых процессов. На предварительном этапе логопед изучает анамнез жизни и развития ребенка, особенности формирования речи, состояние артикуляционного аппарата, речевой и ручной моторики; выясняет успеваемость ученика по русскому языку.

  1. Диагностика устной речи. Включает оценку звукопроизношения, фонематического развития, сформированности слоговой структуры слова, лексико-грамматических средств языка, связной речи.
  2. Диагностика письменной речи. Предполагает выполнение заданий на списывание текстов, письмо на слух, самостоятельное письмо. При обследовании чтения вслух и про себя оцениваются темп и правильность чтения, способ чтения, понимание текста, специфические ошибки.
  3. Нейропсихологическая диагностика. Важной составляющей логопедического обследования при дислексии служит выяснение уровня сформированности зрительного гнозиса, мнезиса, анализа и синтеза; оптико-пространственных ориентировок.

По показаниям диагностическое обследование речи дополняется медицинским блоком диагностики, который может включать консультацию детского невролога с выполнением ЭЭГ, ЭхоЭГ; консультацию детского офтальмолога с проведением офтальмологических тестов.

Традиционная система логопедических занятий по коррекции дислексии предполагает дифференцированную работу над всеми нарушенными сторонами устной речи и неречевыми процессами.

  1. При фонематической дислексии основное внимание уделяется коррекции дефектов звукопроизношения, развитию полноценных фонематических процессов, формированию представлений о звуко-буквенном и звуко-слоговом составе слова.
  2. Наличие семантической дислексии требует развития слогового синтеза, уточнения и обогащения словаря, усвоения ребенком грамматических норм языка.
  3. В случае аграмматической дислексии необходимо формировать у ребенка грамматические системы словообразования и словоизменения.
  4. Мнестическая дислексия требует развития слухоречевой и речезрительной памяти.
  5. При оптической дислексии ведется работа по развитию зрительно-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.
  6. При тактильной дислексии задачей коррекции является дифференциация тактильно воспринимаемых предметов и схем, развитие пространственных представлений.

Нестандартный подход к коррекции дислексии предлагает методика Рональда Д. Дейвиса, предполагающая придание печатным словам и символам мысленного образного выражения, с помощью которых устраняются пробелы в восприятии.

Несмотря на то, что дислексия сегодня часто характеризуется как «проблема гениев», которой в свое время страдали многие знаменитые личности (Г. Христиан Андерсен, Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн и др.), она нуждается в целенаправленной коррекции.

От этого завит успешность обучения ребенка в школе и ВУЗе, степень его личностной самооценки, взаимоотношения со сверстниками и преподавателями, уровень притязаний и успешность в достижении целей.

Результат будет тем эффективнее, чем раньше начата работа по преодолению недостатков устной и письменной речи.

Профилактику дислексии нужно начинать в дошкольном возрасте, развивая у детей зрительно-пространственные функции, память, внимание, аналитико-синтетическую деятельность, мелкую моторику.

Важную роль играет преодоление нарушений звукопроизношения, формирование лексико-грамматического строя речи.

Необходимо своевременное выявление детей с нарушениями речи, и проведение логопедических занятий по коррекции ФФН и коррекции ОНР, подготовке к освоению грамоты.

Дислексия, что это за болезнь, как и чем такой диагноз грозит здоровью детей

Дислексия у детей: диагностика, формы, симптомы и лечение

Дислексия – это неврологическое нарушение деятельности головного мозга, последствия которого выражаются в трудностях социальной адаптации в обществе, частичном нарушении восприятия информации, трудности при обучении навыками чтения. С такими детьми возникают сложности в процессе обучения, которые можут сохраняться всю жизнь.

Ребенок постоянно повторяет ошибки при чтении книг: заменяет звуки, читает по буквам, искажает слоги, не понимает прочитанного. Это не является следствием нарушения функционирования органов зрения или слуха, это не слабоумие. У детей с нормальным интеллектом частота поражения составляет около 5%, чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.

За процесс чтения отвечают зрительный, речедвигательный и речеслуховой анализаторы. Сначала текст воспринимается зрительно и узнаются буквы. Затем он соотносит их со звуками, образует слоги, слоги объединяет в слова, а слова в предложения. На последнем этапе осмысливается теста. При дислексии последовательность нарушается.

Сюда входят нарушения зрительного узнавания, пространственных ориентировок, процессов памяти, фонетической и лексико-грамматической речи, зрительно- и слухо-моторной координации, внимания, эмоционально-волевой сферы.

Причины и факторы заболевания

Зарубежные специалисты придерживаются теории, что причина дислексии и дисграфии у детей – наследственный фактор.

В анамнезе человека исследователи выявляют минимальную мозговую дисфункцию, вызванную воздействием патологических биологических факторов.

Внутриутробное повреждение головного мозга чаще всего носит гипоксический характер (порок сердца у мамы или плода (церебральная ишемия у ребенка), аномальное развитие пуповины, отслойка плаценты и др.).

Кроме того, огромное влияние оказывает токсическое поражение центральной нервной системы, инфекционные заболевания женщины во время беременности, а также проблемные роды.

После рождения выделяют следующие причины дислексии:

  • черепно-мозговая травма (подробнее про симптомы и помощь при сотрясении мозга у детей читайте здесь);
  • нейроинфекции и другие инфекционные заболевания (ветрянка, краснуха и другие).

Чаще всего болезни проявляется у детей с задержкой психического развития, детским церебральным параличом, умственной отсталостью и речевыми нарушениями.

Некоторые исследования связывают причины и виды дислексии:

  • дислексия травмы – причина в травме головного мозга;
  • первичная – ребенок не может читать до 4 класса, испытывает трудности в письменной и устной речи (является наследственной, чаще встречается у мальчиков);
  • вторичная – нарушение гормонального развития в раннем возрасте (в том числе во время внутриутробного развития).

Помимо биологических причин, на процесс освоения навыком чтения оказывают влияние социальные факторы: педагогическая запущенность, дефицит общения, неблагополучная социальная обстановка, обучение в раннем возрасте, слишком быстрый темп обучения.

В зависимости от нарушенных механизмов, предлагается следующая классификация дислексии.

  1. Оптическая дислексия – детям трудно воспринять графическое изображение, воспроизвести зрительный ряд. Поэтому они тяжело усваивают буквы: путают их, не могут различить, нарушен зрительный синтез и анализ.
  2. Фонематическая дислексия возникает в результате неразвитости смыслоразличительной, слухопроизносительной функций и фонематического анализа. При этом путаются звуки, дети читают по буквам, пропускают согласные, переставляют звуки и слоги.
  3. Аграмматическая – чаще бывает у детей с нарушениями речи. Они изменяют окончания местоимений и падежные, плохо соотносят прилагательные и существительные (по роду, падежу, числу), изменяют формы и времена глаголов.
  4. Семантическая дислексия – не понимание содержания и смысла текста, но чтение правильное. При этом может читать по слогам (но не объединяет в слова), полными словами (воспринимает каждое слово по отдельности, но не вместе с другими) или объединяя эти два варианта.
  5. Мнестическая дислексия – связана с нарушением слухоречевой памяти, трудно соотнести зрительный образ буквы и звук, плохое запоминание букв.
  6. Тактильная – появляется у слепых, которые читают не с помощью зрения, а посредством тактильных ощущений. Заболевание происходит по тому же механизму, что и у зрячих людей (нарушения движений пальцев как нарушений движений глаз).

Симптомы по возрастам

Без поправки возраст, общий и наиболее распространенный признак при дислексии – затрудненное правописание

По проявлениям выделяют 2 формы дислексии: литеральную (трудности в усвоении отдельных букв) и вербальную (трудности при прочтении слов). Для каждого возраста существуют свои особенности, рассмотрим их.

В дошкольном возрасте

Малыш поздно начинает говорить, ему трудно учить и произносить слова, из-за чего могут возникнуть проблемы в отношениях со сверстниками. Словесная память плохая (не может вспомнить, какие уже выучил). Базовые навыки письма и чтения даются с трудом, путает расположение букв и слов. Не может определить, где верх-низ, право-лево.

В младшем школьном возрасте

Тяжело распознает слова, заменяет их другими, схожими по смыслу и звучанию. Во время письма переворачивает или переставляет при чтении буквы и слова, путается в арифметических знаках. Младший школьник плохо осваивает новые навыки, запоминает факты.

У детей с диагнозом «дислексия» наблюдается пониженная самооценка и депрессия

Это отражается на поведении и личности ученика: он становится неловким и импульсивным, нарушается координация движений, самооценка снижается, появляется депрессия.

В среднем школьном возрасте

По сравнению со сверстниками читает медленно, мало и плохо. Категорически отказывается читать вслух и писать на доске, слова пишет и произносит неправильно. Память плохая, почерк разобрать невозможно. Отношения со сверстниками не ладятся.

В старшем школьном возрасте

Навык письма развит плохо, читает медленно, при этом делает много ошибок. Слова произносит с ошибками. Старшему школьнику тяжело дается восприятие, пересказ, изложение и обобщение, как следствие – плохая память. Работает медленно, плохо адаптируется к новым условиям.

У взрослого

Человек в этом возрасте плохо воспринимает письменную и звуковую информацию. Навыки письма не развиты или совсем отсутствуют. Путает последовательность слов и чисел. Человек рассеянный, невнимательный, не умеет планировать и организовывать свое время.

Прогноз на выздоровление

Дети управляют своей особенностью так, что симтоматика дислексии исчезает

При комплексном и правильном подходе возможно выздоровление. Иногда симптомы проходят сами по себе, по мере взросления человека или изменениями в головном мозге (в этом случае хорошо действует медикаментозная помощь). При вторичных осложнениях детям прописывают витамины и ноотропные препараты.

Профилактика и упражнения

Профилактикой необходимо заниматься с дошкольниками по следующей программе:

  • развивают зрительно-пространственные функции;
  • дают задания на улучшение памяти, внимания;
  • преодолевают нарушения звукопроизношения;
  • формируют лексико-грамматический строй;
  • разрабатывают мелкую моторику рук.

Особенно популярна коррекция дислексии у младший школьников с помощью системы Дейвиса, который сам страдал этой болезнью). Она проводится в несколько этапов.

  1. Ребенка помещают в зону комфорта.
  2. Развивают координацию (право-лево, верх-низ) с помощью резинового мяча.
  3. Лепка. Из пластилина лепят цифры и буквы, учатся различать слоги.
  4. Чтение. Сначала ребенок переводит взгляд слева направо и узнает буквы, закрепляет эту способность. Затем учится понимать смысл отдельного предложения и всего текста.

Согласно отзывам родителей, благодаря этой методике повышается успеваемость обучения, улучшается почерк.

Коррекция дислексии у младших школьников с логопедом предполагает выполнение различных упражнений. В зависимости от вида заболевания предлагаются следующие упражнения:

Наиболее популярна у младший школьников коррекция дислексии с помощью системы Дейвиса

  • Фонематическая. Уточняют артикуляцию: перед зеркалом показывают, как правильно нужно открыть рот и поставить язык, чтобы произнести тот или иной звук. Далее сопоставляются различные смешиваемые звуки при произношении и прослушивании.
  • Аграмматическая. Составляются сначала небольшие, затем длинные предложения, учатся менять слова в зависимости от рода, числа и падежа.
  • Мнестическая. Используются предметы, похожие на букву.
  • Оптическая. Необходимо найти определенную букву среди рисунка, которую нужно дорисовать, составляются буквы и цифры из пластилина и счетных палочек.
  • Семантическая. Ребенка обучают понимать значения слов, смысл прочитанного.

Самостоятельно можно заниматься с ребенком с помощью:

  • скороговорок;
  • проговаривания отдельных звуков;
  • артикуляционной гимнастики;
  • многократного чтения текста.

Для лечения у детей дислексии в сложных случаях рекомендуется воспользоваться услугами специалистов, которые предлагают специализированные центры.

Выводы

Нужно понимать, что данное заболевание возникает не только у детей, но и у взрослых. Нужно быть заранее проинформированным и понимать, что это за болезнь – дислексия, ее первые симптомы. И в случае их обнаружения необходимо сразу же обратиться за помощью к специалистам, которые поставят точный диагноз и подберут соответствующую программу лечения.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.