Что такое делинквентное поведение: виды, примеры в психологии, причины у детей, подростков, взрослых

Содержание

Делинквентное поведение ☑️ определение, виды, условия и основные формы, признаки, примеры, причины, характеристика личности с делинквентным поведением

Что такое делинквентное поведение: виды, примеры в психологии, причины у детей, подростков, взрослых

Поступки, выходящие за рамки общепринятых норм – делинквентное поведение, становится настоящей бедой современного общества в различных странах мира. Разбираться в причинах роста преступности, обороте запрещенных препаратов и мерах борьбы с этими проявлениями вынуждены армии специалистов.

Что такое делинквентное поведение?

Термин «делинквентное поведение» последнее время на слуху у многих педагогов, имеющих дело с подростками. Это понятие происходит от английского «delinquency» – «правонарушение».

Делинквентное поведение – это деятельность человека, которая лежит вне социальных норм, и наносит моральный и материальный ущерб всему обществу или его отдельным гражданам.

Целый ряд специалистов работают в этом направлении: социологи, педагоги, психологи, журналисты, пытаясь рассмотреть задатки такого поведения у подростков и изменить его в лучшую сторону.

Делинквентное поведение и девиантное поведение – отличие

Простым обывателям бывает трудно отличить делинквентное асоциальное поведение от девиантного, эти понятия похожи, хотя имеют определенные отличия. Девиантность определяет поступки, противоречащие нормам общества.

Делинквентность – противоправные действия, которые вредят всем, и отдельным гражданам, и всему обществу. Отличие этих понятий в том, что девиантное поведение необязательно носит негативный характер и наносит вред.

Примером таких асоциальных действий можно назвать проституцию.

Ребёнок в детском саду ударил другого ребенка или оскорбил

Это пример влияния не общества в целом, так как ребенок достаточно мал, чтобы иметь возможность опыта общения с ним, но на него оказывают влияние родители, родные, соседи, и возможно СМИ. Сегодня детям часто разрешают смотреть телевизор.

Ребенок в процессе развития и научения черпает опыт окружающих его людей.

Такое девиантное поведение спровоцировано определённым кругом, маленьким обществом внутри семьи, но поведение ребенка часто считают за его собственное прегрешение или того хуже, за нестабильность психики.

Такое поведение ребенка критикуется, его ругают или даже наказывают! (первая ошибка) При этом отклоняющееся поведение вызвано не им самим, но им как инструментом, это поведение было приведено в действие.

Признаки делинквентного поведения

Часто симптомы подобных отклонений можно наблюдать у подростков. Делинквентное поведение это действия, которые приводят к поступкам, наносящим вред другим людям.

В развитии таких отклонений не последнюю роль играет характер ребенка и его темперамент. Авантюристы, холерики, агрессоры часто становятся делинквентами.

По признакам поведения подростков, склонных к делинквентному поведению разделяют на несколько групп:

  1. Дети, обладающие минимальным понятием о социальных нормах, легко поддающиеся чужому влиянию. Подростковая делинквентность у таких детей развивается быстро.
  2. Подростки, у которых отсутствует внутренний стержень, слабо отличают что такое хорошо и плохо, могут легко пойти на поводу у своих потребностей.
  3. Дети, ведущие аморальный образ жизни, осознанно, легко превышая допустимые нормы поведения.

Литературные примеры

Если вас интересуют примеры девиантного поведения, из литературы можно почерпнуть много интересного. Вот наиболее яркие из них:

  • Раскольников из произведения «Преступление и наказание» Достоевского демонстрирует пример девиантного поведения. Ради материальной выгоды он решается на убийство.
  • Поведение Чацкого в пьесе «Горе от ума» Грибоедова. Данный персонаж порой бывает вспыльчивым и абсолютно бестактным. Он выступает в роли обличителя чужих пороков, а также строгого судьи моральных устоев.
  • В романе «Анна Каренина» Толстого главную героиню также можно привести в качестве примера девиантного поведения. Супружеская измена, внебрачные связи, а также суицид являются ярчайшими признаками.
  • В «Педагогической поэме» Макаренко практически все воспитанники приюта так или иначе олицетворяют девиантное поведение. Данное произведение интересно в первую очередь тем, что талантливому педагогу удалось исправить ситуацию.
  • Герой произведения «Гобсек» Бальзака представляет собой довольно интересный пример девиантного поведения. Жадный ростовщик имеет патологическую склонность к накоплению. Как результат, в его чулане находят огромное количество материальных ценностей, а также еды, которая просто испортилась.

Причины делинквентного поведения

Специалисты, изучающие делинквентное поведение, выявили целый ряд причин, которые могут объяснить появление отклонений в поступках человека.

  1. Главным толчком к развитию делинквентного поведения становится несоответствие между целями в жизни и возможностями, мешающими их исполнению.
  2. Если рассматривать асоциальное поведение как реакцию на конфликт интересов, человека, который ведет себя неподобающим образом, можно оценивать как несчастного индивидуума, с конфликтом между внутренним миром и общепринятой культурой вокруг него.
  3. Другой причиной делинквентности можно считать неравенство между социальными слоями общества.
  4. Замечено, что рост проявлений делинквентного характера ярко выражается в период нестабильной обстановки в стране, перемен в обществе, смены правительства и власти.

Историческая справка

Девиантное поведение является одним из центральных вопросов социологии еще со времен ее возникновения. Одним из основоположников девиантологии считается французский ученый Эмиль Дюркгейм, который в 1897 году издал классическую работу под названием «Самоубийство».

Он ввел понятие аномии, означающее социальную запутанность и дезориентацию в обществе, возникающую во время радикальных социальных перемен и кризисов. Дюркгейм подтверждал свои слова статистическими данными, свидетельствующими о повышении количества самоубийств во время резких экономических спадов или же подъемов.

Последователем ученого стал американец Роберт Кинг Мертон, который создал теорию структурного функционализма и одним из первых классифицировал поведенческие реакции человека с точки зрения социологии.

Виды делинквентного поведения

Существуют несколько видов делинквентного поведения, которые отличаются по степени отклонения от норм, принятых в обществе.

  1. Незначительные отклонения от моральных принципов. Сюда относят хулиганские действия и небольшие административные нарушения, публичное употребление спиртосодержащих напитков.
  2. Отклонения, которые не влекут за собой серьезных уголовных действий. Антиобщественное поведение данного типа: прогулы без уважительных причин, появление на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения, несоблюдение норм охраны труда, приводящее к рискам получения травм и увечий.
  3. Значительные нарушения моральных и правовых норм, влекущие серьезную уголовную ответственность. Специалистами под делинквентным поведением этого типа понимаются следующие действия: занятие проституцией, сбыт и употребление наркотических средств, продажа изделий порнографического содержания, воровство, насилие, терроризм и так далее.

Типология Патаки

Ф. Патаки в своей классификации 1987 года выделяет:

  1. Ядро девиации (стойкие формы): алкоголизм, преступность, наркомания, самоубийство.
  2. «Преддевиантный синдром» – набор симптомов, которые приводят человека к стойким формам девиации (семейные конфликты, аффективный тип поведения, агрессивный тип поведения, ранние асоциальные формы поведения, низкий уровень интеллекта, отрицательное отношение к учебе).

Профилактика делинквентного поведения

Трудная и серьезная борьба с отклонениями от существующих норм, приводящими к делинквентности в обществе, неизбежна. Противоправное поведение стало нормой во многих современных странах. Контроль включает весь комплекс мер, направленных на минимизацию и искоренение любых форм проявления делинквентного поведения. Сюда можно отнести:

  1. Утверждение санкций, согласно которым будут производиться меры наказания за делинквентное поведение.
  2. Контроль за людьми, находящимися в зоне риска и склонными к проявлению делинквентного поведения.
  3. Создание условий жизни, в которых необходимость проявления признаков делинквентности будет сведена к минимуму.

Классификация Ковалева

В. В. Ковалев выделил в своей классификации (1981 г.) три типа девиантного поведения:

  1. Социально-психологический (асоциальное, антидисциплинарное, противоправное и аутоагрессивное поведение).
  2. Клинико-психологический (патологическое и непатологическое поведение). Поведение, обусловленное патологическими изменениями характера, которые сформировались в процессе воспитания, называют патохарактерологическим типом девиантного поведения.
  3. Личностно-динамический («реакции», «развития» и «состояния»).

Делинквентное поведение – примеры из жизни

За кажущимся сложным определением делинквентности скрывается простая сущность. Примеров делинквентного поведения в реальной жизни множество.

Общество, которое считается успешным, где процветает экономика и граждане материально обеспечены, не всегда соответствует правилам морали. В таких условиях многие думают, что проще украсть, чем начинать развивать собственный бизнес, например.

С делинквентным поведением многие страны сталкивались воочию, это явление часто является признаком перестройки экономического курса государства:

  1. Распад СССР привел к мощному росту рэкета в конце 90-х годов.
  2. Окончание эпохи правления Бурбонов привело к анархии и процветанию сицилийской мафии.
  3. Крайне неуравновешенная ситуация в Бразилии и постоянная смена политических режимов привели к росту преступности и экономическому неравенству среди граждан страны.

История изучения

Нормальное поведение людей – это основа гармоничного функционирования любого общества. Поэтому во все времена власти, философы и ученые стремились найти методы и средства его стимулирования. Поэтому делинквентность – это предмет исследования социологии. У истоков ее изучения стол еще Дюркгейм.

Однако отдельное направление, посвященное исследованию делинквентности, сформировалось благодаря Мертону и Коэну. В СССР ее изучали в рамках наркологии, криминологии и суицидологии как специальных дисцилин. Делинквентность – это предмет изучения русских социологов только с 1960-1970-х годов.

Большой вклад в исследование этого явления внесли Афанасьев, Здравомыслов, Маточкин, Гилинский.

Делинквентное поведение: причины и пути решения проблемы. Примеры, признаки и профилактика делинквентного поведения

Что такое делинквентное поведение: виды, примеры в психологии, причины у детей, подростков, взрослых

Слово “делинквентный” образовано от латинского delictum (проступок) и английского delinquency (правонарушение). Такое поведениеиндивидуума нарушает этические, моральные и правовые нормы, нанося ощутимый ущерб отдельной личностиили всему обществу, и является отклоняющимся от стереотипов в социуме.

Правонарушение – это стремление лица удовлетворить (или проявить) противоправным (противозаконным) способом свои интересы, эмоции. Основные причины, по которым человек совершает правонарушение или преступление:

  • низкий уровень материальной жизни населения;
  • кризис морали;
  • низкий уровень правовой культуры граждан;
  • алкоголизм и наркомания;
  • несовершенство законодательства;
  • недостаточно эффективная работа правоохранительных органов.

Другой вид называется – девиантным (лат. deviatio – “отклонение”).

Такое поведение выражается в основном в поступках, направленных против самого индивида, не наносящих большого вреда окружающим, и характеризуется злоупотреблением алкоголем, курением, несоблюдением норм морали и правил поведения в общественных местах.

Делинквентное носит криминальный характер. Такой человек становится субъектом преступления, совершает противоправные действия, рассматриваемые следственными и судебными органами.

Делинквентное поведение изучается социологией, психологией, педагогикой и криминалистикой. Каждая из этих наук вырабатывает собственные методы коррекции антиобщественных поступков индивида, исходя из его особенностей, сформированных под влиянием воспитания со стороны семьи, общества и жизненных обстоятельств.

Рекомендуем
Асоциальное поведение, его причины и профилактика

2 Причины формирования

Причины формирования делинквентного поведения у людей разного возраста могут иметь объективный и субъективный характер.

К первым относятся не зависящие от личности обстоятельства: резкие социальные перемены, когда все общество переживает кризисные скачки в различных сферах жизни.

В такие исторические периоды происходит обезличивание социокультурного пространства, в результате чего исчезают или деформируются старые представления о морали инормах сосуществования,а новые еще не сформированы и могут противоречить предыдущим.

Обостряется конфронтация “отцов и детей”, меняются представления о допустимости тех или иных способов достижения личного экономического благополучия, увеличивается стремление к получению все более изощренных удовольствий.

Причины отклоняющегося поведения субъективного характера кроются в особенностях строения индивидуального сознания, когда личность не имеет нравственных средств для противостояния внешним асоциальным воздействиям – о совести, чести, о том, что такое хороший или плохой поступок.

Велика доля делинквентов среди выпускников детских домов и интернатов, когда они попадают в общество, о реалиях существования в котором имеют только теоретические знания.

Часто они становятся членами криминальных группировок, стремясь разрешить свои проблемы жизнеустройства неправомерными методами, отомстить виновным в их положении.

К таким мерам прибегают и люди с психическими проблемами и отклонениями в умственном развитии, поскольку они внушаемы, легко поддаются угрозам или уговорам совершить преступление.

Такой человек не осознает противоправного характера совершаемых им поступков, стремится к обещанным вознаграждениям.

Делинквентность детей и подростков может быть результатом дисгармонии семейных отношений, когда в асоциальных семьях отсутствует или искажается информация о морали и нравственности.

Характер преступности несовершеннолетних определяется психологическими и педагогическими ошибками в их воспитании дома, в детском саду, школе. Они негативно сказываются на формировании личностной самооценки, социального самочувствия, самопроявления.

Даже благополучные семьи могут иметь низкий уровень знаний о том, как противостоять негативному влиянию среды на ребенка.

Чрезмерная свобода, бесконтрольность со стороны взрослых, возрастная неустойчивость психики, желание проявить себя и утвердиться в среде сверстников, неумение просчитывать результаты своих действий, стремление к “взрослой жизни” и получению острых ощущений толкают детей на необдуманные поступки. В подростковой среде нередко встречаются игромания, занятие проституцией, употребление алкоголя, участие в распространениинаркотикови порнографии.

Намеренная изоляция ребенка от сверстников и внешней жизни приводит к проблемному поведению, при котором он уходит из дому, начинает опасные эксперименты с психотропными веществами, алкоголем, примыкает к криминальной среде. Такие дети не имеют навыков противостояния негативному влиянию со стороны делинквентов, легко поддаются уговорам и могут сознательно стремиться к противоправной жизни.

Причины девиаций у взрослых – это желание достичь своих материальных или эмоциональных интересов противозаконным способом.

Поводами к нарушению закона могут быть как низкий уровень морали (организация притона), так и трагические обстоятельства.

Например, нищета может толкнуть законопослушного гражданина на воровство, грабеж, если он не находит других способов найти средства на лечение ребенка.

Алкоголизм и наркомания представляют собой общественно опасные явления, поскольку ведут к психической и физической деградации личности, сопровождающейся агрессивностью, озлобленностью, растормаживанием низменных инстинктов. Состояние опьянения может толкнуть человека к немотивированным уголовно наказуемым действиям против сограждан.

Среди других причин делинквентного поведения взрослых социологи называют низкий уровень правовой культуры населения, несовершенство законодательной и правоохранительной систем.

Рекомендуем
Что такое девиантное поведение: виды, причины, признаки

Административные правонарушения могут совершаться как сознательно, так и под влиянием сложившихся обстоятельств. Они влекут за собой взыскание – штраф, порицание, общественные работы. Наиболее часто встречаются:

  • нарушения правил дорожного движения;
  • нецензурная брань, оскорбления в адрес граждан, домогательство;
  • распитие спиртного в общественных местах, спаивание несовершеннолетнего лица;
  • проституция, распространение порнографии;
  • бродяжничество и попрошайничество.

Дисциплинарный проступок – это неисполнение работником трудовых обязанностей:

  1. 1. Опоздание или преждевременный уход с места.
  2. 2. Прогул.
  3. 3. Нарушение правил внутреннего распорядка предприятия.
  4. 4. Пренебрежение условиями охраны труда.
  5. 5. Распитие спиртных напитков в рабочее время или появление в нетрезвом виде.
  6. 6. Халатное отношение к служебным обязанностям, повлекшее за собой неблагоприятные последствия для коллег или начальства.

Дисциплинарный проступок наказуем замечанием, выговором в устной или письменной форме, лишением премии, понижением в должности, увольнением.

Преступление – самый опасный вид делинквентного поведения.

Примеры уголовно наказуемых правонарушений многочисленны: терроризм, убийства, кражи, вандализм, распространение наркотиков, изнасилование, мошенничество, побои и другие.

Статья 20 Уголовного Кодекса РФ определяет, за что ответственность может наступить уже с 14 лет: убийство, теракт, хищение, вымогательство, хулиганство, повлекшее тяжкие последствия, угон автомобиля и пр.

Рекомендуем
Типы личности, классификация, характеристика

17

Как правило, маленький ребенок не может достаточноосознавать свое поведение, контролировать его исоотносить с социальными нормами.

Только в школеребенок впервые и по-настоящему сталкивается спринципиальными социальными требованиями, и тольконачиная со школьного возраста от ребенка ожидаетсястрогое следование основным правилам поведения.

С момента поступления в школу ситуацияпринципиально изменяется – начинается этапинтенсивной социализации личности в условияхвозросших психических возможностей ребенка.

С этоговремени определенные действия ребенкадействительно можно рассматривать как приближенныек противоправным. В младшей школьном возрасте (6 –11 лет) делинквентное поведение может проявляться вследующих формах:мелкое хулиганство,нарушение школьных правил и дисциплины,прогулы уроков,побеги из дома,

лживость и воровство.

В подростковом возрасте базовые причины делинквентности усугубляются возрастным кризисом, разрывом между потребностями и невозможностью их удовлетворения из-за принятых в обществе норм.

Например, в России социально и законодательно приемлемый возраст вступления в половые отношения, употребления алкоголя и табака — 18 лет, хотя потребность у подростка может возникнуть раньше.

Особенности психологии асоциального подростка:

  1. Групповой характер социальных отношений. Противоправные поступки, совершенные в группе, дают ощущение анонимности, безнаказанности.
  2. Отрицание авторитета родителей, взрослых. Подросток стремится к независимости, самостоятельности, но при этом у него недостаточно развито чувство ответственности, самоконтроля. Такие качества делают человека уязвимым для вредного влияния извне, поэтому в подростковом возрасте высокий риск пристраститься к наркотикам, алкоголю, табаку и пр.
  3. Агрессия, повышенная возбудимость, нервозность, частая смена настроения, отсутствие интереса к жизни, депрессия.
  4. Готовность идти на риск без осознания последствий.
  5. Неправильное транслирование образа взрослого человека. Пытаясь казаться мужественным, юноша может быть грубым; желая казаться женственной, девушка может быть вульгарной.

Поведение, отклоняющееся от социальных и юридических норм, должно стать сигналом о том, что взрослеющему ребенку требуется уделять больше времени и внимания со стороны родителей. Также понадобится контроль специалистов-психологов, педагогов во избежание закрепления асоциального образа жизни.

Делинквентное поведение и девиантное поведение представляют собой отклонение от укоренившихся норм и шаблонов, при этом оба несут явный общественно осуждаемый характер. В тоже время следует отдельно обратиться проблеме сходства и отличия данных научных понятий.

Прежде всего, делинквентное и девиантное поведение являются разновидностями отклоняющегося поведения. В данном ключе целесообразно отразить научную трактовку термина “отклоняющееся поведение”. Ряд специалистов приравнивают понятия девиантного и отклоняющегося поведения, считая их синонимами. Так, М.И. Аникеев, О.Л.

Кочетков дают следующее определение девиантному поведения отмечая, что девиантное поведение равно отклоняющемуся поведению.

Девиантное (синоним: отклоняющееся) поведение – поведение, противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Девиантность проявление нарушенности социальной регуляции поведения, дефективности психической саморегуляции [4].

Однако не менее распространенным является подход который подразумевает под собой тот факт, что девиантное и делинквентное поведение входит в состав понятия “отклоняющееся поведение”.

Что такое делинквентное поведение и его отличия от девиантного

Что такое делинквентное поведение: виды, примеры в психологии, причины у детей, подростков, взрослых

> Психология > Что такое делинквентное поведение и его отличия от девиантного

Делинквентным поведением (от латинского delictum – проступок) называется асоциальное и противоправное поведение. Это действия или бездействие, направленные на нанесение вреда отдельным людям или обществу в целом. Термином оперируют криминалисты, педагоги, социологи, психологи и представители других отраслей науки.

  • Определение понятия
  • Девиантность и делинквентность
  • Виды делинквентного поведения
  • Подростковая делинквентность
  • Причины явления

Определение понятия

В любом обществе существует свод традиций и правил, в том числе неписаных, благодаря которым люди могут комфортно уживаться друг с другом. Существуют и механизмы, принуждающие к выполнению этих правил в той или иной форме.

Сюда можно отнести не только правоохранительные органы, но и совесть и мораль человека: боязнь осуждения со стороны близких или угрызений совести – фактор, который часто заставляет следовать общепринятым нормам.

Общество, которое переживает постоянные реформы, более подвержено проявлениям делинквентного поведения. Такое явление закономерно: старые нормы поведения уже отменили, а новые еще не прижились, так как не успели укорениться в сознании обывателей.

По этой причине любые реформы и революции сопровождаются ростом уровня преступности на фоне делинквентности населения.

Как пример за форму делинквентности можно взять хронически высокий уровень преступности в Бразилии, что обусловлено экономическим неравенством граждан и регулярной сменой политических режимов.

Девиантность и делинквентность

Делинквентное поведение – это абсолютное понятие, имеющее отношение к законодательной базе конкретного государства. Однако оно охватывает и те поступки, за совершение которых формальное наказание не предусмотрено. Следует уточнить, что делинквентный и девиантный не являются абсолютно идентичными определениями.

Девиантное поведение – то, которое может отличаться от общепринятых норм, но при этом не любая девиация является преступлением. Всякое делинквентное поведение признано формой девиантного, а вот обратное утверждение зависит от законодательства государства.

Пример: гомосексуализм, наиболее распространенная сексуальная девиация, в ряде стран карается смертной казнью.

В других социумах к этому явлению более лояльное отношение: от откровенного порицания в обществе, которое не влечет за собой уголовной ответственности, до толерантного или абсолютно нейтрального.

Подростковая делинквентность

У подростков этот вид поведения обычно возникает под влиянием более опытных товарищей, имеющих вредные привычки. Сам приятель при этом необязательно является девиантной или асоциальной личностью.

Компания подростков, которая не увлекается такими серьезными занятиями, как спорт, искусство или наука, предоставлена сама себе. От скуки они начинаю искать себе развлечения, которые могут дать встряску, а то и пощекотать нервы.

Многие находят выход в алкоголе, а затем в наркотиках, что уже является незаконным поведением.

Избыток гормонов часто толкает на необдуманные поступки – конфликты, заканчивающиеся драками, воровство из супермаркетов с целью «показать удаль», издевательства над ровесниками или животными.

Многое зависит от темперамента: агрессивность, авантюризм, холерический вид личности – благодатная почва для возникновения делинкветности.

По признакам таких подростков можно разделить на три группы:

  • Подростки с примитивными асоциальными потребностями и набором моральных норм. Под давлением сильных потребностей внутренний конфликт разрешается совершением противоправного поступка, что снижает уровень морали. Однако это становится причиной угрызений совести.
  • Подростки, лишенные внутреннего конфликта и угрызений совести, которые не раскаиваются в совершении девиантных поступков. Не имеют внутреннего морального стержня и идут на поводу своих асоциальных потребностей, которые в большинстве конфликтуют с нормами общественной морали. В большинстве случаев действуют в централизованной группе.
  • Подростки, нарушающие общественный порядок сознательно. Циничные взгляды на жизнь в совокупности с сильно выраженными потребностями позволяют легко переходить границы дозволенного, совершая преступление.

Это совсем не значит, что все без исключения подростки такие. В качестве примера можно привести любого «положительного» подростка, который не прогуливает школу, выполняет домашнее задание, социально активен и увлечен каким-нибудь хобби.

Криминалисты считают, что на делинквентность подростков существенно влияют социально-экономические факторы. Молодежь сильно подвержена влиянию любых факторов и информации: они как губка впитывают все новое.

При правильной подаче фактов, когда любое преступление оправдано, подростка можно легко склонить к девиантному поведению, так как критическое мышление еще развито слабо.

Это дополнительная причина для того чтобы родители контролировали интересы подростка и пресекали любой вид делинквентности в зародыше. Несмотря на влияние педагогов в школе, семья является основной направляющие и воспитывающей силой.

С другой стороны, семейные отношения могут также стать причиной делинквентности. Неадекватное плохое отношение со стороны родителей – гарантия, что подросток будет искать другие авторитеты, которые не всегда научат хорошему.

Часто ссора в семье – причина ухода из дома, прогула школы, драки или хулиганства. Самые тяжкие правонарушения обусловлены не влиянием улиц, а взаимоотношениями с членами собственной семьи.

Стоит отметить, что причины могут быть таиться не в открытом конфликте, но и в холодном отстраненном отношении со стороны родителей.

Часто истоки деланквентности лежат в неприятии подростка ни дома, ни в школе. Хотя ребенок может это никак не проявлять, для него очень важным является мнение учителей, в особенности классного руководителя. Зачастую это второй по значимости авторитет в глазах подростка.

Важным является и отношение руководителя внеклассными занятиями – например, тренера в спортивной секции. При отсутствии «обратной связи», одобрения и поддержки со стороны учителей и родителей подросток замыкается в себе.

Со временем грусть сменяется агрессией, а это – одна из причин совершения различных видов правонарушений.

Причины явления

Основной причиной деланквентности многие педагоги считают большое количество свободного времени, когда подросток предоставлен самому себе, и отсутствие увлечений, кроме самых примитивных.

Пустые разговоры со сверстниками, бесцельные «шатания» по улицам, просмотр телевизора или не несущих пользу интернет-сайтов провоцируют деградацию личности и вырождение морали.

Скука становится причиной попробовать новые ощущения: алкоголь, наркотики, токсические вещества.

Развитие подростка проходит быстро. Поэтому необходимо уделять должное внимание профилактике правонарушений. Важно привить юной личности правильные моральные нормы, делая осознанный выбор не из боязни наказания за правонарушение, а по причине его неприемлемости.

Психологи сходятся во мнении, что причины делинквентного поведения взрослого кроются в его детстве и подростковом возрасте. Как правило, взрослую сформировавшуюся личность сложнее сбить «с истинного пути».

Моральные принципы – это главная причина, которая удерживает человека от совершения преступления, даже если он будет уверен в полной безнаказанности. С другой стороны, взрослого, который идет на нарушение в любом виде, перевоспитать сложно: характер уже сформировался, а если моральные нормы отсутствуют, взяться им неоткуда.

Поэтому профилактика правонарушений и правильное воспитание детей и подростков – важные факторы, определяющие поведение любой личности во взрослом возрасте.

Делинквентное поведение подростков – примеры и формы

Что такое делинквентное поведение: виды, примеры в психологии, причины у детей, подростков, взрослых

Самым неконтролируемым возрастом является подростковый. Не только сам подросток не контролирует своих поступков, но и родители, учителя, общество. Трудности заключаются в том, что подростки совершают вредные, а порой и преступные действия. Это еще называют делинквентным поведением, формы и примеры которого будут рассмотрены на сайте психологической помощи psymedcare.ru.

Подростки являются трудными, поскольку с ними уже невозможно договориться на тех началах, которые действовали ранее. Теперь «малыш» не слушается, не подчиняется и еще делает все наоборот. Протест и отстаивание своего мнения являются приемлемыми формами подросткового поведения, которое просто называют девиантным.

Другой формой поведения является делинквентная, когда подросток уже не просто протестует, а что-то пытается доказать. Зачастую доказательства он делает предоставить себе, обществу и своим друзьям. Мол, «я могу вести себя, как взрослый человек». Только понимание того, что делает взрослый человек, у всех разное.

Чаще всего можно отметить такое поведение подростков:

  • Ранее вступление в сексуальные связи.
  • Употребление наркотиков, алкоголя, курение.

Подростки считают, что такое поведение делает их взрослыми, поскольку так ведут себя более старшие люди. Однако в некоторых случаях речь может идти о преступных действиях, например, избиение человека, разбитие стекол.

Таким образом подросток показывает обществу, что повзрослел. Хотя само общество понимает, что данные поступки являются противоправными, наказуемыми и ничего не доказывающими.

Делинквентное и девиантное поведение

Все подростки совершают поступки, которые страшат, разрушают образ «милых мальчиков и девочек» в глазах взрослых. Можно сказать, что совершаемые ими поступки – способы найти себя в мире взрослых людей. Раньше они были маленькими, теперь тренируются быть взрослыми.

Очевидным становится то, что подростки копируют поведение взрослых людей, которые совершают преступления, пьют, курят, занимаются сексом и т. д. Просто за этим подростки не видят другого поведения, которое делает человека взрослым (например, заработок денег, забота о ближнем).

Вот почему их поведение является девиантным или делинквентным.

Следует отличать данные понятия. Делинквентное и девиантное поведения имеют общую черту – они противоречат общественным правилам и устоям. Подросток совершает действие, которое приносит вред. Он может вредить себе, другим людям, всему социуму.

Отличие в данных моделях поведения заключается в том, насколько сильно нарушаются государственные законы. Грубо можно обозначить такое отличие:
  1. Девиантное поведение – это поступки, которые противоречат морали, нравственности, этике того социума, в котором человек находится.
  2. Делинквентное поведение – это поступки, которые причиняют физический или материальный вред социуму или отдельному индивиду, что наказывается законом.

Оба поведения являются следствием внутреннего конфликта, который возникает у подростка, который имеет желания и цели, но должен соизмерять свои действия с правилами и законами государства.

  1. Если подросток достигает желаемого путем нарушения норм, этикета, стандартов общества, тогда его поведение называется девиантным.
  2. Если подросток самоутверждается и становится взрослым через совершение поступков, которые являются криминальными, тогда его поведение называется делинквентным. Эти действия регулируются законом.

Следует понимать, что повторяющиеся деликты (противоправные поступки) входят в привычку, делая из человека преступника (делинквента), у которого возникают постоянные проблемы с законом.

Делинквентное поведение подростков

Авторитетами для подростков являются их друзья. Родители уже отходят на второй план, становясь одними из врагов. Общение с другом или группой друзей заставляет искать общие интересы.

Можно пойти по пути занятия спортом, увлечения музыкой, развития у себя физической силы. Однако у подростков, которые не имеют хобби и увлечений, возникают другие направления общей деятельности.

Это в итоге приводит к появлению делинквентного поведения у подростков.

Обычно дети, которые не имеют интересов и увлечений, просто где-то гуляют, смотрят фильмы. Такой праздный образ знакомит их с вредными привычками и повадками. Они постепенно начинают курить, пить, колоться, нюхать травку и пр. Нередко в таких компаниях появляются бандиты, которые воспринимают физическую силу как единственное средство достижения своих целей и самоутверждения.

В зависимости от качеств характера, темперамента, интересов и наклонностей, подросток выбирает тот или иной путь. Условно делинквентных подростков можно разделить на три типа:

  1. Раскаивающиеся – они имеют острую потребность в совершении антисоциальных поступков, но потом начинают раскаиваться из-за содеянного.
  2. Бессовестные – они не только испытывают потребность в совершении асоциальных поступков, но еще и не испытывают угрызений совести, не раскаиваются. Зачастую они действуют в группе, где есть главарь, который сам ничего не делает, а только руководит остальными.
  3. Без границ – они сознательно идут против правил общества, совершая преступные поступки. Они не чувствуют границы между дозволенным и наказуемым. Взгляды их циничны, а поступки самые жестокие.

Делинквентность подростков является социальной проблемой, поскольку во многом причиной противоправных или аморальных поступков являются окружающие подростка люди:

  • СМИ, положение экономики, поведение взрослых людей. Подростки являются впечатлительными и внушаемыми. Если они видят, что люди совершают преступные действия и остаются безнаказанными, тогда они позволяют себе их тоже совершать. Если преступников оправдывают, тогда подростки ждут, что их тоже пожалеют и оправдают, если они что-то сделают.
  • Семья. Многое зависит от того, какая обстановка наблюдается в семье родителей или опекунов подростка. Если ребенок постоянно вынужден конфликтовать, его не понимают, игнорируют и прочее, тогда он естественным образом ищет других лиц, которые дадут ему желаемое. Преступники всегда вырастают в неблагополучных семьях, а точнее отношениях, где его постоянно принижали, игнорировали или ограничивали.
  • Качества характера и моральные ценности. Каждый подросток совершает поступки, которые шокируют. Однако граница, которую себе позволяет подросток, полностью зависит от его характера, темперамента, взглядов и ценностей, которыми он руководствуется. Подросток не пойдет против себя.
  • Удовлетворение желаний. Если общество не будет позволять ребенку удовлетворять его желания приемлемыми способами, тогда подросток будет готов совершить аморальный поступок. Сила желания у любого человека высока.
  • Наличие хобби и уровень интеллектуального развития. Если у подростка нет интересов, хобби и увлечений, тогда его досуг становится однообразным, монотонным, скучным. Противоправное поведение хоть как-то делает его жизнь разнообразной. При этом было отмечено, что интеллектуальный уровень преступников намного низок, чем просто у девиантных подростков. Чем легче информация, которая не требует интеллектуальных осмыслений, тем лучше для того, кто ею готов воспользоваться.

Делинквентному поведению подростков можно воспрепятствовать. Однако данная профилактика должна производиться, начиная с самого рождения ребенка.

  1. Во-первых, следует заниматься воспитанием и умственным развитием ребенка.
  2. Во-вторых, следует заинтересовывать ребенка полезными занятиями. Пусть лучше будет хобби, которое кажется бестолковым, нежели ребенку нечем будет заняться.
  3. В-третьих, следует повышать самооценку, уважать и уделять внимание ребенку. Все это будет способствовать осознанному выбору друзей в будущем.
  4. В-четвертых, следует поощрять ребенка за хорошие действия, предлагать ему варианты достижения целей.
  5. В-пятых, следует приучать к труду, создавая такую атмосферу, когда ребенку будет комфортно заниматься социально приемлемыми занятиями.

Не следует исключать влияния общества, СМИ, школы и учителей. Ребенок будет сталкиваться с негативными проявлениями людей и мира. Однако если в ребенка вложить правильные ценности и моральные устои, тогда они будут его контролировать и останавливать, когда наступит период подросткового возраста.

Формы делинквентного поведения

Самыми распространенными и тяжелыми формами делинквентного поведения являются:

  • Наркомания.
  • Преступность.
  • Проституция.

Преступное поведение подростков заставляет специалистов рассматривать уровень вовлеченности ребенка в общество, его занятость различными увлечениями, а также предпосылки, которые подтолкнули к такому поведению. Надеяться на полное исчезновение преступности в обществе не стоит. Скорее всего, существующие устои пока не способны взрастить и воспитать здоровое общество.

Наркоманическое поведение подростков заставляет рассматривать семейное положение, которое царствует у родственников наркомана, а также его уровень ощущения счастья.

Можно сказать, что наркоманами становятся люди, которые чувствуют себя несчастными. Ощущение эйфории, которое они испытывают после употребления дозы, является единственным способом расслабления и наслаждения.

Иногда подростки балуются наркотиками из интереса и любопытства.

Под проституцией понимаются половые связи с людьми, с которыми человек не состоит в брачных отношениях, не испытывает к ним никаких любовных чувств и получает за это плату. Появление проституции среди подростков может быть следствием желания заработать, неуверенности в себе и низкой самооценки, отсутствия поддержки со стороны родных, формой получения любви.

Примеры делинквентного поведения

Если рассматривать примеры делинквентного поведения, то можно разделить их на три группы:

  1. Административные нарушения. Это могут быть любые поступки, нарушающие спокойствие граждан: применение нецензурной лексики, громкая музыка по ночам, нарушение правил дорожного движения, оскорбление окружающих, проституция, употребление алкоголя в общественных местах, распространение порнографии и пр.
  2. Дисциплинарный проступок. Сюда относят поступки, которые мешают или нарушают трудовые обязательства: прогулы без причин, приход на учебу/работу в опьяненном состоянии, употребление наркотиков на рабочем месте, оскорбление школьников, учителей и пр.
  3. Преступность. Сюда относятся поступки, которые наказываются законом: воровство, изнасилование, вандализм, убийство, похищение, мошенничество, угон автомобилей, торговля психотропными веществами или наркотиками, терроризм. Если человек не достиг совершеннолетия, его наказанием будут общественные работы, направление в специализированное учебно-воспитательное учреждение, строгий выговор.

Итог

Подростки являются особенно опасными, если их действия являются противозаконными. Они еще не совсем понимают всей ответственности собственных поступков.

Также они поддаются постороннему влиянию, когда подростком управляют в корыстных целях.

Итог может быть печальным, поскольку подросток, который не меняет своего поведения, становится преступником, постоянно сталкивающимся с правоохранительными органами и наказанием.

Родители не должны упускать первых моментов появления делинквентного поведения.

Если девиантное поведение нарушает моральные и этические ценности, за что не происходит наказания, то преступные действия делают из ребенка будущего уголовника. Родители должны это жестко пресечь.

В случае необходимости можно обратиться за психологической помощью, когда будут выявлены причины делинквентного поведения и способы его устранения.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.