Боюсь отдавать ребёнка в детский сад

Содержание

Мнение нейропсихолога: Можно ли отдавать ребёнка в садик до 3 лет

Боюсь отдавать ребёнка в детский сад

Представьте, какие знания может усвоить и какие умения развить ребенок, когда он находится в постоянном стрессе?!

Когда я только начинала работать нейропсихологом, мне часто задавали вопрос относительно оптимального возраста ребенка для посещения садика. Я читала много медицинской и психологической литературы по этому вопросы.

Но заметила, что во многих случаях мнения расходятся (особенно в психологических аспектах данного вопроса). Мой профессиональный интерес усилился и личным, когда у самой появились дети.

Я первое время отвечала родителям: «Все дети разные и степень готовности к садику у всех тоже разная»

Кристина, которую отдали в садик в 1,5 года

Но как-то раз ко мне пришла на прием мама с дочкой, Кристиной (3 года). Девочка смышленая, любопытная. Но шагу шагнуть от мамы не может. А мама пришла с тревогой по поводу развития речи. Малышка умная, но практически ничего не говорит.

Играла Кристина со мной, не отходя от мамы, хотя при этом в садик ходила. Наблюдаются у врача, который и рекомендовал посещение нейропсиолога. Девочку мама была вынуждена отдать в садик в 1,5 года, поскольку на тот момент маме нужно было работать. Кристина ходила туда с трудом, все время плакала, не отпускала маму. А потом просто смирилась, но речь развиваться словно перестала.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

После той консультации я стала больше замечать, что таких деток, как Кристина, очень много.

Я не веду статистику, конечно, но наблюдаю такую взаимосвязь: чем раньше малыша отдают в детский садик, тем сложнее у него развиваются определенные высшие психические функции (внимание, мышление, речь и т.

д). Многие родители и специалисты со мной не согласятся. Я и не претендую на правоту, я только лишь делюсь своими наблюдениями.

В чем конкретно я как нейропсихолог вижу эту взаимосвязь?

Со скольки лет отдашь ребенка в садик – на столько и будет развит его мозг?

В 1-1,5 года для ребенка символом безопасности является мама и папа. Малыш интуитивно чувствует, что он не сможет о себе позаботиться, поэтому ему важно видеть и чувствовать рядом именно «своих» взрослых.

Когда мама приводит ребенка в таком малом возрасте в садик, малыш испытывает сильнейший стресс. Ему страшно, поскольку его маленький, но очень важный безопасный мир в лице мамы внезапно исчезает.

Это мы, будучи родителями и взрослыми рациональными людьми, прекрасно знаем, что вечером встретимся со своим ребенком, а вот малыш этого не понимает. Ребенок в этом возрасте живет в режиме «здесь и сейчас». И если мамы сейчас нет, значит и не будет. Иногда дети выражают этот страх криками и протестами, а иногда просто «уходят в себя».

Многие родители с гордостью говорят мне о том, что их малыш почти не плакал и вел себя спокойно. Это наша родительская иллюзия, это нам взрослым так хочется успокоить свою тревогу. На самом деле ребенок плакал, только внутри себя.

Переживание страха у ребенка в этом случае усиливается еще и тем, что внимание взрослого в лице воспитательницы рассредоточено на всех детей группы. Малыш видит, что на его потребности взрослый откликается далеко не сразу.

В моменты сильной тревоги многим детям помогают объятия, но и здесь воспитатель не может «разорваться» и дать этого рода поддержку по первому требованию.

А теперь представьте, какие знания может усвоить и какие умения развить ребенок, когда он находится в таком стрессе?! У деток, в отличие от взрослых, когда идет переживание сильных эмоции, части головного мозга, которые отвечают за развитие познавательных процессов, напрочь отключаются. Конечно, это происходит именно тогда, когда ребенка отдают в садик слишком рано.

Вам знакома такая картина, когда ребенок сильно плачет из-за упавшей на дорогу печеньки, а Вы пытаетесь донести логические доводы, что «я куплю тебе новую», «не стоит из-за этого расстраиваться» и «сам ты виноват»? Но малыш вас не слышит. Он словно поглощен своим горем по поводу печеньки. Так же и в садике, когда Ваш ребенок находится в постоянной тревоге, его мозг перестает развиваться так, как если бы он развивался дома с мамой.

Поэтому, когда я вижу очередную рекламу новомодного детского садика, где деток приглашают аж с 1 года, меня просто распирает от возмущения. Такая реклама словно подначивает мам отдать им на воспитание свое чадо. А еще мне забавно видеть, что прилагается к этому садику обучение иностранным языкам, занятия с логопедом, всякого рода умные «развивалки».

О каком обучении может идти речь, если ребенку страшно?

Так когда же стоит отдавать ребёнка в садик?

На мой взгляд, самый минимальный возраст, когда стоит вести ребенка в садик на весь день – это 3 года.

В этом возрасте уже сформирован ряд важных функций головного мозга, ребенок уже может примерно ориентироваться во времени (утро, день, вечер), он также уже уверен в том, что родители обязательно за ним придут.

Переживания и страх, конечно же, тоже будут, но не в таких масштабах и не с такими последствиями для здоровья и психического развития ребенка.

Как я уже говорила, многие родители приведут мне обратные примеры о том, как их ребенок стал лучше говорить, запоминать и соображать, ходя в садик. Да, и такое бывает, но в разы реже. Чаще всего, это связано с тем, что ребенок оказался очень стрессоустойчивым.

Его страхи компенсировались чувством интереса ко всему новому, что есть в садике.

А еще дети развиваются в садике лучше, чем дома, когда либо в семье царила неблагоприятная атмосфера (конфликты между родственниками, например), а в садике жизнь ребенка стала спокойней, либо когда личность воспитателя оказалась более открытой, внимательной и чуткой, чем личность мамы (и такое тоже бывает).

Подписывайтесь на наш канал VIBER!

Поэтому, уважаемые родители, если у Вас есть возможность растить малыша дома до 3 лет, – так будет для него лучше. На модные «развивалки» можно водить отдельно. Если важно и нужно работать маме, и я тут мам прекрасно понимаю, то бабушки и няни в помощь. Ну, а если совсем некуда деваться, то садик, но с обязательным посещением детского психолога.

На занятия с психологом Вы сможете узнать, как можно подготовить морально малыша к садику, получите подсказки, как справляться с детскими предсадичными истериками, а также Ваш малыш в кабинете психолога сможет снять то эмоциональное напряжение, которое накопилось после посещения садика.

И помните, что главное – не раннее развитие, а своевременное!

И ещё: давайте уже признаем, что садик нужен в первую очередь нам, родителям. Потому что нам так по многим причинам удобнее устраивать свою жизнь. И это ни плохо, ни хорошо.

Маленькому ребёнку нужно в первую очередь ощущение безопасности, опоры, защиты и любви. Да, собственно, и нам, взрослым, тоже…опубликовано econet.ru.

Екатерина Леонова 

Задайте вопрос по теме статьи здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Стоит ли отдавать ребёнка в детский сад: плюсы и минусы для малыша и родителей

Боюсь отдавать ребёнка в детский сад

Практически сразу после выписки из роддома молодых родителей ждёт череда бюрократических «приключений». После оформления всех документов и пособий на младенца на повестке ещё одна важная задача: поставить ребёнка на очередь в детский сад.

Одни спешат сделать это как можно быстрее, другие считают сады злом, а третьи понимают, что это необходимость, и стараются оценивать дошкольные учреждения как прекрасный вариант для работающих родителей. Действительно, вокруг детских садов сегодня большое количество споров, рассмотрим плюсы и минусы детского сада для малышей и их родителей.

Плюсы детского сада для ребенка и родителей

Конечно же, главный и неоспоримый плюс садика — это присмотр за ребёнком профессиональными воспитателями пока мама и папа пополняют семейную казну. А вот и другие достоинства детского сада:

1. Социализация. Процесс социализации человека в обществе начинается с самых первых лет, и детский сад — отличное место для этого. Здесь ребёнок в безопасной обстановке учится общаться с ровесниками и взрослыми и впервые ощущает себя частью коллектива. Психологи утверждают, что это очень важный процесс для маленького человека.

2. Дружба. Навык заводить дружбу даётся детям не с рождения, и чем старше, тем сложнее это у них получается. Уже с первых месяцев в детсадовском коллективе у малыша появляются свои симпатии и круг общения, многие из которых потом превращаются в дружбу. Общение ребёнка с родителями и родственниками таких навыков не дают.

3. Укрепление иммунитета. Частые болезни в первый год адаптации к детскому саду — непростой период для родителей.

Но педиатры утверждают, что это просто следствие столкновения организма с новыми вирусами и бактериями, то есть неизбежный процесс для ребёнка любого возраста.

Да, дети, не посещающие сад, болеют значительно реже, но в школе они все равно «отболеют» своё, по-другому иммунитет не работает. И всё-таки лучше переболеть в саду, чем подхватывать вирусы от каждого чиха одноклассника и пропускать уроки в школе.

4. Самостоятельность и освоение новых навыков.

Воспитатель в саду чисто физически не может уделять много внимания каждому из 25-30 детей, поэтому малышам приходится учиться самостоятельно одеваться и кушать.

Дома освоение этих навыков происходит гораздо медленнее, ведь мама всегда докормит и поможет надеть колготки и варежки. Так что детский сад — прекрасное место для становления самостоятельности ребёнка.

Интересно!  Как научить ребенка плавать

5.Подготовка ребёнка к школе. Дети, посещающие сад, привыкают к общению и развитию в коллективе, также им прививают усидчивость и практикуют с ними подобия уроков.

У воспитателей есть определённая программа по изучению цветов, фигур, цифр и алфавита, и если дома дети не особо поддаются обучению, то в саду этому способствует сама обстановка.

Как правило, садовским детям потом эмоционально намного проще адаптироваться к школьным правилам.

Минусы детского сада для ребенка и родителей

Противники детского сада вряд ли смогут согласиться с вышеперечисленным, ведь для них гораздо существеннее минусы таких учреждений:

1. Сложная адаптация. Действительно, мало кто из детей с первых дней с удовольствием и улыбкой проводит время в саду. Чаще всего первые посещения сопровождаются слезами и истериками, причём не только со стороны ребёнка.

Мамы корят себя, считают плохими матерями, поддаются на плач малыша и, не давая шанс саду, забирают его и увольняются с работы.

На самом деле это период длится всего месяц или два, так что при большом желании и упорстве можно договориться с ребёнком и он сам не заметит, как привыкнет к воспитательнице и будет скучать по ребятам в выходные дни.

2. Частые больничные. Частые больничные и укор в глазах непонимающих коллег и начальника уже заранее пугают маму в декрете.

Совсем избежать больничных вряд ли получится, ведь малыш впервые встретится с таким количеством вирусов в замкнутом пространстве.

Это и вправду существенный минус для работающей мамы, решить эту проблему можно разве что хорошей няней или бабушкой, которая присмотрит и полечит малыша во время болезни. Но, к сожалению, такая возможность есть далеко не у всех.

Интересно!  С 8 марта, дорогие девушки, праздником весны и красоты

3. Проблемы аллергиков и малоежек. Детское меню в саду разрабатывается профильными специалистами, но все равно подходит далеко не всем.

У аллергиков есть свой список запрещённых продуктов, и мало кто из воспитателей готов взять на себя ответственность за питание отдельно взятого ребёнка, а маме придётся постоянно переживать как бы малыш не съел чего-то вредного для него.

Похожая проблема и с малоежками, которых дома мама уговаривает есть с бубнами и танцами, адаптируя меню под вкусы юного гурмана. А в саду ребёнка заставят есть то, что дают, тем самым у малыша может появиться ещё большее отвращение к еде.

Или, наоборот, его никто не будет заставлять и уговаривать, тогда он просто останется голодным. Ну или самый позитивный вариант — чувство голода победит и ребёнок, смотря на соседей по столу, тоже присоединится к трапезе.

4. Плохой присмотр и конфликты. Каждая мама хочет уберечь своего ребёнка от чужого давления и нападок.

Отдавая ребёнка в сад, многие мамы боятся, что воспитатель может быть не достаточно терпеливым и профессиональным, и, к сожалению, такие ситуации всё-таки бывают. Да и травля в самом детском коллективе — не редкое явление.

Но дети не умеют скрывать эмоций и переживаний, так что чаще беседуйте с детьми и расспрашивайте, как прошёл их день. При любом малейшем подозрении сразу же обращайтесь к воспитателю и заведующей.

5. Собственный негативный опыт. У многих из нас, уже взрослых женщин и мам, до сих пор хранятся в памяти воспоминания о детском садике.

И не всегда они наполнены радостью и позитивом, такой опыт мамы очень часто склонны проецировать на своего ребёнка, который ещё даже не собирается в сад. И чем ближе сад, тем больше накручиваний и переживаний.

Тут просто важно понять, что у вашего ребёнка будет свой собственный опыт, настраивайтесь на то, что он обязательно будет положительным.

воспитание детей, здоровье ребенка, развитие ребенка

Ребенок не хочет ходить в садик? Приучаем к садику без слез

Боюсь отдавать ребёнка в детский сад

Не секрет, что многие родители сталкиваются с такой проблемой, как нежелание ребенка ходить в детский садик. От постоянных истерик малыша по утрам страдает вся семья, и в первую очередь сам кроха.

Кто-то данную проблему решает просто – насильно отводит малыша в садик, не смотря на его капризы. Ну а кто-то пытается понять, в чем кроется причина истерик малыша, и что его так пугает в саду. Точно можно сказать одно, пускать на самотек проблему нельзя.

Необходимо непременно выяснить, в чем дело, и сделать соответствующие выводы.

Возможные причины

Малыш может бунтовать против садика просто из-за того, что он вредничает. Но чаще всего проблема кроется более глубоко. Поэтому родители должны узнать некоторые причины, по которым ребенок может отказываться от посещения детского сада. Ведь бежать к руководству дошкольного учреждения со скандалами или ругать малыша – это не выход.

  1. Напряженное общение с детьми. Каждый ребенок индивидуален, поэтому не исключено, что ваш кроха просто замкнут в себе и не охотно идет на контакт с другими малышами.
  2. Насмешки. Многие дети в раннем возрасте плохо выговаривают некоторые буквы, неуклюже ведут себя. А другие дети это быстро замечают и начинают высмеивать ребенка с проблемами. Они делают это не со зла, просто таковы особенности данного возраста. Кстати, объектом насмешек могут стать и детки с патологией внешности (шрамы, родимые пятна на лице и пр.). Повлиять на ситуацию в данном случае вам будет сложно, и дальнейшее развитие отношений между детьми полностью зависит от компетентности воспитателя и психологической подготовленности вашего ребенка.
  3. Неготовность малыша посещать садик. Если вы не научили ребенка слушать и уважать взрослых, не приучили его к новому распорядку дня, то ваше чадо будет бунтовать против детсадовского режима и новых правил. Если он раньше проводил время так, как хотел, и ему никто не перечил, то вам стоит быть готовыми к истерикам.
  4. Смена детского сада. Если вы только перевели ребенка в другой детский садик, то он, скорее всего, будет скучать по старым приятелям, а отношения с новой группой будут складываться сложно, ведь в ней уже тоже будет сложившийся коллектив.
  5. Проблема в воспитателе. Многие мамы считают, что воспитатели в саду ведут себя крайне не корректно по отношению к детям. И хотя на самом деле это в большинстве случаев не так, все-таки стоит взять во внимание и данный вариант. Если вы точно знаете, что педагог ведет себя с вашим ребенком грубо, позволяет себе проявлять жестокость и даже рукоприкладство, то самое время решить проблему кардинально. Ведь даже если вы поговорите с руководством, и воспитателя накажут, кроха все равно будет бояться каждой новой встречи с ним.
  6. Непривычная обстановка. Малыши остро реагируют на такие вещи, о которых взрослые даже и не задумываются. Незнакомое помещение, множество чужих лиц и новых вещей – все это может стать причиной для расстройства малыша, и он будет требовать вернуть его в привычное русло, домой.
  7. Семейные проблемы. Многие родители даже не подозревают о том, что обстановка в доме в первую очередь влияет на их ребенка. Ссоры и конфликты, рукоприкладство и алкоголизм – все это оставляет свой отпечаток на психике малыша, а отказ от посещения детского сада, лишь прикрытие самой настоящей депрессии.

Чтобы понять, в чем именно кроется причина утренних истерик вашего малыша, присмотритесь к нему, поговорите с воспитателем и другими мамами. Если вам не удастся выяснить причину самостоятельно, то стоит задуматься над посещением психолога.

Ведь проблему в любом случае нужно решать, и чем раньше вы это сделаете, тем будет лучше, прежде всего для вашего чада. Задавать малышу вопрос о том, почему он не хочет ходить в сад, не стоит. По крайне мере это нужно сделать как-нибудь мягко, играя.

Потому что получить точного ответа на вопрос заданный в лоб, вряд ли получится.

Выражение протеста

Когда ребенок не хочет ходить в сад, а вы безуспешно пытаетесь его приучить к нему, вы должны обратить внимание на то, как он выражает свой протест. Многие дети вместо того, чтобы открыто показать свое нежелание родителям, избегают слез и держат все свои эмоции глубоко в душе. Поэтому ваша задача понять, каким образом ваше чадо выражает протест против детского сада.

  1. Словесная форма. В то время, когда вы пытаетесь приучить кроху к детскому саду, ваше чадо ежедневно сообщает вам, что он не желает расставаться с вами, и не хочет посещать садик. Кто-то делает это непосредственно на пороге детского сада, ну а кто-то бунтует перед сном. Причем словесный протест редко обходится без слез и истерик.
  2. Истерика. Приучить ребенка к садику, когда по утрам у него случается настоящая истерика, достаточно сложно. Поэтому данная форма протеста является одной из самых выраженных и в тоже время распространенных. В момент истерики малыш кричит, сопротивляется и совершенно не реагирует на доводы окружающих, он просто не замечает их. Ребенок может легко перейти от слез к топанью ногами, раскидыванью вещей, размахиванию руками. Некоторые малыши даже начинают кататься по полу и биться головой. Такая ситуация требует немедленной реакции со стороны взрослых. Первое время можно постараться самостоятельно выяснить причины и решить проблему, но если ситуация не улучшается, и вам по-прежнему не удается приучить малыша к садику, то стоит незамедлительно обратиться за помощью к специалисту.
  3. Плач. Если ваш кроха просто плачет каждое утро, но не истерит, то вам следует пообщаться с воспитателем и самим малышом.
  4. Протест в скрытой форме. Это самая сложная ситуация, которая достаточно часто «спускается родителями на тормозах». Когда кроха кричит и шумит, во всеуслышание заявляя о своем нежелании ходить в сад, видно всем и сразу. А вот когда кроха боится или не может выразить свои эмоции и желания, тогда чуткость нужно проявить родителям. На что стоит обратить внимание? Во-первых, малыш медленно собирается в садик, тянет время. Во-вторых, малыш выглядит уставшим и совершенно обессиленным. В-третьих, кроха придумывает различные предлоги и предлагает альтернативу походу в детский сад (посидеть с бабушкой, остаться дома с папой, ведь у него выходной, и т.д.). В-четвертых, кроха показывает во время игры, каким плохим он видит детский сад (куклы тоже не хотят идти, а сад на рисунке выглядит мрачно). В-пятых, малыш может начать страдать бессонницей и потерей аппетита.

Когда ребенок не хочет посещать сад, важно заметить первые звоночки проблемы. Только чуткие родители могут своевременно понять, в чем дело, и решить вопрос. Поняв причины беспокойства крохи, можно будет приучить ходить малыша в сад безболезненно и без слез.

Выяснение причин и решение проблемы

Итак, вы поняли, что ваш кроха против детского сада. Вы увидели, что он пытается донести до вас свои чувства и просит помощи. Но что же делать, спросите вы. Решение проблемы полностью зависит от причины ее возникновения. Поэтому действовать в каждом конкретном случае нужно будет по-разному.

  1. Разговаривайте с ребенком. Когда вы забираете малыша из садика, спрашивайте у него, как прошел его день, чем он занимался, что делали остальные дети, чем предлагал заняться воспитатель. Такого непринужденного разговора по душам обычно хватает для того, чтобы выявить причину. Возможно, дети обижают его, доводят до слез, не хотят с ним играть, или воспитатель слишком требовательно подходит к занятиям, пытаясь приучить к новому распорядку.
  2. Поговорите с воспитателем. Так уж сложилось, что определенный период своей жизни ребенок должен проводить в саду рядом с воспитателем. И именно от него зависит многое в его состоянии и настроении. Не стоит грубить и разговаривать на повышенных тонах, наоборот, попросите совета у воспитателя, расспросите его о поведении своего крохи, о его успеваемости.
  3. Если вы видите по утрам, что большая часть детей идет в группу в слезах, пора задуматься над созывом родительского собрания. Возможно именно на нем, выслушав мнение всех родителей, вы сможете понять, почему дети отказываются посещать садик.
  4. Пусть ребенок нарисует садик. Яркие и радостные тона говорят о том, что в саду крохе хорошо, а причиной его истерик является домашняя атмосфера. А вот если садик на картинке выглядит мрачно, то стоит показать творчество крохи психологу или же поговорить с воспитателем.
  5. Спросите у воспитателя, как проходят занятия малыша. Возможно, он рисует или лепит хуже других детишек, а они смеются над ним. Тогда вам стоит приложить некоторые усилия и позаниматься с ребенком дома.
  6. Если же у вашего ребенка имеются проблемы с речью, то не скупитесь, посетите хорошего логопеда. Ведь дефекты речи достаточно часто становятся помехой в социализации детей.
  7. В случае, если ваш малыш болен такими заболеваниями, как аутизм, олигофрения, синдром Дауна, у него имеются проблемы со зрением или слухом, постарайтесь найти специализированный садик. Таким образом вы сможете не только избежать насмешек в адрес крохи, но и поможете ему развиваться по определенным правилам. Ведь коррекционные группы проводят ряд лечебных и профилактических занятий.
  8. Если вы знаете, что ваш малыш чрезмерно эмоционален и чувствителен, то постарайтесь найти хорошего детского психолога, который поможет немного укрепить психику. В противном случае приучить малыша к поведению других детей будет практически невозможно, а каждая безобидная шутка в его адрес будет доводить его до слез.
  9. Чаще гуляйте с ребенком на детских площадках и в парках. Некоторые родители берегут своих детей и не позволяют им общаться (а вдруг малыша ударят, он чем-нибудь заразиться, свалиться с качелей, наестся песка и пр.), что в последующем ведет к тому, что кроха просто не знает, как можно играть с другими детками, как себя нужно вести в обществе и т.д.
  10. Перед тем, как начать водить кроху в сад, приучите его к новому режиму дня. Пусть малыш ест и спит примерно в то время, когда это делают дети в саду.
  11. Постарайтесь с малых лет донести до своего чада, что взрослых нужно не просто слушаться, но и уважать. Малыш должен также понимать, что мама, папа, бабушки и дедушки – это родные и близкие люди. А вот воспитатель, медсестра, логопед или заведующая – это уже практически его «начальство».
  12. Если все способы и возможные проблемы не подходят именно для вашей ситуации, то остается два варианта – хотя бы один день побыть с малышом в группе и увидеть ситуацию собственными глазами, либо перейти в другой садик. Но последний вариант крайне нежелателен. Ведь это еще один стресс для малыша.

Общие советы и рекомендации

Все вышеперечисленное непременно должно помочь вам и вашему малышу. Однако имеется еще несколько общих советов, о которых тоже нужно знать и помнить.

  • если крохе нравится его сад, но вам нужно переехать, постарайтесь не менять садик, лучше затратить больше времени на дорогу до сада, нежели вновь проходить адаптацию к группе и воспитателю;
  • не ругайте малыша во время его истерик, это лишь усугубит ситуацию;
  • не ссорьтесь при малыше, даже развод родителей не должен пагубно отразиться на его психике.

Учитывая всю изложенную информацию, вы наверняка сможете понять, почему малыш не хочет идти в садик. Первое, что нужно сделать – это сопоставить все факты и сделать правильные выводы.

Если вам не под силу сделать это самостоятельно, или вы не понимаете, в чем кроется истинная причина, то лучше сразу ведите ребенка к психологу. Всего несколько индивидуальных занятий  и вы не узнаете своего малыша.

Возможно, и сами посмотрите на мир другими глазами.

Загрузка…

Почему мы боимся отдавать ребёнка в детский сад, и что с этим делать?

Боюсь отдавать ребёнка в детский сад

Мама в декрете с малышом… Для одних женщин — это радужное, насыщенное яркими событиями время. Для других – период интенсивной работы и серьёзных личностных изменений. Как бы то ни было, мать и дитя успевают сильно привязаться друг к другу, научиться взаимодействовать и понимать друг друга буквально с полуслова.

Но вот наступает пора, когда необходимо принять решение о том, стоит или нет начинать ходить в садик. И тут вас могут одолевать различные сомнения и страхи. «Боюсь отдавать ребёнка в детский сад» — признаются многие своим родственникам и друзьям.

Зачем ребёнку детский сад?

  • Садик – начальная ступень адаптации малыша к обществу (после родителей и близких родственников). Он усваивает определённые правила поведения, наблюдает за другими детьми и взрослыми, приобретает новые умения. Бывает и так, что малыши боятся чужих детей, что делать в этом случае, узнайте из статьи Ребенок боится других детей>>>;
  • Включенность в группу сверстников позволяет реализовывать ребёнку потребность в общении. И, как следствие, активнее развивается речь;
  • Малыш получает хороший опыт общения со взрослыми (с воспитателями). Это помогает в дальнейшем лучше взаимодействовать с учителями и другими людьми;
  • В садике создаются условия для умственного и физического развития ребёнка;
  • Детский сад предоставляет возможности для развития самостоятельности.

7 страхов мам относительно детского сада

Несмотря на все перечисленные полезные моменты, многие мамы боятся отдавать ребёнка в детский сад. Почему?

  1. Малыш не будет в безопасности;

Ведь в садиках очень большие группы (по 30 человек!), воспитатель не может одинаково хорошо за всеми уследить.

Что делать?

  • Постараться доверять, ведь почти все мы (и знакомые, и родственники) – выходцы из детских садов, и всё вроде бы неплохо завершилось в своё время;
  • Всесторонне изучайте воспитателей и методы их работы. Настоящие профессионалы своего дела всегда держат всё под контролем и умеют правильно распределять своё внимание. Главное в этом вопросе – истинный интерес к детям и умение вызывать у них доверие к себе, чтобы они сами хотели быть рядом с воспитателем и обращаться к нему;
  • Важно вовремя донести до ребёнка правила поведения на улице и в общественных местах в отсутствие родителей, чтобы уберечься от опасности. По этому вопросу читайте статью: Как правильно гулять с ребенком?>>>;
  1. Ребёнок будет много болеть;

Самый распространённый страх мамочек перед садиком. И, конечно, оснований для него предостаточно.

Что делать?

  • С одной стороны, принять это как данность;
  • С другой — ещё задолго до садика способствовать укреплению иммунитета ребёнка с помощью полноценного питания (с обязательным присутствием овощей и фруктов) и приобщения к здоровому образу жизни (физические упражнения, лёгкое закаливание, адекватная погодным условиям одежда: не переохлаждать и не перегревать).

Список естественных способов, как поддержать иммунитет ребенка в такой непростой для него период, поймете, почему ребенок болеет часто и как эту ситуацию изменить, мы подробно рассматриваем в курсе Здоровый ребенок>>>

И помните, что это — этап продолжения укрепления иммунитета, ведь многие заболевания (такие, как ветрянка) лучше перенести в детстве.

  1. Ребёнок будет недоедать (плохо питаться) в садике;

Особенно силён этот страх, в случае, когда малыш и дома кушает не очень хорошо, избирательно, с «песнями» и уговорами мамы.

Что делать?

  • Вы всегда сможете обсудить эту ситуацию с воспитателями, попросить внимательно следить за тем, как и что кушает ваш ребенок;
  • Во время приёма пищи они могут посадить его рядом с детьми, которые едят быстро и хорошо. Обычно это даёт положительный эффект;
  • Если  ребенок кушает выборочно и у него плохой аппетит, обязательно начните заниматься по курсу Едим с удовольствием!>>>;

Это позволит не только выправить аппетит, но и приучить ребенка к здоровому, разнообразному питанию. Не затягивайте этот вопрос. Аппетит ребенка можно вернуть до 3 лет, затем все идет гораздо сложнее. И чем более разнообразную пищу привыкнет кушать ваш малыш до начала посещения садика, тем быстрее он сможет адаптироваться к предлагаемым там блюдам.

  1. Ненадлежащие бытовые условия в садике, которые могут создавать дискомфорт и препятствовать развитию;

Что делать?

Познакомьтесь заранее с детским садом и решите, подходят ли данные условия для вашего крохи. Нередки ситуации, когда родители помогают в чём-то улучшить их. Но всё же наличие в садике хороших специалистов и внимательное отношение к детям обычно важнее, чем отсутствие новой мебели и пластиковых окон.

  1. Ребёнка будут обижать в садике другие дети;

Чаще всего этот страх посещает родителей, чьи дети тревожны и плохо идут на контакт.

Что делать?

  • Как бы сильны ни были ваши переживания, важно понять, что смелость и уверенность появятся у ребёнка только в процессе общения с окружающими;
  • Настройтесь на то, что у него будет близкий друг в садике, который поможет ему легче справиться с трудностями;
  • Учите малыша взаимодействовать с другими детьми во дворе (на детской площадке), объясняйте и показывайте, как можно приемлемо дать отпор.

Кстати, мы подробно разбираем все трудности в общении с детьми, которые могут возникать в детском саду в курсе Я иду в детский сад!>>>.

Вы получите конкретные фразы, шаблоны поведения и сможете защитить своего ребенка от обидчика. Хотя, вы сможете даже больше – вы сможете  сделать из обидчика верного друга вашего ребенка и защитника. Данный вопрос обязаны контролировать воспитатели, поэтому вы всегда сможете обсудить с ними варианты поведения в конкретной ситуации.

  1. Ребёнка будут наказывать воспитатели;

Да, действительно, нелегко доверить часть воспитательного процесса своего малыша абсолютно чужому человеку. А вдруг попадётся не совсем компетентный сотрудник детского сада? Или он будет слишком авторитарным? Или за что-то может невзлюбить вашу кроху?

Что делать?

  • В первую очередь, необходимо как можно больше узнать о воспитателях (и лично, и от знакомых, и из отзывов в интернете), постоянно общаться с ними;
  • Наблюдайте за интонацией и действиями, когда они что-то рассказывают о вашем ребёнке;
  • Спрашивайте у малыша, нравятся ли ему «тёти-воспитатели», кто из них больше?
  • Помните о том, что умеренная строгость всегда лучше попустительства и лёгкие наказания (ни в коем случае не физические) могут быть необходимы;
  • Конечно, если совсем не устраивают сотрудники садика, то имеет смысл перейти в другой или пожаловаться в администрацию города.
  1. Малыш ещё не готов к садику;

Готовность может быть физическая и психологическая.

Что делать?

  • Задача родителей – к началу посещения детского сада сформировать у ребёнка необходимые поведенческие навыки, основные из которых – ходить на горшок, мыть руки, кушать и одеваться самостоятельно. Это он должен уметь к трём годам (похвально, если с вашей помощью он освоил данный комплекс действий гораздо раньше);
  • Если вы отдаёте малыша в более раннем возрасте в частный детский сад, то там, как правило, эти навыки помогают развить;
  • Другой, не менее важный аспект, — готовность психологическая, выражающаяся в том, что ребёнок может остаться на целый день без родителей в коллективе совершенно чужих для него других детей и взрослых;
  • Главное здесь – последовательность и чуткое отношение к потребностям малыша. Приучайте его к обществу, чаще бывайте в людных местах, гуляйте на детских площадках, обращайте внимание крохи на окружающих, рассказывайте о них, сами больше общайтесь с ними в его присутствии;
  • Сначала можно приводить ребёнка в садик только во время совместной прогулки с его группой. Затем попробуйте оставлять его до тихого часа. Далее, при успешной адаптации, можно уже будет забирать малыша после полдника. А потом — оставлять и на целый день.

В современных условиях многие семьи могут позволить себе вообще не водить ребёнка в детский сад. И этот выбор тоже оправдан.

Например, если мама полностью отдаёт своё время занятиям с малышом и его всестороннему развитию.

  1. Важны здесь и физические упражнения, и применение техник по совершенствованию речи, обучение чтению и письму;
  2. Необходимо уделять время и развитию музыкального слуха и чувства ритма;
  3. Но, очевидно, наиболее значимым станет процесс знакомства своего крохи с внешним миром и приобщения к социуму. Следует много времени проводить на детских площадках, бывать в гостях у знакомых, приглашать к себе семьи, в которых есть малыши.

Важная задача для мамы – самой работать со своими страхами с помощью самовнушения, успешных примеров других людей и внимательного отношения к потребностям и интересам своего ребёнка.

Чем больше вы боитесь и накручиваете себя, тем быстрее можете передать свои страхи малышу, а это лишь негативным образом скажется на адаптации к садику. Развивайте у него самостоятельность и интерес к другим детям, и процесс адаптации пройдёт более успешно.

Ребенок боится идти в детский сад: в чем причина страхов

Боюсь отдавать ребёнка в детский сад

Малыш всю дорогу с удовольствием шагает рядом с вами, но перед дверью в дошкольное заведение упирается, начинает плакать и говорит, что боится заходить в группу. Вы в растерянности: с одной стороны — надо спешить на работу, а с другой — сердце разрывается, видя, насколько ребенок боится идти в детский сад.

Видя его неподдельный испуг, зареванное и искаженное страхом личико, возникает одно желание — бросить работу, забрать его домой и продлить декрет.

Но что делать, если это невозможно? Как понять причину детского страха и решить проблему без ущерба для психики любимого чада? Получить ответ на этот вопрос можно с помощью знаний, которые дает тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Почему ребенок боится идти в детский сад

Взрослый человек не всегда адекватно воспринимает детские страхи и реагирует на них. Иногда они просто кажутся капризами. Одни мамы пытаются разобраться в этом, а другие продолжают — несмотря на то, что ребенок боится — водить его в детский сад: «Пусть приучается к слову “надо”!» Решив таким образом свою проблему, родители не задумываются, что послужило причиной страха.

Зачастую мама сама не готова расстаться с малышом, сильно переживает, боится, и это состояние передается ребенку.

Кроме того, мы, взрослые, привыкли воспринимать детские страхи «текущими проблемами» и не придавать значения тому, что способно внушить ребенку ужас.

«Подумаешь, с мужем очередной раз поругались!» А малыш чутко реагирует на малейшее изменение настроения мамы — для него это вопрос выживания.

Иногда детей в младших группах пугают сами воспитатели, убивая на корню желание идти в детский сад. За разбитую чашку — за ухо и в темную комнату: «Не будешь слушаться, закрою одного, будешь знать!» А страшные сказки перед обеденным сном — это вообще отдельная тема.

Но все ли дети пугаются подобных «методов воспитания»? На тренинге «Системно-векторная психология» Юрий Бурлан объясняет, что чувство страха, а иногда и панического ужаса, испытывают люди, наделенные от природы зрительным вектором. Именно им присуща природная способность переживать сильные чувства и эмоции от любви до страха в зависимости от развитости природных свойств психики.

Страхи детей

Можете себе представить ребенка со зрительным вектором, которого закрыли в темной комнате. Ведь страх темноты в зрительном векторе связан, в первую очередь, со страхом смерти.

В темноте малыш чувствует себя беззащитным и уязвимым, будучи не способным воспользоваться зрением — основным «каналом связи» с внешним миром.

Тогда бурное воображение дорисовывает страшных монстров, которые, по его мнению, могут жить в темной комнате. После пережитого вряд ли захочется еще раз идти в детский сад.

Кроме этого в период адаптации в детском саду страх у детей может возникать и по другим причинам:

  • Например, страх, что оставят и не заберут домой, может появиться у ребенка, если в семье он не получает чувство защищенности и безопасности. В первую очередь это ощущение ребенку обеспечивает мама, но и общая атмосфера в семье влияет на то, чувствует ли ребенок себя в безопасности. Если родители часто ругаются, обзывают ребенка, он может решить, что его просто бросили в саду.
  • Страх остаться без мамы или расстаться с ней на долгое время могут испытывать и дети, у которых есть анальный вектор, ведь такие малыши очень сильно к ней привязаны.
  • Страх перед новым и неизведанным также может возникнуть у детей с анальным вектором. Они дольше других привыкают к смене обстановки. В данном случае ни врач, ни психолог вам не поможет — необходимо только время и терпение.
  • Страх детского коллектива может испытывать ребенок, у которого есть звуковой вектор. В силу психических особенностей, ему больше нравится находиться одному в тишине, думать о своем. А при виде оравы детей может возникать страх и нежелание идти в детский сад.

Если родитель, видя, что ребенок боится, оставит это без внимания, не будет помогать, отмахнется со словами: «Перерастет» или «Мы пережили, и он переживет», страхи зрительного вектора перерастут в фобии, с которыми справиться труднее. В таком случае малыш не только будет бояться идти в детский сад, он начнет бояться всего на свете, и простые советы уже не помогут.

Идти в детский сад с удовольствием

Если ребенок по возрасту и развитию готов идти в детский сад, особых проблем с адаптацией не будет. Бывают ситуации, когда ребенок утром идет в детский сад со слезами, а вечером его невозможно забрать — это просто период адаптации. В течение года ребенок привыкнет к новой обстановке и коллективу, будет с удовольствием бежать, ожидая новой порции игр и общения со сверстниками.

Но если все-таки ребенок боится идти в детский сад, то ни в коем случае нельзя стоять и смотреть, как его в слезах забирает воспитатель. В первую очередь необходимо выяснить причину страха. Если она связана с конкретной ситуацией — воспитателями или другими детьми — необходимо поговорить об этом сначала с воспитателем, а если проблема не решится, то с заведующей ДОУ.

А если ребенок не может объяснить, почему боится идти в детский сад, проблема лежит гораздо глубже. У детей со зрительным вектором появление чувства страха зависит еще и от правильности развития. Если ничего не делать в этом направлении, страхи только усилятся.

Чтобы правильно развить ребенка со зрительным вектором, нужно больше времени проводить с ним, больше разговаривать, спрашивать, что его волнует. Читать малышу литературу на сострадание, развивая его чувственное восприятие, а не сказки-страшилки «про серого волчка», который придет ночью и укусит, рождая новые страшные фантазии.

Научитесь понимать и чувствовать своего малыша, постройте с ним эмоциональные, доверительные отношения, и когда придет время, он с удовольствием и без страха сам согласится идти в детский сад.

«…Если надо было идти в сад, это была целая истерика, в машине ездить она тоже не могла, брыкалась, била ногами по окну и по сиденьям, отстегивалась, кричала истошно, мешала вести машину… Если ей не давали то, что она хочет (новую игрушку или конфеты), закатывались «падучие» истерики.

 
Мне было очень сложно с ней общаться, даже когда мы общались всего 2-3 часа вечером после сада, мне было это выше крыши, я от нее уставала ужасно, про выходные и говорить нечего, это был кошмар.

Не могу точно сказать каким образом СВП повлияла на поведение ребенка, но она очень изменилась, стала нормально разговаривать без крика и плача, стала нормально реагировать на отказы (например сладкого), с ней стало возможно и даже очень легко договориться!..»
Надежда У., переводчик, Москва

«…Кажется, что прошло 100 лет. А на самом деле полтора месяца.

Отношения с ребенком поменялись полностью! Я теперь постоянно говорю ему, что я его люблю, что вечером мы обязательно встретимся, что он под моей защитой.
Я ожила.

Свидетелями моих перемен были, как ни странно звучит, люди в автобусе, на котором я ездила на работу. Каждый день в одно и тоже время одни и те же люди…»
Оксана Б., Горловка

Как упоминали выше, состояние ребенка напрямую зависит от мамы.

Уже на бесплатном онлайн-тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология» вы сможете понять те значимые моменты, что определяют поведение вашего ребенка: врожденные свойства психики, потенциальные таланты, желания и страхи. Вы разберетесь, как помочь ребенку сейчас и заложить основу для максимально удачного сценария его жизни.

На бесплатный онлайн-тренинг регистрируйтесь по ссылке.

Автор Алла Жалковская

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Поделитесь этим с другими:

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.