Акалькулия: виды, причины возникновения, профилактика и лечение

Акалькулия: виды, причины возникновения, профилактика и лечение

Акалькулия: виды, причины возникновения, профилактика и лечение

Акалькулия, как правило, является симптомом какого-либо психического заболевания, но иногда выступает и в качестве самостоятельной патологии.Исходя из основной причины, болезнь разделяют на первичную и вторичную формы. Первичная акалькулия возникает из-за поражения теменной, затылочной или височной доли левого полушария коры головного мозга.

Вторичная акалькулия включена в структуру нейропсихологического синдрома. Это значит, что она может сформироваться при общем нарушенном развитии интеллекта и на фоне иных психических расстройств.

Данная форма болезни развивается при вовлечении в патологический процесс височной или затылочной доли коры головного мозга, а также ее префронтальных отделов в результате травм или органических патологий.

Формы и клинические проявления

Как уже отмечалось, акалькулия может быть первичной и вторичной. Эти основные виды заболевания были выделены в 1919 году ученым Ф. Хеншеном. Проявления первичной формы болезни обычно следующие:

  • непонимание разницы между числами – пациент не имеет возможности различить, к примеру, числа 138 и 183 и т.д.;
  • невозможность отличать числовые разряды;
  • затруднения при выполнении даже простейших арифметических действий;
  • отсутствие самого числового понятия;
  • невозможность сравнивать числительные значения.

Отсутствие способности отличать разные числа обычно наблюдается у людей с поражением теменной области. Так, у больных особые затруднения могут вызвать числовые значения, в составе которых имеется «ноль», также имеются сложности при сравнивании чисел. Закономерным итогом первичной формы болезни становится нарушение разрядной оценки числовых значений.

Иногда акалькулия не лишает человека полностью математических способностей. Некоторые больные сохраняют навыки сложения, тогда как вычитание становится для них просто невыполнимой задачей. Также в клинической практике не редки случаи, когда акаклькулия сопровождается нарушениями речевого аппарата.

Вторичная форма патологии выявляется у пациентов на фоне некоего нейропсихологического заболевания. Если при этом отмечается поражение затылочной области, пациент может утратить нормальное визуальное восприятие чисел, иногда забывая и их устные названия.

При вовлечении в патологический процесс височной области страдает в большинстве своем слуховое восприятие.

Если патологический процесс коснулся префронтальных областей, происходит расстройство целенаправленной деятельности, планирования каких-либо счетных действий и контроля над ними.

Аспекты синдрома

Впервые сведения о таком заболевании, как акалькулия появились в 1919 году. По итогам исследований патология была разделена на первичную и вторичную. Первичная форма развивается при поражении височной, теменной и затылочной части коры головного мозга. При таком развитии у больного нарушается возможность произведения анализа и синтеза пространственных представлений.

Пациент не может различить цифры, произвести какие-либо действия с ними. Врачами был установлен факт, что сложность возникает из-за отсутствия понимания у человека «лево, право, вверх, вниз».

Наибольшую сложность эти нарушения вызывают у детей. У ребенка может не наступить понимание пространства к периоду начала обучения в школе. Это приведет к невозможности освоения арифметических цифр.

Симптомами первичной акалькулии являются:

  • Отсутствие разницы между цифрами. Например, больной не понимает, чем отличается 545 от 455.
  • Невозможность провести различия между разрядами чисел.
  • Полное отсутствие понятия числа.
  • Непонимание пространственных координат.
  • Сложность в проведении любых видов арифметических действий.

Вторичный вид патологии наблюдается при общем расстройстве умственной деятельности или при психических нарушениях.

Симптомы акалькулии

Клинические проявления варьируют в зависимости от формы патологии.

Первичная акалькулия характеризуется отсутствием понимания понятия число, числовых разрядов (например, пациенты не видят разницы между числами 152 и 125), невозможностью сравнения чисел, проведения простейших арифметических вычислений.

Сочетается с возникающей при поражении теменной области пространственной агнозией, проявляющейся нарушением ориентации «право-лево», «верх-низ», восприятия системы координат и т. п.

Вторичная акалькулия выявляется в сочетании с прочими расстройствами когнитивной сферы: агнозией, апраксией, афазией, амнезией. Оптическая форма проявляется отсутствием или ошибками узнавания изображённых чисел.

Больные не могут назвать увиденное число, путают схожие по рисунку цифры (7 и 1, 9 и 6). Сохранено понятие числа, восприятие чисел на слух, способность производить счётные операции в уме.

Типична симптоматика зрительной агнозии — неузнавание букв, лиц, изображений предметов. Отмечается дисграфия, дислексия.

Сенсорная акалькулия сопровождает слуховую агнозию — нарушение узнавания звуков, элементов речи. Пациенты не понимают услышанное, говорят много, с перестановкой слогов, повторами, ошибками. Чтение чисел, понимание прочитанных арифметических вычислений страдают в меньшей степени.

Акустико-мнестическая форма связана с расстройством объёма восприятия чисел, образов-представлений, затруднённым вспоминанием числа по названию. Характерно увеличение числа ошибок написания цифр под диктовку при увеличении скорости их подачи, большом объёме задания, повышенной зашумлённости.

Счёт затруднён, понятие числа, разрядов, структуры счёта сохранны.

Лобная акалькулия проявляется в структуре апраксии. Нарушение касается последовательности выполнения математических вычислений наряду с расстройством деятельности при решении любых поставленных задач.

Больной владеет автоматизированным счётом в пределах десятка, пониманием простых чисел, таблицей умножения, но не может оперировать многозначными числами, составить число по предложенным цифрам, найти состав числа, решить пример с простыми числами в несколько действий.

Отмечаются изменения психоэмоциональной сферы: импульсивность, лабильность, стереотипность, агрессивность, нарушенное поведение.

Лечение и коррекция

При терапии акалькулии основные лечебные мероприятия должны быть направлены на устранение причин возникновения заболевания.

Выбор программы коррекции зависит от формы болезни, и, соответственно, причин ее возникновения. Комплексная терапия осуществляется такими специалистами: клинический психолог, дефектолог, психиатр, специалист нейропсихологии.

Первичное нарушение

При первичной форме акалькулии основная задача состоит в восстановлении у пациента восприятия чисел, их разрядов. Применяются специальные методики, основным принципом которых является работа с визуальной памятью пациента.

Применяются карточки с изображением чисел, предметов и их количества. Предпочтительно использовать яркие и разнообразные цвета, так как это способствует лучшему восприятию и запоминанию. При работе с детьми желательно использовать игровые формы.

Работа с числами заключается в необходимости разложить любое из них на вариации. Вспомогательным инструментом могут быть палочки. К примеру, больному называют число 7 и дают задание разбить его на возможные составляющие.

Пациент выполняет эту задачу, раскладывая палочки в таких комбинациях: 3+4, 2+5, 1+6. Все действия записывают в дневник терапии. При прогрессировании результата добавляют устное комментирование математических действий – все операции сопровождаются проговариванием. Это способствует развитию способности производить счет в уме.

При нарушении восприятия названий чисел и их разрядов, работа специалистов заключается в проговаривании чисел от 1 до 100 вместе с пациентом, и параллельными пояснениями касательно единиц, десятков. Одним из упражнений является записывание чисел цифрами под их буквенными обозначениями. Например, рядом со словами двести сорок один записать 241.

После 3 занятий к наглядным и образным материалам следует присоединять устные формы работы, озвучивание арифметических действий.

Особенности акалькулии у детей

У детей, чаще всего, наблюдается именно первичная разновидность акалькулии. Это случается в возрасте от 5 до 11 лет.

Ребенок не воспринимает любую арифметическую информацию, которую ему пытаются донести в школе. Он не понимает, как можно вообще проводить какие-то операции с непонятными знаками, называя их числами.
Нейропсихические нарушения могут привести к тому, что малыш не сможет различать «лево» и «право».

Обычно данное заболевание лечится до 12 лет.

6

Диагностика дискалькулии

Дискалькулию у детей родители способны увидеть сами, при проявлении патологии необходимо сразу обращаться к врачу. Конкретный вид заболевания устанавливается после консультации с логопедом, неврологом, психологом.

При беседе ребёнка с врачами, ему предлагают посчитать, совершить простое действие в арифметике, расположить карточки с цифрами в порядке уменьшения или увеличения. В зависимости от выявленных нарушений в процессе выполнения заданий, будет установлен вид заболевания.

Виды дискалькулии выделяются следующие:

  • Графическая – ребёнок не может записать цифры, математические символы. У него возникает сложность при изображении геометрических фигур.
  • Вербальная – пациент испытывает трудность перед просьбой назвать арифметическое действие.
  • Дислексическая – такая форма заболевания проявляется в отсутствии возможности прочитать математические символы.
  • Операциональная – невозможность сделать арифметическое действие.

Акалькулия

Акалькулия: виды, причины возникновения, профилактика и лечение

Акалькулия – это симптом нейропсихологического генеза, обнаруживающийся в нарушении способности считать и производить операции по вычислению. Возникает акалькулия вследствие повреждения различных сегментов коры мозга.

Выделяют первичную форму описываемого нарушения и вторичную. Первая – обусловлена непониманием разрядной числовой структуры, сложностями непосредственно в вычислительных операциях, неспособностью распознать арифметические знаки.

Она является симптомом, независящим от иных дисфункций психики. Первичная акалькулия зарождается при повреждении теменно-затылочно-височных сегментов мозга и представляет собой сбой в понимании пространственных связей.

Вторичная – может появляться при иных дисфункциях психики (например, при амнезии или афазии) либо вследствие общего расстройства целенаправленной умственной деятельности.

Акалькулия и дискалькулия

На школьном возрастном этапе приблизительно 5% малышей страдает такой дискалькулией, которая обнаруживается в неспособности производить любые операции по вычислению, не умении различать цифры и непонимании счета.

Синдром акалькулии зарождается при адекватном умственном формировании вследствие какого-либо недуга или травмы. Дискалькулия, прежде всего, характеризуется невозможностью овладеть арифметикой, а акалькулия – расстройством счетных операций.

Акалькулия являет собой приобретенный мозговой дефект, при котором утрачивается умение производить простейшие арифметические операции.

Дискалькулия, в свой черед, характеризуется потерей возможности обучить ребенка математическим действиям. Часто этой проблеме сопутствует неспособность распознавать литеры.

Нередко, акалькулию сопровождает дисфункция психики, вследствие чего у взрослых лиц повреждаются отдельные сегменты мозга, ответственные за операции счета и числа.

Акалькулия, что это такое и каковы ее причины? Ниже приведены основные виды акалькулии и причины возникновения.

Первичная акалькулия обнаруживается в результате повреждения затылочно-теменно-височных сегментов коры. При данной разновидности недуга индивид испытывает сложности в произведении простейших математических действий, не разумеет строение чисел, нередко путает арифметический знак.

На фоне психической дисфункции может зародиться вторичная акалькулия. При этой вариации недуга субъект может спутывать цифры, вследствие их похожести по написанию.

Также могут наблюдаться сбои в операциях счета, совершаемых в уме. Такие субъекты не в состоянии правильно произвести счетное действие. Индивидов, страдающих анализируемым расстройством, нельзя относить к умственно отсталым.

Таким индивидам сложно пересчитать деньги или запомнить цифры.

Формирование акалькулии наблюдается вследствие нарушений различных когнитивных процессов.

Виды акалькулии различают в зависимости от пораженной познавательной функции.

Вербальная разновидность недуга обнаруживается в неумении словесно обозначить математические понятия. Больной успешно может производить математические действия, но вербально назвать числа, символы, обозначить численность объектов не может.

Апраксическая вариация недуга выражается в невозможности посчитать предметы. Индивид не может произвести счет предметов и определить количественные характеристики.

Операциональный вид акалькулии заключается в потери умения выполнять математические действия.

Графическая разновидность описываемого нарушения обнаруживается в неумении записывать математические знаки и обозначения, а также правильно рисовать геометрические фигуры.

Дислектиксическая акалькулия состоит в утрате способности прочитать математические символы, сформулировать количественные термины.

Дискалькулия возникает еще на раннем возрастном этапе. Выражается она в неспособности малышей обучиться математическим операциям. Их мозг не воспринимает эту информацию. Данная проблема врожденного генеза и присутствует она всю жизнь.

Часто такой дефект наступает вследствие генетической предрасположенности.

Результатом становится умственная отсталость, поскольку крохи не в состоянии посчитать, определить правую или левую сторону, время, у них наблюдаются сложности с распознаванием геометрических фигур и букв.

Среди общих признаков дискалькулии выделяют следующие: неспособность совершать некоторые операции по вычислению, проблемы с распознаванием цифр (например, единица схожа с семеркой), сложности в элементарных вычислениях, обусловленные невозможностью определить символ или знак, объяснить математическую операцию.

Акалькулия у детей

Рассматриваемая дисфункция является приобретенным недугом, проявляющимся в сбое при произведении арифметических действий.

Причины акалькулии у детей заключаются в поражении мозговых структур. Способность считать являет собой фундаментальный навык, отсутствие которого значительно осложняет существование, препятствует получению образования и овладению профессией. Главенствующее место в формировании счетных процессов принадлежит теменно-затылочным зонам и теменным сегментам коры.

Причины акалькулии обусловлены поражением перечисленных мозговых участков, вследствие чего возникают сбои в пространственном ориентировании и понимании пространственных отношений.

Лурия определил, что большинство малышей, страдающих описываемым дефектом, владеют порядковым счетом, соотнесением количества предметов, могут пересчитывать, но понять принцип разрядности, оперировать обобщенными множествами они не могут.

Кардинальными симптомами данной патологии являются: распад понимания числа, расстройство в уразумении разрядной структуры числа, понимании значения знаков. Умение считать являет собой интеграцию нескольких познавательных навыков.

Индивид, страдающий акалькулией, испытывает большие сложности в четырех сферах.

Синдром акалькулии и его проявления обусловлены местом локализации аномального очага. Так, при повреждении затылочно-теменных сегментов либо при наличии двухстороннего поражения, можно предполагать первичную акалькулию.

При повреждении затылочного сегмента, исчезает визуальный образ цифры, она перестает для больного являться символом, отражающим определенное количество. Индивид распознает цифры, они смешиваются в восприятии. Это особенно относится к цифрам схожим по начертанию.

При повреждении височных зон наблюдаются сбои в устном счете, префронтальных сегментов – расстраивается целенаправленная деятельность, больной не может планировать счетные действия и контролировать их выполнение.

Иногда рассматриваемая дисфункция полностью способностей к вычислительным операциям не лишает малыша. Отдельные маленькие пациенты сберегают навыки сложения, однако вычитание для них становится невыполнимой задачей.

Описываемому недугу часто может сопутствовать сенсорная афазия.

Степень нарушения произведения арифметических операций варьируется от абсолютной неспособности вычислять до возникновения ошибок в счетных действиях и при манипуляциях с цифрами.

Лечение акалькулии

Вследствие сочетаемости симптоматики акалькулии с иными расстройствами когнитивных функций, часто выявить синдром акалькулии довольно сложно. Его могут просто не заметить на фоне ведущей когнитивной дисфункции.

Однако обнаружение описываемого нарушения является важной работой, поскольку система коррекционных мероприятий обусловлена симптоматикой.

Дабы подтвердить наличие сбоя в произведении вычислительных операций и причислить к определенной категории проводится нейропсихологическое тестирование для определения расстройства счета, дефектов речи, нарушения написания и чтения, отклонений в пространственном ориентировании.

Акалькулия коррекции поддается. Однако для успешной и полной ликвидации симптоматики необходимо, в первый черед, лечение недуга, спровоцировавшего акалькулию.

Первичная форма дисфункции предполагает необходимость возобновления понимания значения цифр и их разрядного строения.

К таким пациентам в нынешней медицинской практике для реставрации утраченной функции благополучно применяется визуальный метод, методика операций с числами и восприятия их разрядов.

Дабы победить рассматриваемый недуг нейропсихолог совместно с логопедом осуществляют трудоемкую и продолжительную работу. Терапевт сотрудничает с иными докторами, самим пациентом, а также с родней больного.

При вторичной форме описываемого нарушения параллельно следует корректировать и иные утраченные познавательные функции.

Следует соблюдать ниже приведенные принципы успешной терапии: комплексность (сочетание педагогического воздействия с медико-психологическими методами коррекции), системность подхода (восстановление навыка вычислительных действий одновременно с этиологической терапией), непрерывность.

Успешность коррекции акалькулии обусловлена временем начала адекватной терапии, прогноз восстановления, определяемый размером поврежденного сегмента – ранним выявлением и своевременным проведением лечебных мероприятий.

Помимо того, успешность и продолжительность терапии обусловлена возрастом индивида, степенью речевых расстройств. Лучшую динамику демонстрируют пациенты, находящиеся на более раннем возрастном этапе.

При этом если недуг зародился в детстве, то в дальнейшем могут отмечаться грубые нарушения в формировании речи.

Профилактическое воздействие, прежде всего, подразумевает предупреждение получения различных мозговых травм, предотвращение нарушения кровоснабжения мозговых структур. Кроме того, необходимо ежегодно проводить плановое обследование, дабы исключить наличие опухолевых процессов либо патологий иного характера.

Психоневролог Гартман Н.Н.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Информация, представленная в данной статье, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию и квалифицированную медицинскую помощь. При малейшем подозрении о наличии акалькулии обязательно проконсультируйтесь с врачом!

Акалькулия — расстройство счета

Акалькулия: виды, причины возникновения, профилактика и лечение

Акалькулия (а + лат. calculo — считать) представлена в виде нейропсихологического симптома, особенность которого заключается в утрате умения осуществлять арифметические действия из-за поражений коры головного мозга.Синонимом акалькулии является дискалькулия.

У пациентов наблюдается отсутствие способности сравнивать числа, вычитать и складывать их, решать элементарные математические задачи.

По сути, умение человека считать является интеграцией одновременно нескольких когнитивных умений. Рассматриваемая же патология провоцирует сложности в следующих областях:

  • ассоциация числа и его устного названия;
  • сравнение цифр с разными числовыми значениями;
  • регистрация в сознании значения числа и понимание его сути;

Симптоматика акалькулии часто является предшественником деменции, причина развития которой заключается в наличии поражений в лобной или теменной доле головного мозга.

Классификация

Акалькулия, как термин, была открыта в 1919 году Ф. Хеншеном. Исследовательская деятельность о нарушении синтеза и анализа вычислительных операций позволила выделить два вида патологии – первичную и вторичную.

  1. Первичная акалькулия является результатом нарушений в височной, затылочной и теменной участках коры. Ключевой особенностью является нарушение синтеза и анализа представлений пространственного характера. Пациенту проблематично проводить вычислительные процессы и различать числа. В подавляющем большинстве случаев больной не понимает различия между такими понятиями, как спереди и сзади, вниз и вверх, право и лево.
  2. Вторичная акалькулия является результатом существующих синдромов нейропсихологического характера.

Симптоматика

Именно у детей первичная форма рассматриваемой патологии проявляется наиболее ярко. К моменту поступления в школу у маленького пациента могут не успеть сформироваться отделы мозга, отвечающие за понимание пространственных явлений. Результатом является проблема понимания арифметических операций и значения цифр на первом году обучения. Также наблюдаются следующие симптомы.

Проявления первичной формы:

  • понятие больше — меньше относительно арифметических действий нарушено;
  • понятие чисел отсутствует;
  • арифметические операции осуществляются проблематично;
  • понятие пространственных координат нарушено;
  • различие разрядных строений чисел отсутствует;
  • понимание разницы между числами отсутствует, если поражена теменная область;
  • сложности в оценке арифметических объектов с цифрой ноль в составе;
  • образное восприятие цифры в виде предмета, например, 50 роз, 10 гривен;
  • изредка остается возможность сложения;
  • серьезные проблемы в процессе вычитания, особенно если приходится работать с числами через десяток;
  • редко акалькулия в данной форме сочетается с речевыми нарушениями.

Если данная патология является результатом поражения лобной части головного мозга, пациент понимает принцип числовых разрядов, ему доступны элементарные арифметические вычисления. Более сложные действия и манипуляции вызывают серьезные затруднения.

Симптомы вторичной формы

Вторичная форма вызвана поражениями префронтального, височного или затылочного отделов головного мозга.

  1. Проблемы в затылочной зоне приводят к нарушению визуального восприятия цифр. В качестве основного заболевания может выступать оптическая агнозия или алексия. Схожие по написанию числа пациент может не отличать визуально, сохраняется разрядное понимание чисел. Нередко такие проблемы сопровождает амнезия на названия чисел.
  2. Дефект слухового понимания чисел наблюдается при поражении височной зоны коры. В качестве основного заболевания выступает сенсорная или акустико-мнестическая афазия.
  3. Проблемы в префронтальной зоне приводят к нарушению понимания арифметических операций. Чаще всего поражается доминирующее полушарие. У правшей – это левое полушарие, а у левшей – правое.

Лечение

Акалькулия требует терапии, основанной на устранение основной причины. Форма синдрома напрямую влияет на то, как будет осуществляться восстановление вычислительных способностей. Ответственность за это несут клинические психологи, дефектологи, специалисты нейропсихологии и психиатры.

Терапия первичной формы

В данном случае ключевая цель представлена восстановление понимания чисел и их разрядной структуры. Среди наиболее эффективных методов следующие:

  • метод понимания разрядов;
  • метод действия с числами;
  • визуальный метод.

Специальные методики, в основе которых лежит визуальная память, принято использовать в тяжелых формах болезни. Это могут быть выложенные перед пациентом в ряд карточки с изображением количества предметов и соответствующими числами.

Игровая форма в случае с детьми приносит более ощутимый эффект. Например, под цифрой 4 на карточке будет изображено 4 книги.

Цветовая гамма предметов должна быть яркой и разнообразной, поскольку в процессе запоминания и восприятия цвет играет немаловажную роль.

Суть метода действия с числами заключается в необходимости пациента разбить любое число на максимум возможных вариаций. Палочки отлично подходят для выполнения данного упражнения. Например, пациенту предлагают разбить на возможные вариации число 7.

Все выполненные действия необходимо записать в дневник. Со временем можно избавиться от палочек и заменить их вербальным комментированием арифметической операции, если пациент будет делать успехи. Все счетные операции необходимо будет проговорить вслух, далее можно переходить на шепот и в результате человек учится считать в уме.

Если неспособность анализировать разряды чисел сопровождается нарушением их названия, актуально проговаривать все числа до 100, а работе дефектолога будет заключаться в появлении разницы между единицами и десятками.

Не менее эффективно упражнение, когда пациенту необходимо написать наименование числа под его названием. Например, под надписью триста сорок семь пациент должен написать 347.

Только первые 2-3 занятия проводятся в наглядно-образном стиле, после чего актуален постепенный переход на ое озвучивание процессов. У взрослых акалькулия легкой стадии корректируется более эффективно, нежели у детей.

Терапия вторичной формы акалькулии

При вторичной форме локация поражения головного мозга напрямую влияет на характер восстановления числового понятия и счета.

  1. Затылочные поражения требуют коррекции правильного написания и визуального восприятия. Наиболее эффективные методики – упражнение с двигательным бразом числа, манипулирование с задачами и числами, а также предметный счет. Не менее эффективен метод озвучивания, когда в уме пациент представляет число. Результат возможен при хорошо развитой зрительной памяти, воображения, а также при сохранном слуховом восприятии.
  2. Проблемы со слуховым восприятием чисел характерны при поражении височных зон. Специализированное терапевтическое восстановление в данном случае не актуально, поскольку нарушение несущественное.
  3. Префронтальные поражения требуют обучения пациентов простому пониманию чисел, постепенно вводятся арифметические операции, где в роли предметов выступают цифры. На завершающем этапе дефектолог вводит арифметические операции с последовательными действиями.

Пациент будет анализировать арифметические действия и за счет объективно-разрядного понимания числа, и за счет привычной предметной характеристики, если вводить манипулирование предметами наравне с числами.

От первичной предметной оценки к разрядной, пространственной характеристике можно перейти за счет переключения на внутреннюю программу сознания от внешних действий. Постепенно арифметические манипуляции восстанавливаются, как и их понимание.

Акалькулия: симптомы и причины возникновения болезни

Акалькулия: виды, причины возникновения, профилактика и лечение

Сложность современной жизни приводит к тому, что с каждым годом растет число людей, страдающих психическими заболеваниями. Растройствами психики по статистике страдает более 35 % человечества.

Самой распространенной формой является депрессия. Среди нарушений встречается такое заболевание, как акалькулия. Это утрата человеком способности считать. Заболевание относится к наиболее серьезным, но оно излечимо.

Причины развития нарушения

Акалькулия – это приобретенное заболевание, которое развивается из-за поражения отдельных участков головного мозга. Причиной могут стать травмы, развитие новообразований. Очень часто акалькулия развивается на фоне психического расстройства.

Поражение головного мозга, при котором развивается заболевание, сконцентрировано в теменной, затылочной и височной коре головного мозга. Причинами таких поражений могут быть:

  • Наследственность.
  • Различные неврологические нарушения в перинатальный период.
  • Опухоли в головном мозге.
  • Интоксикации различной степени интенсивности.
  • Поражение головного мозга на фоне развития инфекционных заболеваний.
  • Негативное воздействие социальной среды.
  • Черепно-мозговые травмы.
  • Цереброваскулярные заболевания.

Как правило, это симптом какого-либо психического заболевания, но акалькулия может выступать и как самостоятельная патология.

Развитие заболевания у детей

В школьном возрасте около 5 процентов детей страдают дискалькулией. Это непонимание принципа счета, невозможность различать арифметические действия. Акалькулия идискалькулия взаимосвязанные между собой заболевания.

Об акалькулии речь идет в том случае, если ребенок был умственно развит, но утратил способность в результате травмы или заболевания. При дискакалькулии у ребенка теряется возможность обучаться любым арифметическим действием, а часто это сочетается с проблемой невозможности распознавания букв.

Дискалькулия у детей начинает развиваться с раннего возраста. Она выражается в том, что такого ребенка просто невозможно обучить каким-либо арифметическим действиям. Его мозг полностью отказывается воспринимать данную информацию. Чаще всего такое заболевание встречается у детей с генетической предрасположенностью. В итоге заболевание перетекает в умственную отсталость.

Лечение

Акалькулия поддается лечению, но для полной ликвидации симптомов, необходимо устранить причину патологии, то заболевание, которое стало причиной нарушений. Другая ситуация возникает с дискалькулией. Так как это заболевание не приобретенное, а врожденное, лечение предполагает только коррекцию и меры профилактики.

Методики лечения акалькулии будут зависеть от возраста пациента и степени тяжести заболевания. Если болен взрослый человек, то терапия будет проводиться со специалистами с применением различных компьютерных программ. Больного постепенно приводят к осознанию понятия числа. После этого начинается обучение математическим действиям от простых до более сложных.

У детей лечение построено на игре. Чаще всего для этого используются картинки с изображением цифр. Ребенка визуально приучают различать цифры.

Коррекцией дискалькулии должен заниматься врач-логопед. При необходимости к раьоте с пациентом может быть привлечен психолог и невролог.

Для коррекции разрабатываются специальные методики. Занятия могут проходить в любом комфортном для ребенка месте. Методика состоит из целого комплекса игровых упражнений, которые обучают счету. Также занятия должны быть направлены на развитие речи, мышления, изобразительных способностей ребенка.

Для устранения дискалькулии очень важно развить грамотную и связную речь. Коррекция должна быть основана на расширении словарного запаса у ребенка с одновременным изучением математических терминов. в самом начале должно вводится понимание больше, меньше, название геометрических фигур, признаки предмета.

Следующим этапом вводится обучение порядковому счету, употребление цифр в речи. Ребенка учат сравнивать цифры, предметы, их количество, качественные характеристики. У ребенка формируют связь между цифрой и ее визуальным выражением на письме. Развивается сразу и мелкая моторика, и мышление.

Как только будут достигнуты устойчивые достижения в счете, преподаватель переходит к простейшим арифметическим действиям. Цель показать ребенку логику решения.

Профилактика дискалькулии

Профилактические меры нарушения будут зависеть от того, какой вид патологии у пациента:

  • Графический – профилактика такого вида нарушения возможна с помощью упражнений для развития зрительных образов, мелкой моторики, координацией между движениями рук и зрением.
  • Вербальное нарушение можно предупредить, обучая ребенка названиям математических действий и их сущности. Дети должны уметь правильно использовать понятия в своей речи. Происходит развитие всех функций памяти, ребенок приобретает понимание формы, цвета и размера.
  • Практогностический вид предупреждается при помощи обучения навыкам счета в математике, арифметические действия должны выполняться с их последовательным проговариванием. Важно, чтобы в слух проговаривался полученный результат. Должны развиваться зрительное восприятие, координация движения, возможность соотносить реальный предмет и его изображение.
  • Дислексический вариант предупреждается развитием зрительного восприятия у ребенка. Он должен иметь представление о форме, цвете, правильно распознавать и называть математические символы, понимать смысл знаков, развивать память и логическое мышление.

Все меры профилактики направлены на развитие устойчивого восприятия зрительно математических символов, а затем грамотное их применение в арифметических расчетах.

Своевременное обнаружение проблемы поможет искоренить ее в самом начале и повысить успеваемость ребенка в школе.

Что такое акалькулия и чем она отличается от дискалькулии?

Акалькулия: виды, причины возникновения, профилактика и лечение

Акалькулия – это нейропсихологический симптом, характеризующийся потерей способности человека к осуществлению различных арифметических действий вследствие поражения коры головного мозга. При данном расстройстве больной не может решить элементарные математические задачи, складывать и вычитать числа, сравнивать их и т.д.

Следует различать понятия акалькулии и дискалькулии, так как первое расстройство является приобретенным, тогда как второе обычно становится следствием нарушения развития головного мозга и проявляется невозможностью усваивать математические знания.

Способность человека считать – это, по сути, интеграция сразу нескольких когнитивных умений.

Акалькулия вызывает у больного проблемы в следующих областях: понимание того, что представляет собой некое число, регистрация значения числа в сознании, сравнение его с другими числовыми значениями, а также ассоциация числа с его устным названием. Очень часто симптомы акалькулии становятся первыми признаками деменции, развивающейся на фоне поражения теменной или лобной доли головного мозга.

Происхождение заболевания

Акалькулия, как правило, является симптомом какого-либо психического заболевания, но иногда выступает и в качестве самостоятельной патологии. Исходя из основной причины, болезнь разделяют на первичную и вторичную формы. Первичная акалькулия возникает из-за поражения теменной, затылочной или височной доли левого полушария коры головного мозга.

Вторичная акалькулия включена в структуру нейропсихологического синдрома. Это значит, что она может сформироваться при общем нарушенном развитии интеллекта и на фоне иных психических расстройств.

Данная форма болезни развивается при вовлечении в патологический процесс височной или затылочной доли коры головного мозга, а также ее префронтальных отделов в результате травм или органических патологий.

Лечение и профилактика

Акалькулия может поддаваться терапии, но для полного устранения синдрома необходимо, прежде всего, лечение основного заболевания.

При первичной форме расстройства на первый план выходит необходимость возобновления понятия чисел и их разрядов.

Для восстановления таких больных в современной медицинской практике успешно применяется визуальный метод, а также метод действий с числами и понимания их разрядов.

Существую специализированные методики, применение которых может помочь в наиболее тяжелых случаях. В их основе лежит визуальная память человека. Тренинг может проходить таким образом: перед пациентом раскладываются карточки с изображениями чисел и предметами аналогичного количества. Данный метод может применяться как для взрослых, так и для детей в игровой форме.

Вторичная акалькулия несколько сложнее в плане лечения. Возможность восстановления пациента зависит, в первую очередь, от локализации поражения в головном мозге. Коррекция может быть направлена на визуальные особенности чисел, обучение простому пониманию чисел, выполнения устного счета и арифметических действий и т.д.

В клинической практике активно используется метод манипулирования с предметами и числами. Это позволяет больным самостоятельно проводить анализ математических операций с объективно-разрядным пониманием числа.

Что касается профилактики акалькулии, то она должна заключаться в предупреждении черепно-мозговых травм и сосудистых заболеваний головного мозга. Любые патологии требуют своевременной диагностики и лечения, особенно это касается опухолевых новообразований в коре мозга.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.